Поведения человека говорящие не правду. Теория лжи: как понять, что человек врет? Лицо и губы

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой
Не знаете как понять и определить что человек вам врет? Лучшие советы от психолога, которые помогут вывести лжеца на чистую воду!
В повседневной жизни мы частенько бываем обманутыми.
Причем ложь может быть как незначительной, так и очень крупной.
Кто-то просто обманывает покупателей в магазине, а кто-то плетет не распутываемые сети лжи.
Кто-то врет от скуки, кто-то чтобы скрыть свою настоящую сущность, а для кого-то ложь – всего лишь вредная привычка.
Причем отличить правду ото лжи в большинстве случаев очень просто!
Поэтому если вы хотите понять когда что человек врет- Дневник Успеха поможет вам в этом разобраться!

Постоянно что-то вертящие или крутящие.
Очень часто перед ложью человек берет тайм-аут – выпивает чашку кофе, закуривает или начинает кашлять.
Во время такого небольшого перерыва у человека появляется время обдумать очередную ложь.
Частенько во время лжи человек откланяется от собеседника или приобнимает себя.
Во время разговора лжец также может резко отодвинуться, а его жесты могут стать закрытыми.
Обычно лжецы всегда напряжены.
Узнать, что человек врет можно по деталям. Обычно при более детальных расспросах лжецы начинают путаться и выдают себя.

Однако по одним лишь жестам нельзя судить о правде или лжи.
Наверное, в 95% ложь сопровождается некоторыми другими признаками. Давайте разберем какими.

Как понять что человек врет? Интересные признаки:
Ролевые игры
Человек-лжец играет нужную ему роль: он показывает какой счастливый и радостный, тем самым скрывая правду.
Если вы увидели неискреннее поведение человека, то можете быть уверены – он врет.
Примером данного поведения могут служить 2 подружки, одна из которых восторгается кофточкой другой.
На деле же кофточка может быть настолько отвратительна, что подруга в душе злорадствует уродству соперницы.

Включение дурочка
В данном случае лжец может притвориться, что вообще не понимает сути вопроса. В итоге оппонент не находит, что спросить и лжец вздыхает с облегчением.

Чувство вины
Очень часто лжецы пользуются чувством виныи оборачивают ситуацию в свою пользу.

Лучшая защита – нападение
Что тут сказать?
Чтобы не раскрывать правды, лжец начинает обвинять собеседника во всевозможных грехах и переводит стрелки.
Задавленный чувством вины собеседник тут же перестает докапываться до правды.

Оправдания
В данном случае виноваты будут все, кроме лжеца.
Лжец постоянно будет оправдываться всеми возможными способами, и валить вину на чужие плечи.

Амнезия
Дабы избежать комментирования какой-то ситуации - у лжеца может наступить ни с того ни с сего амнезия.
Он тут же может забыть о сути события и начнет включать дурочка.

Призыв к богу
В моменты, когда лжецу нечего сказать в свое оправдание, он начинает волноватьсяи прикрываться религией.
Он будет утверждать, что является глубоко верующим человеком и его религия не позволила бы поступить тем или иным образом.

Умасливание
А вот этим способом пользуются все без исключения люди, когда желают замутнить чье-то сознание и отвлечь от главной темы.

Ноль на массу
Врун будет стараться любыми способами уклониться от ответа на вопрос.
Он может найти кучу работы, занять себя чем-нибудь, лишь бы избежать ответа.
Ведь в данном случае придется врать и запутываться в своем вранье еще больше!

А также хочу сказать, что хоть мы и разобрали основные признаки лжеца, никто особо ими не пользуется.
Почему?
Да потому что в большинстве случаев правда нам просто не нужна.
Правда может быть горька, а лесть всегда сладка и приятно греет душу.
Не правда ли?

Всем нам в жизни приходилось сталкиваться с ложью. Нередки случаи, когда человек чувствует, что перед ним лжец, но не может объяснить словами, почему так считает. Все дело в неконтролируемой микромимике, именно она помогает выявить обман. А как быть с актерами? Мы ведь знаем, что их действия на сцене или в кино вымышлены, но все равно проникаемся сюжетом и проживаем его по-настоящему. Почему мы верим их игре? И как понять, что человек вам врет?

Психология лжи


На курсе “Актерского мастерства ” в театральной студии Бенефис вопросу психологии лжи уделяется достаточно много времени, так как актеру должны верить все, даже самые взыскательные зрители. Многие люди приходят к нам с единственной целью – научиться доносить до аудитории свой материал, свои идеи так, чтобы в них поверили. Этот навык крайне полезен как в работе, так и в личных взаимоотношениях.

Уже на первых занятиях в студии мы начинаем разучивать этюды. Такие упражнения призваны развивать актерскую технику, научить человека делать точные и грамотные перевоплощения. Ваша задача – настолько вжиться в роль, прочувствовать образ персонажа и его жизнь, чтобы зритель поверил вам безоговорочно. После таких упражнений доносить окружающим свои идеи и мысли в повседневной жизни становится намного проще.

Лжец всегда понимает, что ввязывается в рискованное мероприятие. Подсознательно мы воспринимаем ложь как преступление. И хоть за бытовое вранье ни уголовной, ни административной ответственности не предусмотрено, лжеца преследует страх разоблачения. Даже если человеку глубоко наплевать на ваше мнение о нем и отношение к нему, он в любом случае подсознательно будет делать две вещи:

  1. Пытаться заблокировать передачу ложной информации. Это хорошо прослеживается в детских жестах: ребенок, который лжет, пытается закрыть себе рот руками.
  2. Сообщать лжецу страх перед разоблачением. Оценивать последствия разоблачения человек начинает уже тогда, когда оно неизбежно или уже произошло. До тех пор, пока ложь не раскрыта, даже полная безнаказанность в перспективе не избавит человека от боязни быть изобличенным во лжи.

Лжец будет пытаться скрыть свое волнение под маской фальшивых эмоций. Но проблема в том, что волнение имеет вполне физиологические формы в виде учащенного пульса, усиленного потоотделения, сухости во рту – всё это трудно скрыть. Другая проблема – окружающим заметно, что эмоции фальшивы. Лжеца могут выдать:

  • глаза,
  • мимика,
  • голос,
  • речь,
  • жесты.

Давайте детальнее рассмотрим каждый пункт.

Взгляд


На курсах студии «Бенефис» преподаватели большое внимание уделяют работе глаз. С помощью мимики, и в первую очередь взгляда достигается обратная связь при общении. Ваши жесты и слова могут выглядеть очень убедительно, но если при этом взгляд будет выражать иную эмоцию, интуитивно собеседник распознает ложь.

Глаза, как известно, лгут в первую очередь. Понять по глазам, что человек врет, можно по ряду признаков.

  • Размер зрачка. Зрачок меняет размер не только под воздействием света, он также реагирует на отношение к словам собеседника, конкретнее – на согласие и несогласие. Если человек согласен с вами, его зрачки будут шире, если не согласен – уже. Так, в кивающем человеке с узкими зрачками нетрудно узнать обманщика.
  • Визуальный контакт. Лжец либо избегает смотреть в глаза, либо, наоборот, заглядывает вам в лицо гораздо чаще, чем того требует ситуация. Кроме того, когда человек пытается делать «честные глаза», от напряжения он реже моргает.
  • Бегающий взгляд. Это самый известный признак лжи. Можно добавить, что мы инстинктивно не доверяем человеку с «бегающими глазками», даже если это его обычная манера.
  • Реакция на вопрос. Человек, который по-настоящему вспоминает что-то, всегда отводит глаза в сторону, вниз или вверх, даже если это длится всего секунду. Дело в том, что ложь всегда требует дополнительных усилий памяти: например, нужно помнить до мелочей два варианта событий – подлинный и вымышленный. Человек, который выслушал вопрос и ответил на него, не переставая смотреть вам в глаза, точно ничего не вспоминал. Может быть, потому что вспоминать было нечего.

На курсах в студии «Бенефис» отработка этого блока происходит при помощи специальных упражнений для развития мимики. Они улучшают подвижность и взаимодействие лицевых мышц, особенно тех, которыми мы редко пользуемся в повседневной жизни. Самые простые упражнения – это обычное кривляние или чередование сильного напряжения мышц лица с последующим полным расслаблением. Существуют также упражнения на обособленное использование отдельной группы лицевых мышц. Развивать язык жестов, а также мимическую выразительность лица помогают логоритмические упражнения по актерскому мастерству.

Голос и речь


Преподаватели школы «Бенефис» знают множество уловок, как распознать лжеца. Его часто выдают голос и речь. Человек, говорящий неправду, старается произносить слова быстрее, чтобы не выдать себя. Ложь легче отрепетировать в форме монолога, легенды, подготовиться же к диалогу практически невозможно: ведь мы не знаем, какие вопросы может задать собеседник. Именно вопросы обычно сбивают лжецов с толку: заставляют медлить, мямлить, путаться в показаниях и говорить лишнее. Поэтому на допросах опытных полицейских настораживает, когда двое или больше подозреваемых рассказывают практически дословно одну и ту же историю, отрепетированную до мелочей.

Тот, кому приходилось бывать на допросах в качестве допрашиваемого, надолго запомнит ощущение сухости в горле. Оно возникает от сильного волнения и изрядно мешает говорить.

Лжец всеми силами пытается себя не выдать. Излишние старания бросаются в глаза, например – навязчивое стремление подчеркнуть правдивость своих слов, даже если эту правдивость никто не ставит под сомнение. Он использует характерные речевые обороты: «клянусь», «честное слово», «зуб даю», «чтоб мне провалиться на этом месте». При этом голос лжеца выдает его волнение и старание выглядеть честным. Голос становится более громким, тон – чуть выше обычного. Часто лжец и сам замечает, что его слова прозвучали фальшиво, и начинает волноваться еще больше: запинается, сбивается, заикается, говорит лишние слова, чем еще больше усугубляет свое затруднительное положение.

Контролировать речь так же тяжело, как и собственные эмоции. Одной лишь информации, приведенной выше, недостаточно, чтобы научиться говорить убедительно. Нужно постоянно тренироваться, желательно – под руководством опытного преподавателя. Существует множество театральных методов постановки голоса, которые используют на своих занятиях преподаватели студии «Бенефис»:

  • Дыхательные упражнения;
  • Упражнения на расслабление;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Упражнения на диапазон и др.

Язык жестов и позы


Люди, далекие от мира театрального искусства, не в состоянии контролировать невербальный язык общения, сознательно им пользоваться. Тем не менее, в жестах заложена определенная информация, которой мы обмениваемся с собеседником. Можно сказать, что диалог всегда идет на двух уровнях – уровне речи и уровне невербальных знаков. Существуют жесты, с помощью которых мы можем распознать ложь. Достаточно странного взгляда, поворота головы, движения руки – и вот мы уже не доверяем собеседнику или остерегаемся его, не понимая даже причины такой реакции.

На курсах театрального мастерства учат сознательному управлению невербальными сигналами и микрореакциями. Актер, овладевший такими навыками, способен на уровне ощущений внушить собеседнику желаемую информацию, вызвать определенные эмоции: доверия и симпатии, опасности и неприязни.

Но не все так просто. Даже самый лучший актер не в состоянии полностью управлять невербальным языком своего тела. Для достижения нужного эффекта он усилием воли вызывает в себе некое эмоциональное состояние, в котором нужные невербальные сигналы появляются сами собой. Эта техника лежит в основе известной на весь мир Системы Станиславского, которая изучается и применяется актерами в целях создания сценического образа.

Язык жестов и позы

Вначале статьи мы упоминали детский жест закрывания рта руками. Конечно, взрослые люди этого не делают, но остаточные реакции часто наблюдаются и у них. Например, легкие прикосновения к губам или к носу – наше подсознание пытается в такой способ сдержать обманную речь. Характерный признак: если у человека действительно чешется нос, он будет его чесать, если же человек делает этот жест во время лжи, то касается лица легко и отрывисто, необоснованно. Это актуально и для других жестов, например, когда руки оказываются у лица для прикрытия зевка, чихания или кашля. Хотя, некоторые маскируют этот жест фальшивым покашливанием.

Умение правильно жестикулировать во время произнесения речи делает её более выразительной, помогает удерживать внимание публики. В театральной студии «Бенефис» вы научитесь замечать чужие невербальные жесты и осознанно контролировать собственные. Для развития гибкости и подвижности рук мы используем различные упражнения: «Крокодил», «Красим забор», «Собери по частям», «Гладим животных» и другие пантомимы. Заученные, механические движения еще никому не прибавляли убедительности. Другое дело, когда определенные жесты входят в привычку, органично вписываются в арсенал выразительных средств.

Закрытые позы


Характерными признаками лжи являются некоторые позы, которые человек может принимать неосознанно:

  • Скрещивание рук на груди;
  • Закидывание ноги на ногу;
  • Положение «четверка» (когда лодыжка одной ноги лежит на колене другой).

Эти позы могут свидетельствовать о попытке что-то скрыть, нежелании вести разговор, о неприязни человека или его страхе.

Когда вы приходите в театр, то прекрасно понимаете, что перед вами не госпожа Бовари, а профессиональная актриса. Но её талантливая игра заставляет вас безоговорочно поверить во всё, о чем она говорит, окунуться в сюжет с головой. Именно этому мы стремимся обучить наших учеников. Искусство перевоплощения, игры оказывается полезным не только на театральных подмостках. Обучившись ему, вам будет проще достичь взаимопонимания с людьми – на работе, в личных и дружеских отношениях.

Как правило, лжецу от вас что-то нужно. Необходимость лгать вызывает в человеке бессознательный стресс. Если тема разговора напрямую касается обоих собеседников, конкретные вопросы не должны вызывать раздражения у отвечающего. Это, разумеется, не касается ситуации, при которой вы "суете нос в чужие дела", проявляете любопытство относительно чужого личного пространства. Что должно насторожить в речи человека, который лжет вам?

  • уклончивые ответы на прямые вопросы;
  • нежелание обсуждать детали темы или дела;
  • ответы вопросами на вопросы;
  • фразы: "Это не важно", "Зачем тебе это?" и тому подобные отговорки;
  • флуд, поток ненужной информации и рассуждений на посторонние темы вместо конкретного ответа на простой вопрос;
  • эмоциональные реакции и ответы, в которых чувствуется скрытое или явное раздражение;
  • оговорки "по Фрейду".

Физиологические признаки

Если человек лжет, это сказывается на его физиологическом состоянии. Какие физиологические реакции характерны для лгущего человека?

  • Часто у человека, говорящего неправду, пересыхает во рту, в связи с этим он будет бессознательно прикасаться к горлу, губам, лицу, совершать глотательные движения, хвататься за стакан с водой.
  • Лжец часто краснеет, ощущая вину и внутренний стыд. Если же он испытывает страх разоблачения, его может покрыть неестественная бледность.
  • Дыхание во время озвучивания неправдивой информации может становиться более частым, глубоким, а перед ответом человек будет судорожно стремиться набрать в легкие побольше воздуха.
  • В ответ на вопрос лжец может часто моргать, что говорит о состоянии стресса и лихорадочном подборе более-менее похожих на правду ответов.
  • У мужчин в процессе вранья может судорожно двигаться кадык, а мышцы шеи - напряжены и это видно невооруженным глазом.
  • О том, что перед вами лжец, может свидетельствовать резкая потливость, человека может "бросать в пот".

Поведенческие признаки

Человек, которому нечего скрывать, во время беседы открыт, расслаблен. Лжец, напротив - напряжен, пытается всем силами отгородиться от прямых вопросов и прямого взгляда. Ряд странностей в поведении визави должны насторожить.

  • Перед ответом собеседник отводит взгляд, а после ответа, чаще всего, внимательно смотрит в глаза, как будто пытаясь понять, верят ему или нет.
  • Скрывая правду, люди инстинктивно применяют тактику бессознательной защиты. Неискренний собеседник стремится дистанцироваться во время беседы, создает материальные "барьеры" - например, может уткнуться в книгу, спрятаться за компьютером, повернуться вполоборота, закидывая ногу за ногу и демонстративно складывая руки на груди крест-накрест, поставить между собой и вами портфель или какой-либо другой предмет.
  • В ответ на заданный вопрос лжец может потянуться за стаканом воды или чашкой кофе, чтобы сделать глоток-другой, закашляться или закурить. Это обеспечивает паузу, во время которой обдумываются варианты не правдивых ответов.
  • Если вопросы касаются личных взаимоотношений, собеседник может демонстрировать возмущение, вскакивать, ходить туда-сюда, бесцельно перекладывать предметы с места на место, теребить детали своей одежды.

Следует учитывать, что слегка неадекватное поведение может быть спровоцировано давлением и бестактностью, особенно касается это ситуаций, связанных с выяснением отношений. В деловом разговоре такое поведение может говорить о том, что человек утаивает правду или даёт ложную информацию.

Анализируя поведение человека во время разговора, не "перегибайте палку". Возможно, стресс у человека вызван сильной природной стеснительностью или вашей агрессивной позицией, психологическим давлением или незнакомой обстановкой. В любом случае, нельзя судить по одному-двум признакам, а только - по их совокупности. Опытный мошенник владеет собой гораздо лучше, и определить, кто перед вами - потенциальный партнер или обманщик, который принесет только неприятности, в этом случае сложнее. В вопросе "верить или не верить" полагайтесь на свою интуицию и наблюдательность.

Лгут все. Кто-то меньше, кто-то больше

Изменить размер текста: A A

Мы скрываем свои эмоции и реальное отношение к тому или иному человеку. «Нужно ли нам знать всю правду?» - вопрос сложный. Большинство людей на него отвечают, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь. И при этом, согласно исследованиям, обычный человек врет три раза за 10 минут разговора. Такие вот мы все противоречивые. Хотим правды, но при этом врем почем зря. И очень хотим понять, как же можно читать мысли других по мимике и жестам.

Правда написана на наших лицах! Так утверждают ученые, психологи-нейролингвисты. В Америке даже сняли сериал «Теория лжи». Его главный герой - ученый-психолог, которого играет Тим Рот. Он расследует запутанные преступления, определяя по мимике и жестам, говорит ли человек правду и что он чувствует на самом деле. Сейчас сериал дико популярен в Америке, у нас его активно смотрят в Интернете. И во многом из-за того, что в нем подробно, с картинками анализируется, что означает тот или иной жест или мимическое движение. Мы внимательно посмотрели фильм, сравнили с научными данными, узнали мнение специалистов и сегодня рассказываем, как вывести на чистую воду лжеца.

Чем мы себя выдаем?

Вранье - определенный вид стресса. Он и создает физиологические реакции, которые потом ученые классифицируют как маркеры лжи. Пока их не так много. Потому что люди, уж что там говорить, умеют врать. Лучше всего это умение, кстати, развито у тех, кто в школе пользовался популярностью. Хотя в сериале «Теория лжи» главный герой, эдакий ухарь-самоучка, говорит: «На лице всего 43 мышцы и 10 тысяч выражений! Если их все выучить, то детектор лжи не понадобится!»

Но вот попробуй все вызубри. К примеру, африканские аборигены как-то совсем не заморачиваются на этот счет. У них есть свой детектор лжи - страусиное яйцо. Человек, который отвечает на вопрос, держит в руках яйцо. Если врет, то яйцо лопается. Он его непроизвольно сжимает чуть сильнее - и скорлупа не выдерживает. А контролировать микросокращения мышц рук человек не может.

У нас все сложнее. Известно, что женщины лучше распознают ложь, чем мужчины. Сканирование мозга обоих полов показало, что у женщин в среднем от 13 до 16 ключевых зон в мозгу в обоих полушариях, которые задействованы в общении и используются для анализа слов, тона голоса, сигналов тела. У мужчин, хоть они и врут больше, таких зон всего от 4 до 7. Как так вышло? Мужской мозг призван решать пространственные задачи, стратегические. А женский существует для общения. Им ведь детей растить. И надо по малейшим признакам понимать, что с ребенком - голоден, болен... Многие женщины даже могут читать эмоции животных. И знают, как выглядит удивленная кошка или раздосадованная собака. А вот мужчины вряд ли отличат одно от другого. Эволюционисты объясняют, что мужская задача - попасть в добычу, а не вести с ней душевные диалоги. Хотя сейчас другое время. Современным мужчинам как раз приходится вести с добычей диалоги в свою пользу. А женщинам нужно уметь охотиться.

Зачем мы врем?

Часто мы не то чтобы врем. А говорим не то, что думаем. Или недоговариваем. Ложь может быть во благо, во спасение, из чувства такта, требований дипломатии. Считается, что, если всегда говорить правду, не будет ни друзей, ни работы, ни отношений. Но существует ли какая-то одна правда? Частенько бывает, что у каждого она своя. Еще в XIX веке фон Нейман предложил отказаться от черно-белого мышления, где есть только «да» или «нет», только ложь или только истина. Существуют еще промежуточные состояния. Такой тип мышления называется трехзначной логикой, когда одна и та же ситуация в разных плоскостях выглядит по-разному. Не стоит об этом забывать. Например, автор книги «Психология лжи» профессор Пол Экман утверждает, что какого-то одного стопроцентного показателя лжи практически нет. Анализируйте комплексно, исходя из ситуации и человека. Но все-таки какие-то объективные сигналы неискренности существуют. Как их распознать?

О ЧЕМ МОГУТ СКАЗАТЬ...

...ГЛАЗА...

Когда человек уверенно хочет отстоять свою ложь и врет сознательно, он старается поддерживать зрительный контакт. Он проникновенно заглядывает в глаза. Это для того чтобы знать, верите ли вы его лжи. А когда человек оказывается застигнутым врасплох и хочет соврать так, чтобы об этом все забыли, он тут же переключает ваше внимание: уходит в другую комнату якобы по делу или ботинки начинает завязывать, бумажки перебирать и буркает что-то под нос. Впрочем, иногда человек заглядывает в глаза в надежде увидеть поддержку. Он может и не врать, но быть очень неуверенным в своей правоте.

Задавая вопрос, следите за глазами, когда человек отвечает. Как правило, если отводит глаза в сторону, значит, вспоминает, чтобы сказать правду. Важно, в какую сторону. Смотрите справа схему психологов-нейролингвистов, рассказывающую, на что указывают движения глаз.

Следите за морганием. Когда лгут, то часто непроизвольно моргают, потому что это стресс. Но, кроме того, повышенное моргание может означать, что предмет разговора ему неприятен, доставляет боль. А чем реже человек моргает, тем он в этот момент счастливее.

...ТЕЛО...

Односторонние движения - когда очень активна лишь одна сторона туловища (плечо, рука, нога) - свидетельствуют: человек говорит обратное тому, что думает. Вообще, если дергает одним плечом, выдает ложь.

Говоря, делает шаг назад - не верит в то, что говорит, отступает.

Если лжец вдруг почувствовал, что неожиданно выдал себя чем-то, он тут же начинает усиленно следить за своим лицом, говорить медленнее, чем обычно, взвешивать слова... И выдать его может именно такая пластика тела. Даже если он выглядит расслабленным и шутливым, тело все равно напряжено и находится в неестественной или неудобной позе. К примеру, ноги сложены иксом, руки пытается сплести или спрятать - что-то он скрывает от вас.

...ЛИЦО И ГУБЫ...

Человек выражает сочувствие, у самого дрожат уголки губ, как бы стремясь вверх. На самом деле он почему-то рад этому событию. Но хочет скрыть радость. Еще уголки губ дрожат или напряжены, когда человек радуется, что удалось одурачить другого.

Поджимает нижнюю губу - не уверен в своих словах, внутреннее несогласие между словом и делом. Например, говорит: «Да, я вам завтра перезвоню». А сам звонить не собирается.

Несимметричное выражение лица, искажение улыбки в одну сторону - человек симулирует эмоцию. Некоторые психологи считают асимметрию лица в разговоре стопроцентным подтверждением того, что человек врет.

Задирает подбородок - испытывает к вам внутреннюю злость и досаду, как бы улыбчиво ни вел себя внешне.

Знайте, удивление, длящееся дольше 5 секунд, ложное. Когда человек слишком стремится показать, что удивлен, значит, он знал все заранее.

...РУКИ

Люди трогают шею, когда врут или когда очень взволнованны. Недаром мужчины в фильмах, если уж какая-то жутко важная новость, хотят ослабить галстук. А когда человек как бы держит себя за горло, он в буквальном смысле боится проговориться. Например, признаться в любви или не наговорить дерзостей начальству. Слова как бы стоят у него в горле, и он их будто бы сдерживает.

Руки складывает в замок - скрывает что-то и держит себя в руках, чтобы не проговориться и не выдать тайну. Если человек старается спрятать руки, положить в карман, сложить их на груди, скорее всего, врет.

Вообще следите за пальцами. К примеру, известный жест «указательный палец вверх», который как бы говорит «Сейчас я вам укажу, как правильно!» на самом деле означает: «Сейчас я вас припугну и заставлю мне поверить». В фильме утверждают, что это сигнал выдумывания лжи. Но психологи трактуют этот жест не так однозначно. Человек может просто угрожать, зная, что реально угрозу не воплотит. Это все равно что грозить сыну ремнем, зная, что не ударишь.

Поглаживает себя пальцами - это жест самоуспокоения обманщика. Хочет подбодрить себя, боясь, что ему не верят.

В конце переговоров недаром есть традиция пожимать руки. Если у вашего собеседника холодные руки - возможно, им владеет страх разоблачения. Правда, у некоторых это связано с недостатком кровообращения.

Речевые признаки лжи

Если человек говорит о ком-то нарочито: «тот мужчина», «та женщина», знайте, это так называемый дистанцирующий язык. Он как бы создает искусственную дистанцию. Уменьшает значение объекта. Зачем? Ну, например, чтобы скрыть факт знакомства или факт близости.

Если сомневаетесь, что вам говорят правду, попросите пересказать те же события в обратном порядке. Когда все правда, то это не составит труда. А когда соврал, то сложно вспомнить, что за чем врал, и перевернуть последовательность.

Если в рассказе слишком много подробностей и ненужных мелочей - возможно, человек хочет продемонстрировать, что он якобы полностью чист, вот, мол, смотри, раскрываю все карты. Это явный симптом лжи.

Внимание на оговорки. Дедушка Фрейд сделал себе на этом имя. Потому что был прав: оговорки выдают лжецов. (Вспомните оперетту «Летучая мышь», где муж рассказывает жене об охоте и собаке Эмме.) Невнятность речи - признак желания соврать и чтобы этого не заметили.

Человека, который врет как дышит, выдает повышенная недоверчивость. Мы же все судим людей по себе. А если человек всему легко верит, значит, он сам обычно не врет. В основе лежит такой механизм психики, который у психологов называется проекцией. Мы всегда так или иначе проецируем на других людей свои особенности.

Если в речи часто звучит слово «просто», значит, человек чувствует себя за что-то виноватым и оправдывается.

Ложь тянет за собой другую ложь. Начните уточнять детали, задавать вопросы вокруг да около, и человек, если врет, себя скоро выдаст повышенной нервозностью. Но сначала задайте себе вопрос: а вы хотите знать эту правду? Как говорил один известный писатель: «Не задавай вопроса, если не знаешь, что будешь делать с ответом». И в любом случае ни один из этих признаков не является окончательным приговором. Это только сигналы, которые дают основание насторожиться, но не заклеймить.

ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ

Если вы очень нравитесь человеку или нравится вопрос, у него заметно расширяются зрачки. Ученые высчитали, что если смотришь на что-то, приятное тебе, то твой зрачок увеличивается на 45%.

Как не стать жертвой лжи

Садитесь на более высокий стул или просто встаньте над собеседником. Более высокое положение подсознательно действует как сигнал запугивания.

Примите открытую позу - не скрещивайте руки и ноги.

Вторгнитесь в личное пространство - подойдите к говорящему как можно ближе.

Копируйте его осанку и жесты. Так устанавливается доверие, и лжецу будет сложнее врать.

Будьте спокойны, сдержите свои эмоции. Люди часто врут, чтобы предотвратить негативные эмоции.

Не обличайте и не обвиняйте. Лучше сделайте вид, что недослышали, и переспросите. Так вы дадите лжецу шанс исправиться и сказать правду.

СИГНАЛЫ ИСКРЕННОСТИ

Морщинки при улыбке вокруг глаз - искренняя улыбка. При фальшивой улыбке работают только губы.

Если в рассказе присутствуют пробелы, неточные детали, спонтанные поправки, возвраты «а-а, нет, я вспомнил, машина была белая!» - это признаки правдивого рассказа.

Рассказать друзьям