Дети, которых воспитали животные. Самые известные дети-Маугли: как сложились судьбы малышей, которые выросли среди животных Одичавшие люди

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Человек с детства формируется под влиянием тех условий, в которых растет. И если до пяти лет ребенок оказывается в окружении животных, а не людей, он перенимает их повадки и постепенно теряет человеческий облик. «Синдром Маугли» - такое название получили случаи формирования детей в дикой среде. После возвращения к людям для многих из них социализация стала невозможной. Как сложились судьбы самых известных детей-маугли - далее в обзоре.

Индийская девочка-маугли Камала

Памятник Ромулу, Рему и волчице, их вскормившей

Первым известным случаем воспитания детей животными, если верить легенде, была история Ромула и Рема. По мифу, в детстве их выкормила волчица, а позже нашел и вырастил пастух. Ромул стал основателем Рима, а волчица - эмблемой столицы Италии. Однако в реальной жизни у историй о детях-маугли редко случаются подобные хеппи-энды.

История, рожденная воображением Редьярда Киплинга, на самом деле абсолютно неправдоподобна: дети, потерявшиеся до того, как научились ходить и говорить, во взрослой жизни уже не смогут освоить этих навыков. Первый достоверный исторический случай воспитания ребенка волками был зафиксирован в 1341 году в Гессене, Германия. Охотники обнаружили ребенка, который жил в стае волков, бегал на четвереньках, далеко прыгал, визжал, рычал и кусался. Половину своей жизни 8-летний мальчик провел среди животных. Он не умел говорить и ел только сырую пищу. Вскоре после возвращения к людям мальчик умер.

Кадр из мультфильма «Маугли», 1973

Дикарь из Аверона в жизни и в кино

Самым детально описанным случаем стала история «дикого мальчика из Аверона». В 1797 году во Франции крестьяне поймали в лесу ребенка лет 12-15, который вел себя как маленький зверь. Он не умел говорить, слова ему заменяло рычание. Несколько раз он сбегал от людей в горы. После того как его снова поймали, он стал объектом внимания ученых. Естествоиспытатель Пьер-Жозеф Бонатер написал «Исторические заметки о дикаре из Аверона», где подробно изложил результаты наблюдений. Мальчик был нечувствителен к высоким и низким температурам, имел особенное обоняние и слух, отказывался носить одежду. Доктор Жан-Марк Итар в течение шести лет пытался социализировать Виктора (как назвали мальчика), но тот так и не научился говорить. Он умер в возрасте 40 лет. История жизни Виктора из Аверона легла в основу фильма «Дикий ребенок».

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Дина Саничар

Большинство детей с синдромом Маугли найдены в Индии: с 1843 по 1933 год тут зафиксировано 15 подобных случаев. Дина Саничар жил в логове волков, его нашли в 1867 году. Мальчика научили ходить на двух ногах, пользоваться посудой, носить одежду, но говорить он не мог. Саничар умер в возрасте 34 лет.

В 1920 году жители индийской деревни обратились к миссионерам с просьбой помочь им избавиться от жутких призраков из джунглей. «Призраками» оказались две девочки восьми и двух лет, которые жили с волками. Их поместили в сиротский приют и назвали Камалой и Амалой. Они рычали и выли, ели сырое мясо, передвигались на четвереньках. Амала прожила меньше года, Камала умерла в 17 лет, достигнув к этому моменту уровня развития четырехлетнего ребенка.

Индийские маугли Амала и Камала

В 1975 году пятилетнего ребенка среди волков нашли в Италии. Его назвали Роно и поместили в Институт детской психиатрии, где врачи работали над его социализацией. Но мальчик умер, питаясь человеческой едой.

Кадр из фильма «Дикий ребенок», 1970

Подобных случаев было немало: детей находили среди собак, обезьян, панд, леопардов и кенгуру (но чаще всего - среди волков). Иногда дети терялись, иногда родители сами избавлялись от них. Общими симптомами для всех выросших среди животных малышей с синдромом Магули были неумение говорить, передвижение на четвереньках, боязнь людей, но при этом отменный иммунитет и крепкое здоровье.

Увы, дети, выросшие среди животных, не так сильны и прекрасны, как Маугли, и если в период до пяти лет они не развивались должным образом, позже наверстать упущенное было практически невозможно. Даже если ребенку удавалось выжить, он уже не мог социализироваться.

Кадр из мультфильма «Маугли», 1973

Маугли - герой Редьярда Киплинга, которого воспитали волки. В истории человечества есть реальные случаи, когда детей воспитывали животные, и их жизнь, в отличие от книги, заканчивается далеко не хеппи-эндом. Ведь для таких детей социализация практически невозможна, и они навсегда живут с теми страхами и повадками, которые им передали их «приемные родители». Дети, которые проверили свои первые 3-6 лет жизни с животными, вряд ли когда-либо усвоят человеческий язык, даже несмотря на то, что в дальнейшей жизни о них будут заботиться и любить.

Самый первый известный случай, когда ребенка воспитали волки, был зафиксирован в XIV веке. Недалеко от Гессена (Германия) был найден 8-летний мальчик, который жил в стае волков. Он далеко прыгал, кусался, рычал и передвигался на четвереньках. Он ел только сырую пищу и не умел говорить. После того, как мальчика вернули к людям, он очень быстро умер.

Аверонский дикарь

Дикарь из Аверона в жизни и в фильме «Дикий ребенок» (1970)

В 1797 охотники на юге Франции нашли дикого мальчика, которому было предположительно 12 лет. Он вел себя как зверь: не умел разговаривать, вместо слов - только рычание. На протяжении нескольких лет его пытались вернуть в общество, однако все было безуспешно. Он постоянно сбегал от людей в горы, а разговаривать так и не научился, хотя и прожил в окружении людей тридцать лет. Мальчика назвали Виктором, а его поведение активно изучали ученые. Они выяснили, что у дикаря из Аверона особенный слух и обоняние, его тело было нечувствительно к низким температурам, и он отказывался носить одежду. Его повадки изучал доктор Жан-Марк Итар, благодаря Виктору он вышел на новый уровень в исследованиях в сфере образования детей, которые отстают в развитии.

Питер из Ганновера


В 1725 году еще одного одичавшего мальчика нашли в лесах на севере Германии. На вид ему было лет десять, и он вел совершенно дикий образ жизни: питался лесными растениями, ходил на четвереньках. Практически сразу мальчика перевезли в Великобританию. Король Георг I пожалел мальчика и отдал под наблюдение. Долгое время Питер жил на ферме под присмотром одной из фрейлин королевы, а затем и ее родственников. Дикарь умер в семьдесят лет, и за эти годы он смог выучить только несколько слов. Правда, современные исследователи считают, что у Питера было редкое генетическое заболевание и он был не в полной мере одичавшим.

Дин Саничар

Больше всего детей-маугли было найдено в Индии: только с 1843 по 1933 годы здесь обнаружили 15 одичавших детей. А один из случаев был зафиксирован совсем недавно: в прошлом году в лесах заповедника Катарниагхат нашли восьмилетнюю девочку, которую с рождения воспитывали обезьяны.

Еще один одичавший ребенок Дин Саничар был воспитан в стае волков. Его несколько раз видели охотники, но никак не могли поймать, и, наконец, в 1867 году им удалось выманить его из логова. Мальчику предположительно было шесть лет. Его взяли под опеку, однако человеческих навыков он усвоил совсем мало: научился ходить на двух ногах, пользовался посудой и даже носил одежду. Но так и не научился говорить. С людьми он прожил более двадцати лет. Именно Дина Саничара считают прототипом героя «Книги джунглей».

Амала и Камала


В 1920 году жителей одной индийской деревушки начали донимать призраки из джунглей. Они обратились за помощью к миссионерам, чтобы те помогли избавиться от злых духов. Но призраками оказались две девочки, одной было примерно два года, другой около восьми. Их назвали Амала и Камала. Девочки прекрасно видели в темноте, ходили на четвереньках, выли и ели сырое мясо. Амала скончалась через год, а Камала прожила с людьми 9 лет, и в 17 лет ее развитие было сравнимо с четырехлетним ребенком.

Всем известны истории о детях воспитанных животными. Предлагаю Вашему вниманию несколько таких историй

1. Дикий мальчик Питер

В 1724 году голого волосатого мальчика, который ходил на четвереньках, обнаружили в лесу около города Хамельн в Германии. Когда его обманом заманили, он вел себя как дикое животное, предпочитая есть птиц и овощи сырыми, и не умея разговаривать. После того, как его перевезли в Англию, ему дали имя дикий мальчик Питер. И, несмотря на то, что он так и не научился говорить, он, предположительно, любил музыку, его научили выполнять простую работу, и он дожил до преклонных лет.

2. Виктор из Авейрона

Он был, пожалуй, одним из самых известных детей-маугли. История Виктора из Авейрона стала широко известна благодаря фильму "Дикий ребенок". Несмотря на то, что его происхождение является загадкой, считается, что Виктор прожил все детство один в лесу до того, как его обнаружили в 1797 году. После еще нескольких исчезновений, он появился в окрестностях Франции в 1800 году. Виктор стал предметом изучения многих философов и ученых, которые задумывались о происхождении языка и поведении человека, хотя мало что удалось добиться в его развитии из-за задержки психического развития.

3. Лобо, девочка волк с реки Дьявола

В 1845 году, была замечена загадочная девочка, которая бежала на четвереньках среди волков, нападая на стадо коз возле Сан Фелипе в Мексике. Историю подтвердили год спустя, когда девочку вновь увидели, на этот раз жадно поедающую убитую козу. Встревоженные жители деревни начали поиски девочки, и вскоре дикую девочку поймали. По предположениям, она постоянно выла по-волчьи по ночам, привлекая стаи волков, которые ворвались в деревню, чтобы спасти ее. В конце концов, она вырвалась и убежала из своего заточения.
Девочку не видели до 1854 года, когда ее случайно заметили с двумя волчатами у реки. Она схватила детенышей и убежала в лес и с тех пор никто ее больше не видел.

4. Амала и Камала

Эти две девочки в возрасте 8-ми лет(Камала) и 18-ти месяцев(Амала) были найдены в логове волков в 1920 году вМиднапоре в Индии. Их история вызывает противоречивые мнения. Так как у девочек была большая разница в возрасте, специалисты считают, что они не были сестрами. Возможно, что они попали к волкам в разное время. Обе девочки имели все повадки животных: ходили на четвереньках, выли по ночам, разевали рот и высовывали язык, как волки. Как и другие дети-маугли, они хотели вернуться к своей прежней жизни и чувствовали себя несчастными, стараясь освоиться в цивилизованном мире. После того как младшая девочка умерла, Камала в первый раз заплакала. Старшей девочке удалось частично социализироваться.

5. Ребенок-обезьяна из Уганды

В 1988-м году 4-летний Джон Ссебунья убежал в джунгли после того как на его глазах отец убил мать, 4-х летний Джон Ссебунья (John Ssebunya) убежал в джунгли, где, предположительно, его вырастили зеленые мартышки. Шло время, но Джон так и не вышел из леса и жители деревни начали считать, что мальчик погиб.
В 1991-м году одна из тамошних крестьянок, отправившись в джунгли за дровами, вдруг увидела в стае верветок, карликовых зелёных мартышек, странное существо, в котором не без труда узнала маленького мальчика. По её словам, поведение мальчишки мало чем отличалось от обезьян - он ловко передвигался на четвереньках и без труда общался со своей «компанией».
Как и в других случаях с детьми-маугли, он сопротивлялся жителям деревни, которые пытались его схватить, и получил помощь от своих сородичей обезьян, которые бросали в людей палки. Позже, научившись говорить, Джон рассказал, что мартышки учили его всему необходимому для жизни в джунглях - лазанью по деревьям, поиску пищи, кроме того, он освоил их «язык». Последнее что стало о нем известно, так это то, что он гастролирует с детским хором Жемчужины Африки.

6. Читинская девочка, росшая среди собак

Несколько лет назад эта история оказалась на первых полосах российских и зарубежных газет - в Чите обнаружили 5-летнюю девочку Наташу, которая передвигалась по-собачьи, лакала воду из миски и вместо членораздельной речи издавала только лай, что неудивительно, ведь, как потом выяснилось, девочка практически всю жизнь провела в запертой комнате, в компании кошек и собак.
Родители ребёнка не жили вместе и излагали разные версии случившегося - мать (так и хочется заключить это слово в кавычки), 25-летняя Яна Михайлова утверждала, что девочку у неё давно выкрал отец, после чего она не занималась её воспитанием. Отец, 27-летний Виктор Ложкин, в свою очередь, заявлял, что мать не уделяла Наташе должного внимания и до того, как он забрал малышку к себе по просьбе тёщи.
Позже установили, что семью никак нельзя было назвать благополучной, в квартире, где помимо девочки, жили её отец, бабушка и дедушка, наблюдалась ужасающая антисанитария, не было воды, тепла и газа.
Когда её нашли, девочка вела себя, как самая настоящая собака - бросалась на людей и лаяла. Забрав Наташу у родителей, сотрудники органов опеки и попечительства поместили её в реабилитационный центр, чтобы девочка смогла приспособиться к жизни в человеческом обществе, её «любящие» папа и мама были арестованы.

7. Волгоградский узник птичьей клетки

История волгоградского мальчишки в 2008-м году потрясла всю российскую общественность. Родная мать держала его взаперти в 2-комнатной квартире, населённой множеством птиц.
По неизвестным причинам мамаша не занималась воспитанием ребёнка, давая ему пищу, но совершенно с ним не общаясь. В итоге, мальчик до семи лет всё время проводил с птицами, когда его нашли сотрудники правоохранительных органов, в ответ на их вопросы он лишь «щебетал» и взмахивал «крыльями».
Комната, где он жил, была заставлена птичьими клетками и просто переполнена помётом. Как сообщали очевидцы, мать мальчугана явно страдала психическим расстройством - она прикармливала уличных пернатых, брала птиц домой и целыми днями напролёт лежала на кровати, слушая их чириканье. На сына она совсем не обращала внимания, видимо считая его одним из домашних питомцев.
Когда о «мальчике-птице» стало известно соответствующим органам, его отправили в центр психологической реабилитации, а 31-летнюю мать лишили родительских прав.

8. Маленький аргентинец, спасённый бродячими кошками

В 2008-м году полиция аргентинской провинции Мисьонес обнаружила бездомного малыша одного года от роду, который находился в компании диких кошек. Судя по всему, мальчик пребывал в обществе кошачьих по меньшей мере, несколько дней - животные, как могли, заботились о нём: вылизывали с его кожи присохшую грязь, носили ему еду и обогревали морозными зимними ночами.
Чуть позже удалось выйти на отца мальчика, который вёл бродяжнический образ жизни - он рассказал полицейским, что несколько дней назад потерял сына, когда занимался сбором макулатуры. Папаша заявил офицерам, что дикие кошки всегда защищали его сына.

9. Калужский Маугли

2007-й год, Калужская область, Россия. Жители одной из деревень заметили в близлежащем лесу мальчика, которому на вид было около 10 лет. Ребёнок находился в стае волков, которые, видимо, считали его «своим» - вместе с ними он добывал пропитание, бегая на полусогнутых ногах.
Позже сотрудники правоохранительных органов устроили облаву на «калужского Маугли» и обнаружили его в волчьем логове, после чего отправили в одну из московских клиник.
Удивлению врачей не было предела - обследовав мальчика, они заключили, что хотя он выглядел как 10-летний, на деле ему должно было быть примерно 20 лет. От жизни в волчьей стае ногти на ногах парня превратились практически в когти, зубы напоминали клыки, его поведение во всём копировало повадки волков.
Молодой человек не умел говорить, не понимал по-русски и не отзывался на данное ему при поимке имя Лёша, реагируя, только когда его звали «кис-кис-кис».
К сожалению, специалистам не удалось вернуть мальчика к нормальной жизни - всего через сутки после того, как он был помещён в клинику, «Лёша» сбежал. Его дальнейшая судьба неизвестна.

10. Воспитанник ростовских коз

В 2012-м году сотрудники органов опеки Ростовской области, придя с проверкой в одну из семей, увидели жуткую картину - 40-летняя Марина Т. держала своего 2-годовалого сына Сашу в загоне для коз, практически не заботясь о нём, при этом, когда ребёнка нашли, матери не было дома.
Мальчик всё время проводил с животными, играл и спал с вместе ними, в результате, к двум годам он не смог научиться говорить и нормально есть. Стоит ли упоминать, что санитарные условия в комнате два на три метра, которую он делил с рогатыми «друзьями» не просто оставляли желать много лучшего - они были ужасающими. Саша был истощён от недоедания, когда его обследовали врачи, выяснилось, что он весил примерно на треть меньше, чем здоровые дети его возраста.
Мальчика отправили на реабилитацию, а затем в детский дом. Первое время, когда его пытались вернуть в человеческое общество, Саша очень боялся взрослых и отказывался спать в кровати, норовя забраться под неё. На Марину Т. было заведено уголовное дело по статье «Ненадлежащее исполнение родительских обязанностей», в суд направили иск о лишении её родительских прав.

11. Приёмный сын сибирского пса

В одном из провинциальных районов Алтайского края в 2004-м году был обнаружен 7-летний мальчуган, которого вырастила собака. Родная мать бросила маленького Андрея через три месяца после его рождения, доверив заботу о сыне отцу-алкоголику. Вскоре после этого родитель также покинул дом, где они жили, по всей видимости, даже не вспомнив о ребёнке.
Папой и мамой для мальчика стал сторожевой пёс, который кормил Андрея и по-своему воспитывал. Когда его нашли работники социальной службы, мальчик не умел говорить, передвигался только по-собачьи и с опаской относился к людям. Он кусался и тщательно обнюхивал пищу, которую ему предлагали.
Долгое время ребёнка не могли отучить от собачьих повадок - в детском доме он продолжал вести себя агрессивно, бросаясь на сверстников. Однако постепенно специалистам удалось привить ему навыки общения жестами, Андрей научился ходить по-человечески и пользоваться столовыми приборами во время еды.
Воспитанник сторожевой собаки также привык спать в кровати и играть с мячом, приступы агрессии случались у него всё реже и постепенно сошли на нет.

12. Украинская девочка-собака

Оставленная в конуре своими нерадивыми родителями в возрасте от 3 до 8 лет, Оксана Малая выросла в окружении других собак. Когда ее нашли в 1991 году, она не умела говорить, выбрав собачий лай вместо речи и бегала на четвереньках. Сейчас в возрасте двадцати с лишним лет, Оксану научили говорить, но у нее осталась задержка психического развития. Сейчас она ухаживает за коровами, которые находятся на ферме возле интерната, в котором она живет.

13. Камбоджийская девочка джунглей

Рочом Пьенгенг (Rochom P"ngieng) потерялась и загадочно исчезла в возрасте 8 лет, когда она пасла буйвола в джунглях Камбоджи. Через 18 лет, в 2007 году, житель деревни увидел голую женщину, которая кралась к его дому в попытке украсть рис. После того, как в женщине узнали потерянную девочку Рочом Пьенгенг по отличительному шраму на спине, оказалось, что девочка каким-то чудесным образом выжила в условиях густых джунглей.
Девушка не смогла выучить язык и адаптироваться к местной культуре и опять исчезла в мае 2010 года. С тех пор появилось много противоречивой информации о ее местонахождении, включая сообщение о том, что в июне 2010 года ее видели в яме вырытого туалета возле дома.

14. Мадина

Трагическая история Мадины похожа на историю Оксаны Малой. Мадина жила с собаками, предоставленная самой себе до того, как ее обнаружили в возрасте 3 лет. Когда ее нашли, она знала всего два слова - да и нет, хотя предпочитала лаять по-собачьи. К счастью, Мадину объявили умственно и физически здоровой сразу после обнаружения. Несмотря на то, что в ее развитии наблюдалась задержка, она находится в таком возрасте, когда надежда еще полностью не потеряна и те, кто за ней ухаживают, считают, что она сможет вести нормальный образ жизни, когда вырастет.

Воспитанный отшельниками. На протяжении семнадцати лет он жил в землянке, где позже был брошен родителями. Сам молодой человек рассказал, что, со слов родителей, он был рожден в 1993 году в окрестностях села Кайтанак вне медицинского учреждения. Образование не получал, социальных навыков и представления о внешнем мире не имеет.

В ноябре 2011 года в Приморском районе Петербурга были обнаружены девочки-маугли - две сестры шести и четырех лет. Они никогда не ели горячей пищи, не умели говорить, а благодарность выражали, как собаки, пытаясь лизать взрослым руки. Родители девочек — алкоголики со стажем.

В феврале 2010 года сотрудники инспекции по делам несовершеннолетних - без необходимого воспитания и в антисанитарных условиях. В частном доме жила хозяйка 1971 года рождения, ее дочь 1989 года рождения, восьмимесячный внук и две внучки, одной из которых исполнилось два года, а другой - два месяца. При этом старшая девочка в два года не говорила, а только мычала, мальчик в восемь месяцев выглядел как пятимесячный, а младшая девочка была истощена. Никаких документов на детей милиционеры не обнаружили.

В феврале 2010 года в одной из квартир Сормовского района , о котором не заботились родители. Его не кормили и не одевали, не следили за состоянием его здоровья, не занимались его развитием и обучением. Он родился с психическими отклонениями и ранее ходил в коррекционную школу. В связи с ненадлежащим уходом за ним состояние здоровья значительно ухудшилось.
Ребенка нашли благодаря соседям , которые начали его подкармливать и показали врачам. Мальчик плохо говорил и не помнил, когда последний раз мылся.

В июле 2009 года суд Железнодорожного района Читы лишил родительских прав родителей . По информации УВД, пятилетняя девочка ни разу не была на улице. Хозяева дома, где она жила, никого не впускали в квартиру, с соседями не общались, а на улице появлялись в основном для того, чтобы выгуливать своих питомцев. Несмотря на то, что малышка жила в трехкомнатной квартире с отцом, бабушкой, дедушкой и другими родственниками, она почти не разговаривала, хотя понимала человеческую речь.

В феврале 2009 года инспекторы по делам несовершеннолетних в одном из домов Ленинского района Уфы обнаружили трехлетнюю девочку, которая ела и спала вместе с собаками . Ее мать выпивала, промышляла на помойке. Девочка побаивалась людей, норовила, как собака, встать на четвереньки. Она не знала, что такое ложка.

Ванзина Е., Никишина Ю., Шкунова А..

Цель данной работы – определить, что составляет человеческую природу? Выяснить, наделён ли человек признаками человека от рождения, или приобретает их в результате общения с себе подобными?

Скачать:

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №78»

Заводского района города Саратова

Исследовательская работа

ДЕТИ «МАУГЛИ»

Никишина Юлия,

Шкунова Анна,

Ванзина Елена

ученицы 8 «Б» класса

Руководитель:

Емельянова Валентина Николаевна,

учитель биологии - химии

МОУ «ООШ № 78»,

высшей квалификационной категории

Саратов

2013 год

1. Введение_________________________________________3

2. Кто они – «дети Маугли»?__________________________4

3. «Дети Маугли» среди нас____________________________5

4. Признаки «синдрома Маугли»_______________________7

5. Возможен ли процесс восстановления человека?_________8

6. Заключение_______________________________________11

7. Список используемой литературы_____________________12

8. Приложения____________________________________13

Введение:

С экрана телевизора на меня смотрел страх. Скачущая на четвереньках пятнадцатилетняя девочка с неистовым лаем бросалась на телекамеру. Затем останавливалась, тяжело дышала, по-собачьи высунув язык, и продолжала носиться по зелёной поляне. Этой девочке поставили редчайший в мире диагноз – «синдром Маугли».

Все мы зачитывались в детстве «Маугли», а сотни мальчишек играли «в Тарзана». В сказке Киплинга о человеческом детёныше Маугли ребёнок, воспитанный животными, научился у них доброте, порядочности и, можно сказать, человечности. (слайд № 2)

У меня возник вопрос: Может ли такое случится в жизни? Может ли эта девочка, которая росла в собачьей будке, брошенная на произвол судьбы собственными родителями, приобрести такие же качества, стать полноценным человеком?

За всю обозримую историю человеческого рода зарегистрировано в документальной или устной форме чуть больше сотни случаев, когда дети росли вдали от людей, в одиночестве или в обществе животных, повадки которых перенимали. К сожалению, в настоящее время в средствах массовой информации все чаще стали встречаться сообщения о таких детях.

Цель данного проекта – определить, что составляет человеческую природу ? (слайд № 3)

Задачи:

  1. Выяснить, наделён ли человек признаками человека от рождения, или приобретает их в результате общения с себе подобными?
  2. Какова роль врождённого и приобретённого в развитии человека?
  3. Кто они «дети Маугли» ?
  4. Возможно ли восстановление человека?

Кто они – «дети Маугли»?

Карл Линней, создавший классификацию растений и животных, в 1758 году вводит в научный обиход термин Ноmo ferens, что означало «создание, полностью покрытое густыми волосами и не владевшее даром речи».

В качестве примера Линней описал несколько Ноmo ferens, среди них литовского «мальчика-медвежонка», ирландского «мальчика-овцу», двух пиренейских волосатых мальчиков и девочку-дикарку из Шампани.

Исследователями собран огромный материал о нескольких десятках «диких детей», выросших среди животных: (слайд № 4)

Первый «мальчик-волк» был обнаружен в 1344 г. в Гессене (Германия).

До 4-х лет он жил в норе, питался сырой пищей и находился под защитой волков.

В 1731 г. во Франции найдена 10-летняя девочка, у которой удлинились большие пальцы рук, позволявшие ей легко перелетать с дерева на дерево.

Дети «Мауги» - это люди, лишенные человеческого общества, дети, без вести пропавшие многие годы назад. Бывали случаи, когда ребенок рождался с какими-то отклонениями, и мать испугавшись, что ее обвинят в связях с нечистой силой, тайно уносила ребёнка в лес, в пещеры, в горы и там оставляла на верную гибель. Бывало и по другому: оставшись без присмотра родителей малыш заблудился и звери приняли его в свою семью. Иногда бывало, что самки зверей сами захватывали младенцев - это те самки, которые потеряли своих детенышей. Одичавшими становятся не только те дети, которые потерялись, но и те, которых специально держали в изолированной комнате, никогда не выпуская наружу.

(слайд № 5)

К сожалению, все чаще детей - Маугли стали находить не в лесу и не в джунглях, а рядом с нами, в городах и деревнях, в наше с вами время. Они живут совсем рядом, иногда - в соседних квартирах или домах, но чаще всего их находят по чистой случайности, и зачастую только тогда, когда необратимые изменения в их физическом развитии и психике уже произошли.

«Дети Маугли» среди нас.

Оказывается людей, выросших среди зверей, находят едва ли не каждый год. И судьба их складывается вовсе не как в сказке… (слайд № 6)

(слайд № 7)

Мальчик-кот. Осенью 2003 года в одном из домов деревни Горицы Ивановской области нашли 3-летнего Антона Адамова. Малыш вел себя словно настоящий кот: мяукал, царапался, шипел, передвигался на четвереньках, терся спиной о ноги людей. Всю недолгую жизнь мальчика с ним общалась только кошка, вместе с которой ребенка запирала 28-летняя родительница - чтобы не отвлекал от выпивки.

(слайд № 8)

Подольский мальчик-собака . В подмосковном городе Подольск в 2008 году был обнаружен семилетний ребенок, который жил в квартире со своей матерью, и, тем не менее, страдал "синдромом маугли". Фактически, воспитывала его собака: Витя Козловцев в совершенстве владел всеми собачьими повадками. Он прекрасно бегал на четвереньках, лаял, лакал из миски и уютно сворачивался калачиком на коврике. После того, как мальчика нашли, его мать лишили родительских прав. Самого Витю передали в "Дом милосердия" Лилит и Александра Гореловых.

(слайд № 9)

Мальчик из Реутова , ставший вожаком у собак. В 1996 году 4-летний Ваня сбежал из дома от пьющей матери, и ее хахаля - алкоголика. Пополнив собою двухмиллионную армию бездомных детей Российской Федерации. Пытался на московских окраинах клянчить пищу у прохожих, залез в мусорный контейнер и познакомился со стаей бродячих собак, с которыми поделился найденным съедобным мусором. Стали бродить вместе. Собаки защищали Ваню и обогревали зимними ночами, выбрали его вожаком стаи. Так прошло два года, пока Мишукова не задержала милиция, подманив его к заднему входу на кухню ресторана. Мальца отдали в детский дом.

(слайд № 10)

Скачущая на четвереньках пятнадцатилетняя девочка с Украины – Оксана Малая росла в собачьей будке, брошенная на произвол судьбы собственными родителями, и чудом выжила, питаясь молоком дворняг. В детском доме, куда её наконец-то забрали, девочке-собаке не нравится. Она изо всех сил стремится вернуться к прежней жизни – смешивает в одной тарелке все блюда и лакает оттуда по-собачьи, и при первой же возможности начинает передвигаться на четвереньках.

Самыми известными являются индийские девочки Камала и Амала, найденные в джунглях в 1920 году. Пока попечитель сиротского приюта в Миднапоре доктор Сингх не поймал сестер, встречавшие девочек в лесу местные жители считали их оборотнями. Сестры жили в стае волков и передвигались либо на коленях и локтях (при медленной ходьбе), либо на ладонях и ступнях (при быстром беге). Они не любили дневной свет. Девочки питались сырым мясом и самостоятельно пойманными цыплятами. Чтобы забрать девочек из волчьего логова, людям пришлось застрелить их «мать»-волчицу. На тот момент той малышке, которую позднее назвали Амалой, было около полутора лет, а той, которой дали имя Камала, – примерно восемь лет. Амала менее чем через год после начала жизни среди людей умерла от нефрита (воспаления почек). Камала прожила в условиях цивилизации около девяти лет. Она очень слабо адаптировалась к человеческой жизни: выучила всего лишь несколько слов и не смогла избавиться от привычки становиться на четвереньки.

В Китае в 1996 году был пойман двухлетний мальчик, живший вместе с пандами. Он ползал по земле на четвереньках и питался бамбуком. Тело ребенка из-за генетической аномалии было полностью покрыто волосами. Возможно, именно из-за этого суеверные родители когда-то отнесли младенца в лес и бросили его там.

В 2001 году в Чили поймали мальчика, который в 7 лет убежал из приюта со стаей собак. Ребенок два года бродил вместе с псами по улице, убегая от пытавшихся схватить его полицейских.

Известно множество других примеров:

Волгоградский мальчик-птица.

Уфимская девочка-собака.

Вяземская девочка-Маугли.

Девочка-собака из Читы и многие другие.

(слайд №11)

Дети, воспитанные животными, страдают заболеванием –"синдром Маугли".

(слайд № 12)

Признаки «синдрома Маугли».

По мнению кандидата психологических наук, преподавателя кафедры "Специальной и клинической психологии" Галины Алексеевны Паниной "синдромом Маугли" называют совокупность синдромов, которые демонстрирует ребенок, выросший вне социальной среды.

Среди общих признаков "синдрома Маугли" выделяют нарушения речи или неумение говорить, неспособность к прямохождению, десоциализацию, отсутствие навыков пользования столовыми приборами, боязнь людей. При этом у них часто отменное здоровье и гораздо более устойчивый иммунитет, чем у людей, живущих в обществе. Часто психологи отмечали и то, что человек, который провел среди животных достаточно долгое время, начинает себя идентифицировать с "собратьями".

Страшный диагноз «Синдром Маугли» – необратимость дефектов психического развития – один из редчайших в медицине, но медикам придётся ставить его, пока общество не научится заботится о несчастных детях, лишённых внимания родных, пока не перестанет перекладывать на звериные лапы то, что является его прерогативой, пока не поймёт, что теряет человека самым ужасающим образом – потерей его души.

Возможен ли процесс восстановления человека?

(слайд № 13)

Социальная изоляция в первые месяцы и годы жизни человека может привести к тяжелой эмоциональной неустойчивости и умственной отсталости, в том числе к так называемому "синдрому Маугли". Отсутствие общения у ребенка ведет к аномалии формирования клеток, изолирующих нейроны, и замедлению связи между различными областями мозга.

Американские ученые-нейрофизиологи из Гарвардской медицинской школы в Бостоне провели исследование. Одну группу новорожденных детенышей мышей изолировали от сородичей, а вторых оставили развиваться в нормальной среде. Через две недели исследователи сравнили мозг грызунов из этих групп. Как выяснилось, у изолированных мышей произошло нарушение работы клеток, вырабатывающих вещество миелин, которое отвечает за оболочку нервных волокон. Миелин защищает нейроны от механических и электрических повреждений. Нарушение выработки этого вещества является причиной таких заболеваний, как рассеянный склероз.

По результатам исследования, в мозге мышей, находившихся в изоляции, вырабатывалось значительно меньше миелина, чем в мозге их социализированных собратьев. Ученые не исключают, что аналогичная взаимосвязь существует и у людей. Вполне возможно, что такие же процессы происходят и при развитии так называемых детей-маугли.

(слайд № 14)

На вопрос, возможен ли процесс восстановления человека после долговременного пребывания вне человеческой среды в социум, специалисты не дают однозначного ответа: все слишком индивидуально. В том случае, если у человека вовремя не сформированы какие-либо из функций, позже восполнить их практически невозможно. Как отмечают специалисты, после 12-13 летнего порога неразвитого человека возможно только "надрессировать" или, в некоторых случаях, минимально адаптировать в социальную среду, но можно ли его социализировать как личность - большой вопрос. Если ребенок попадает в звериное сообщество до того, как у него сформируется навык прямохождения, то передвижение на четвереньках станет единственно возможным способом на всю жизнь - переучить будет уже невозможно.

(слайд № 15)

Юрий Левченко, кандидат психологических наук, говорит, что в период до пяти лет у ребенка закладываются элементы общения и психосоматические функции (Приложнение № 1). У детей, находящихся в изоляции нет психосоматической устойчивости, да и элементы общения при полном его отсутствии не выработаются. Прежде всего, ребенок должен общаться с себе подобными. Ребенка, который до этого возраста не имел никаких контактов с людьми, вылечить сложно.

Две сестры, отобранные у стаи волков, обе умерли; младшая – практически сразу, а старшая – спустя несколько лет, так и не научившись говорить

Подольский мальчик – собака, Витя Козловцев, за год научился ходить, говорить, пользоваться ложкой и вилкой, играть и смеяться.

Оксану Малую долгие годы очеловечивали. Научили строчить на машинке, вышивать, считать до двадцати. Но без присмотра ее оставлять было нельзя. Повзрослевшую девушку перевели в интернат для взрослых, где ей разрешается общаться с лучшими друзьями - дворовыми собаками. И помогать ухаживать за коровами. Уже повзрослевшая, девочка-собака постепенно деградирует. Несмотря на все старания воспитателей и учителей, она не умеет читать и писать, хотя умела ещё год назад. С трудом стоит на двух ногах, на вопрос: «Что ты любишь делать больше всего?» отвечает: «Качаться по траве и гавкать», а на вопрос: «Кто ты? Ты человек?», девочка, скаля зубы, даёт душераздирающий ответ: «Нет, я животное, я собака».

(слайд № 16)

Известны случаи когда «детям Маугли» удавалось выжить среди людей. Десятилетний мальчик жил с обезьянами в течение трех лет, но смог

Рассказать друзьям