Как любовь формирует мозг ребенка. Сью Герхардт - Как любовь формирует мозг ребенка? Раннее детство влияет на способность быть счастливым взрослым

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Книга о том, как первые месяцы и годы определяют дальнейшую жизнь человека. Этот постулат многократно подтверждается и иллюстрируется со всех сторон сплавом актуальной научной информации из неврологии, физиологии, нейропсихологии, психотерапии и биохимии.
И почему некоторые модели поведения передаются из поколения в поколение.

Мне всегда очень нравятся такие книги – где каждое утверждение подкрепляется ссылкой на исследования младенцев, особенности развития их мозга, работы гормонов, ссылкой на долгосрочные исследования детей, уже ставших взрослыми.

Было интересно узнать, насколько наш мозг пластичен.
Что темперамент человека, особенности его реакций на стресс, общительность – замкнутость, склонность к неврозам, депрессиям, анорексии, асоциальному поведению, все это формируется во время беременности — под влиянием состояния мамы (находится ли она в стрессах или в умиротворении) и во время младенчества.

Что мозг ребенка сканирует и, как зеркало, отражает состояние мамы один-в-один.

Что выражение «это все гены», в корне не правильно – да, это гены, но они смогли именно так проявиться/не проявиться именно в условиях данной семьи, данных детско-родительских взаимоотношений.

Во время беременности и раннем младенчестве формируется клише реакций и поведения взрослого, основа того, каким человеком, с каким характером и способностями он будет.

То, что дети не умеют ещё регулировать своих эмоций и центр регуляции эмоций формируется в головном мозге только к 24 годам, я знала раньше из бодинамики. В этой книге было интересно прочесть биохимические и нейропсихологические стороны этого процесса.

Пару разворотов взятых с Лабиринта. Картинки кликабельны, открываются в читабельном размере.

Хорошая детская подушка от 3 лет поможет ребенку видеть приятные сны, но только когда мама будет рядом, добрым ангелом (своим присутствием) охраняя этот сон. Это же так физиологично! :)

Помню, как на последнем месяце беременности мне в руки попала книга британского психотерапевта Сью Герхардт «Как любовь формирует мозг ребенка». Уж очень настоятельно советовал прочитать ее мой преподаватель по психологии. И что вы думаете? Книга полностью изменила мои взгляды на воспитание ребенка!

Эта книга, в отличии от популярных нынче книг по психологии, является результатом многолетних наблюдений, подкрепленных обучением и психотерапевтической практикой, в которой особенное внимание уделялось теме взаимоотношений между младенцами и их матерями.

Я думаю, что многие знают, что младенцы не просто беззащитные существа способные только кушать, какать, плакать. Все знают, что общение общение ребенка со взрослыми очень важно и не должно сводиться лишь к удовлетворению его физиологических нужд. Обязательно проявление любви, отзывчивости, ласки, иначе сроки проявления общения начинают задерживаться, может отмечаться скудость эмоциональной сферы, низкая инициативность.

В книге особое внимание уделяется атмосфере, в которой растет ребенок. Это система, в которой все взаимосвязано. То, как ведет себя один человек, влияет на то, как ведет другой, а затем поведение этого другого оказывает влияние на первого ит.д.

Здесь и Джон Боулби со своей теорией привязанности - для того чтобы понимать людей, необходимо понимать среду, в которой они находятся. На формирование ребенка оказывают влияние другие люди, в той же степени, что и еда которую он ест и воздух которым он дышит. Более того, младенец - наиболее подверженное социальному влиянию существо на планете. В этом влиянии можно найти ключ к тому, что собой представляют его эмоции и как ими управлять. Это означает, что наш младенческий опыт оказывает куда большее влияние на то, какими взрослыми мы становимся, чем мы сами об этом думаем. Именно во младенчестве мы чувствуем впервые и учимся тому, что делать с этими чувствами, начинаем систематизировать собственный опыт и вырабатывать механизмы, которые будут влиять на наше дальнейшее поведение и умственные способности. Невролог Даг Ватт назвал раннее младенчество периодом «невспоминаемым и незабываемым».

Любовь матери и забота о младенце помогает развивать мозг и тело. Многие стороны телесных функций и эмоционального поведения сформированы в человеке в результате социального поведения. К примеру, ребенок, о котором плохо заботились во младенчестве (послеродовая депрессия мамы), демонстрирует более реактивный ответ на стресс, чем ребенок, о котором заботились должным образом, его биохимические реакции также будут отличными.

В книге описывается разрушающее действие гормона кортизола на еще не сформированный мозг младенца. Как передающиеся из поколение в поколение советы из серии - пусть покричит, легкие должны прочистится - способствуют резкому скачку этого гормона стресса.

Если ребенок плачет, значит какие-то из его потребностей не удовлетворены. В книге продемонстрировнно, что такие потребности - не плод фантазии, не инструмент пропаганды для порабощения женщин, у них есть биологическая основа. В течении «первичного периода», как назвал Мишель Оден период зависимого младенчества, у младенцев в самом деле есть очень настоятельные потребности. Они требуют больших затрат, так как они продолжительны, иногда сложно постижимы в отсутствие речи, и они не согласуются с потребностями взрослых. Нельзя попросить младенца подождать, пока ты закончишь телефонный разговори или свой обед. Как только раздается крик, есть необходимость его успокоить и это превыше всего. Младенец не может ждать, так как у него нет представления о времени и в связи с этим нет способности отложить свою потребность в чем-то минут на 10.

То, что для стороннего наблюдателя может выглядеть как незначительные различия в поведении - между матерью, которая спешит к своему младенцу, как только слышит его плач, и той, что сначала допивает свою чашку кофе, между родителем, который о своем ребенке говорит исключительно позитивно, и тем, что говорит о нем, как «о занозе в одном месте», - может иметь значительные последствия. Родители, которые с большой неохотой выполняет свои обязанности, враждебно настроенные родители, родители в стрессе, отсутствующие или не обращающие внимания на ребенка родители будут не в состоянии обеспечить ребенку ту среду, в которой он нуждается для развития эмоциональной сферы. Их дети могут быть хорошо накормлены, они могут пройти все основные вехи своего развития, они могут быть даже смышлеными в области освоения новых знаний, если они получают другие виды стимуляции в нужном объеме, но в эмоциональном смысле они будут слабо развиты.

Сью Герхард

Как любовь формирует мозг ребенка?

Моим детям, Джессике и Лоренсу

Перевод сделан с английского издания Psychology Press, a member of the Taylor&Francis Group.

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой-либо форме – графической, электронной или бумажной – без письменного согласия владельцев авторских прав


Об авторе: Сью Герхардт – британский психотерапевт и психоаналитик, занимающийся частным консультированием, сооснователь Оксфордского Проекта для родителей и младенцев (OXPIP), ведущей благотворительной организации, предоставляющей психотерапевтическую помощь родителям и детям.

Благодарности

Многие участвовали в создании этой книги, некоторые – сами того не зная. Я бы особенно хотела поблагодарить своих пациентов, посещавших меня все эти годы, за то, что они многому меня научили.

Я бы хотела поблагодарить своих друзей, которые уделили время прочтению рукописи и снабдили меня неоценимыми отзывами: Джейн Хенрикс, Пола Герхардта, Диану Гудман, Пола Хэрриса, Молли Кеньон-Джонс, Джона Миллера, Джона Фиббса, Паскаля Торрасинта и Эндрю Веста.

Я бы также хотела поблагодарить Фиону Даксбери, Джона Эджингтона, Мортен Крингельбах и Аллана Шора за полезные комментарии к отдельным главам.

В моей профессиональной деятельности я бы хотела поблагодарить Дафну Бриггс за вдохновляющее представление результатов наблюдения за младенцами, с которого все и началось. Я бы также хотела поблагодарить Пенни Джейкс за ее неизменную поддержку в моей борьбе за возможность работать с родителями и детьми, а также всех моих коллег по Оксфордскому проекту для родителей и младенцев, особенно Джоанну Такер. А также Жана Нокса и других коллег по Международной сети привязанности, которые также расширили мои представления о привязанности.

Также я хотела бы поблагодарить всех моих друзей за их поддержку, в особенности Джейн Хенрикс, Энджи Кэй и Найджела Барлоу, за мозговые штурмы и за стимулирование моих детей, за то, что мирились со всем этим, Джона Фиббса за его поддержку на последних этапах написания книги.

Самую большую благодарность я должна выразить Полу Герхардту, который все это время был моим надежным тылом и без которого эта книга не была бы написана.

Благодарности за использование сторонних материалов

Шесть строк из «Последнего фрагмента» Раймонда Карвера с милостивого разрешения «Гроув/Атлантик».

Описание Денниса Поттера из книги «Биография» Хамфри Карпентера с разрешения «Фабер и Фабер».

Выдержки из книги «Энн Секстон: Биография» Дианы Вуд Миддлбрук. Перепечатано с разрешения «Хоутон Миффлин Компани». Все права защищены.

Приблизительно 45 слов из книги «Чистый лист: Современное отрицание человеческой природы» Стивена Пинкера («Викинг Пингвин», член «Пингвин Путнам Инкорпорейтед», 2002). Воиспроизведено с разрешения Пингвин Букс Лимитед.

Приблизительно 194 слова из «Рождение женщины: материнство как опыт и институт» Адриэн Рич, 1997. Все права защищены. Перепечатано с разрешения «Тайм Уорнер Букс Великобритания».

Выдержка из главы «Нежность и гнев» в книге «Рождение женщины: материнство как опыт и институт», Адриэн Рич, 1986, 1976. Все права защищены. «Нортон и Компани, Инкорпорейтед». Использовано с разрешения автора и «Нортон и Компани, Инкорпорейтед».

Приблизительно 200 слов из работы «Билли» Памелы Стивенсон, 2000. Все права защищены. Воспроизведено с разрешения «Харпер Коллинз Паблишерс».

Приблизительно 300 слов из книги «Дело всей жизни», Рейчел Каск, 2001. Все права защищены. Воспроизведено с разрешения «Харпер Коллинз Паблишерс».

Схема 3.1. Из книги «Повреждает ли стресс мозг» Дугласа Бремнера, 2002. Все права защищены.

Введение

Новый способ понимания

Эта книга является результатом многолетних наблюдений, подкрепленных обучением и психотерапевтической практикой, в рамках которой особенное внимание уделялось теме проблемных или нарушенных взаимоотношений между младенцами и их матерями. Следуя своему предчувствию о том, что ранние взаимоотношения определенно должны оказывать влияние на дальнейшее психологическое состояние, я начала изучать работы, посвященные вопросам развития мозга у младенцев и маленьких детей. В дальнейшем мне удалось связать эти данные с данными, относящимися к психологически неблагополучным взрослым – людям, страдающим целым рядом проблем, от небольшой депрессии до умственной и физической психопатологии.

По мере изучения мне стало понятно, что происходит нечто новое и замечательное и что мои собственные открытия оказались очень своевременными. Мы подошли к тому моменту, когда из слияния нескольких разных дисциплин родилось новое понимание эмоциональной жизни. Мне бы хотелось предложить вам путеводитель в этот новый мир, который, возможно, изменит ваше понимание партнерских отношений и будет полезен как для родителя, так и для медицинского специалиста. Нередко трудные для понимания неспециалистом и сухо написанные медицинские, научные и академические тексты, на которые я опираюсь, содержат жизненно важную информацию, но она недоступна широкому кругу читателей. Именно эта информация кардинально изменила мое представление об эмоциональной жизни. Соединяя информацию из этих источников и «переводя» ее на более понятный язык, я предлагаю вам самостоятельно совершить подобные открытия.

Новый взгляд, открывшийся на эмоциональную жизнь, появился не из-за какого-то конкретного прозрения, а благодаря воздействию множества событий, произошедших одновременно в неврологии, психологии, психоанализе, биохимии. С тех пор как эти дисциплины начали сообщаться между собой и влиять друг на друга, появилось более глубокое понимание того, как человек становится человеком и как он учится испытывать эмоции по отношению к другим людям. Впервые стало возможно появление полностью биологического объяснения нашего социального поведения – через понимание младенческого периода в жизни человека, развития нашего «социального мозга» и изучение биологических систем, включенных в процесс эмоциональной регуляции. Основная задача сейчас состоит в том, чтобы поместить это научное знание в центр нашего понимания эмоциональной жизни человека.

Для меня этот процесс был своего рода путешествием – волнующим, а иногда достаточно болезненным. С одной стороны, мои открытия привели меня к пониманию того, что недостаточная информированность родителей или неспособность родителей справиться со своими обязанностями по заботе о младенце могут привести к серьезным негативным последствиям для их отпрысков, своего рода инвалидности, которая неизбежно будет причинять вред и другим людям. С другой стороны, ко мне пришло понимание того, что можно избежать проявлений поведенческих отклонений, болезней или склонности к преступному поведению, которые обычно считаются следствием «плохих генов», неизбежными и предопределенными. Более того, мои исследования дали мне надежду на то, что при достаточном количестве желания, воли и ресурсов можно предотвратить процесс трансляции травмы от одного поколения к другому: ребенок, выросший в травмирующей обстановке, не обязательно становится травмированным и травмирующим родителем.

Чиновники, руководствуясь добрыми намерениями, осознали, что есть необходимость в поддержке семейной жизни. И они даже предприняли некоторые меры для этого – от налоговых послаблений до курсов для будущих родителей. Политики опасаются, что влияние проблемных семей, связанных с криминальным поведением, насилием и наркотиками, будет слишком дорого обходиться обществу. Несмотря на то что такая поддержка является жизненно необходимой для подобных семей, это очень напоминает раздачу еды голодающим или, если использовать другую аналогию, вкладывание средств в содержание плохо построенного дома. Постоянные проблемы с протечками, плохим отоплением или звукоизоляцией могут быть временно устранены, но ничто не может изменить факт, что дом построен плохо и на его содержание по-прежнему будут уходить значительные суммы. То же и с людьми, основы которых не были в свое время надлежащим образом заложены. Несмотря на то что дорогостоящий ремонт может быть произведен и в более поздние периоды жизни, период закладки фундамента – когда коррекция наиболее действенна – уже закончен. Для того чтобы построить хороший дом, его основы нужно спроектировать заранее.

Эти основы закладываются во время беременности и в течение первых двух лет жизни ребенка. Это период строительства «социального мозга», период, когда формируются индивидуальный эмоциональный стиль и эмоциональные ресурсы. В части I этой книги я опишу процесс формирования социального мозга, то есть той части мозга, в которой формируется процесс управления чувствами в соответствии с действиями других людей, а также процессы становления механизма реагирования на стресс, иммунных реакций и действий нейротрансмиттеров, которые оказывают воздействие на дальнейшую эмоциональную жизнь. Новорожденный человек формируется благодаря воздействию различных социально и культурно обусловленных программ – начиная с физиологических установок, заканчивая эмоциональными ожиданиями и механизмами поиска пары.

Как любовь формирует мозг ребенка? Сью Герхардт

(Пока оценок нет)

Название: Как любовь формирует мозг ребенка?
Автор: Сью Герхардт
Год: 2004
Жанр: Воспитание детей, Детская психология, Зарубежная прикладная и научно-популярная литература

О книге «Как любовь формирует мозг ребенка?» Сью Герхардт

Эту книгу смело можно внести в список литературы, который обязательно должны читать все родители, а также люди, напрямую связанные с детьми. Здесь вы получите четкое объяснение, почему в начале жизни малыша для успешного формирования мозга жизненно необходимой является любовь, а также как воздействует на развитие ребенка эмоциональное взаимодействие между ним и его родителями.

Сью Герхардт - не случайный человек в мире детской психологии. Это британский психотерапевт и психоаналитик. Многие годы она занимается изучением влияния ранних отношений на процесс формирования детской нервной системы. В своих исследованиях она опирается на последние наработки, сделанные неврологами, физиологами, психоаналитиками и биохимиками.

Несмотря на свою высокую научную ценность, работа «Как любовь формирует мозг ребенка» нисколько не напоминает нравоучительные книжки про детское воспитание. Но в ней изложены научно подтвержденные факты влияния поведения родителей на формирование мозга у ребенка.

На протяжение первых лет жизни младенец сонастраивается с окружающей средой и другими людьми. Малыш отправляет запросы-сигналы своим родителям, а в ответ получает или не получает реакцию. От данного обмена зависит то, насколько будут развиты те или иные зоны мозга, насколько чувствительными будут его рецепторы, сформируется ли «нормальный» уровень гормонов стресса и многие другие процессы.

Стоит отметить, что читать эту книгу не очень легко. Она изобилует научными терминами. Однако автор постаралась минимизировать их количество. Многие вопросы, затронутые здесь, следует осмыслить. Поэтому неторопливое чтение идет только на пользу.

Если у вас пока нет детей, вам все равно имеет смысл обратить внимание на произведение «Как любовь формирует мозг ребенка». Она позволит вам разобраться в себе, объяснит некоторые ваши психологические реакции и стратегии с точки зрения раннего опыта.

Сью Герхардт предупреждает нас о том, как во взрослом возрасте проявляются последствия отрицательного раннего опыта. Она объясняет, что депрессии, пограничные расстройства, анорексия, а также агрессивное асоциальное поведение - это не просто поведенческие проблемы. Они базируются на особенностях физиологии. Они возникают из-за недостаточного развития центральной нервной системы и нарушений в системе регуляции стресса.

Для ответственного родителя «Как любовь формирует мозг ребенка» — это просто кладезь бесценной информации о том, какие процессы происходят с малышом, начиная с первых дней его жизни, и как себя лучше всего вести родителю, чтобы не навредить развитию крохи.

На нашем сайте о книгах lifeinbooks.net вы можете скачать бесплатно без регистрации или читать онлайн книгу «Как любовь формирует мозг ребенка?» Сью Герхардт в форматах epub, fb2, txt, rtf, pdf для iPad, iPhone, Android и Kindle. Книга подарит вам массу приятных моментов и истинное удовольствие от чтения. Купить полную версию вы можете у нашего партнера. Также, у нас вы найдете последние новости из литературного мира, узнаете биографию любимых авторов. Для начинающих писателей имеется отдельный раздел с полезными советами и рекомендациями, интересными статьями, благодаря которым вы сами сможете попробовать свои силы в литературном мастерстве.

Рассказать друзьям