Музыкальные игры и пляски в детском саду. Конспект занятия по музыке Музыка Т. Ломовой

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Тема. Кто в теремочке живет?

Цель. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба и бег): маршировать вместе со всеми, бегать легко на носочках.

Учить детей чередовать движения со сменой характера музыки, формировать умение исполнять танцевальные движения с предметами (листочками); дать представление о том, как музыка выражает чувства, настроение; повторить знакомую песню, сопровождая пение имитационными движениями по ее тексту, активно приобщать к подпеванию несложных песен, сопровождая пение жестами, петь, подстраиваясь к голосу педагога и инструменту.

В играх побуждать воспринимать легкий характер музыки и передавать его в движении.

Продолжать учить детей различать и называть цвета.

Содействовать развитию у детей умению общаться.

Развивать чувство ритма.

Воспитывать у детей интерес к музыке.

Музыкально-ритмические движения «Марш и бег» Тиличеевой (СД 1, трек 51,мл)

Раз, два, раз.

Раз, два, раз.

Весело, весело мы идем.

Раз, два, раз.

Раз, два, раз.

Песенку, песенку мы поем.

А теперь бегом, бегом

И по комнатке кругом

Вот как быстро мы бежали

И нисколько не устали

Вот как быстро мы бежали

И устали -да, да, да!

Самомассаж ног «Ножки устали»

Дети выполняют самомассаж по показу воспитателя, соответственно тексту.

Мы ходили, мы бежали,

Наши ноженьки устали.

Сядем на дорожку,

Погладим наши ножки,

Пошлепаем ладошками,

Пощиплем их немножко,

Пальчиками постучим,

Кулачками постучим,

Снова встанем, побежим!

    «Бег» муз.Т.Ломовой . Дети бегут на носочках за воспитателем под легкую музыку.

Мы бежали, бежали и в зимний сад прибежали. Посмотрите, дети, как красиво в нашем саду

Давайте встанем в круг и потанцуем с нашим зимними снежинками.

Пляска с снежинками муз. А.Филиппенко(СД 1 трек30, ладуш)

А давайте бросим снежинки устроим настоящий снегопад. (Дети бросают снежки)

Мы снежки все возьмем и в корзинки соберем. В одну корзинку соберем- большие снежки, в другую –по меньше.

    Стук.

Детки, кто-то к нам спешит, быстро лапками стучит (появляется из-за елки зайчик).

Зайчик. Я Зайка, я совсем замерз!

Мерзнут ушки, мерзнет нос.

Дождик льет целый день.

Грустно Заиньке совсем!

А давайте развеселим нашего зайчика и станцуем для него.

    Комплекс танцевальных движений «Украинская нар.муз.» (СД 1.трек 34.мл) (Ритмичные хлопки, притопы одной ногой, «пружинка», кружение вокруг себя, «фонарики»)

Заинька, чтоб тепло было зимой,

Теремок ты свой построй!

Детки будут помогать –

Кулачками все стучать.

Пальчиковая игра «Домик»

Пока дети играют в пальчиковую игру «Домик», «зайчик» строит из кубиков теремок.

Тук, тук молотком! Стучат кулачком о кулачок.

Зайка строит новый дом!

Крыша большая – Поднимают ручки высоко вверх.

Вот такая!

Окошки большие – Раздвигают руки широко.

Вот такие!

Зайка строит целый день! Стучат кулачком о кулачок.

Зайке строить дом не лень.

Позовет он в дом гостей, «Зовут» рукой к себе.

Будет в доме веселей! Хлопают в ладошки.

Зайка. Вот и вышел теремок,

Он не низок, не высок.

Зайка, ты посиди в теремке, а мы немножко отдохнем. Давайте, присядем на стульчики.

По столику прыгает лягушка.

Ой, кто это?

Ребята, к нам в гости Лягушка прискакала.

Давайте споем песенку для лягушки.

Песня «Лягушка»

Дети подпевают повторяющиеся слоги «ква».

Зеленая подружка, Качают руками с растопырен-

ными пальчиками.

Ква-ква-ква!

Сидит в траве лягушка,

Ква-ква-ква!

Она поет для мошек: Хлопают в ладошки.

«Ква-ква-ква!»

И хлопает в ладошки.

Ква-ква-ква!

Лягушка. Ква-ква! Теремок! Он не низок, не высок!

Пусти меня, Зайка, к себе жить!

Зайка. А что ты умеешь делать?

Лягушка. Я Лягушка-попрыгушка,

Мошек я в траве ловлю.

Ну а осенью холодной

Под дождем гулять люблю.

Лягушка, вот тебе зонтик, поиграй с нашими детками!

Игра «Солнышко и дождик» (СД 2,трек 52,ладуш)

Смотрит солнышко в окошко,

светит в нашу комнатку.

Мы захлопали в ладошки,

очень рады солнышку!

Ребята, вам понравилась сказка? Кто к Зайке в гости пришел? Мы пойдем сейчас в группу и тоже построим красивый теремок из кубиков.

Музыкально-ритмические движения «Марш» Тиличеевой. (СД 2, трек 27, млад)

I часть. Вводная.

1.

Ритмичная ходьба друг за другом.

Мы шагаем друг за другом.
Мы идём, идём, идём.
Мы шагаем, как солдаты.
Дружно песенку поём.

2.

Ходьба с высоким подъёмом ног.

Ты дружней, дружней шагай,
Ножки выше поднимай.
Все преграды на дороге,
Не боясь, переступай.

3.

Ходьба боком, приставным шагом.

Впереди большая лужа
По мосту пройти нам нужно.
Боком, боком, не спеша,
Мы шагаем чуть дыша.

4.

Ходьба с закрытыми глазами.

Мы закрыли крепко глазки
И шагаем в темноте,
И с закрытыми глазами
Не споткнемся мы нигде.

5.

Ходьба на носочках. («Светит месяц», рус. нар. мелодия)

Не шумим и не поём,
Словно мышки мы идём.
На носочках мы идём,
Не шумим и не поём.

6.

Бег врассыпную («Бег», муз. Т. Ломовой).

А у видели кота,
Разбежались кто куда.
(очень быстро проговариваем)
Разбежались кто куда -
Не собрать нас никогда!

II часть.

Общеразвивающие упражнения «Часики» (русская народная мелодия «Погремушки», сл. Г. Погореловой).

А теперь скорее в круг,
Сейчас игра другая.
Поскорее, поскорей
Часики включаем.

1.

Стрелки часиков шагают,

Дети ручками качают,
Тик-тик, тик-тик, так, так, так.

И. п.: стоя, руки опущены. Качают прямыми руками вперед-назад.

2.

Наклоняйтесь вправо-влево,
Наклоняйтесь, малыши.
Наклоняйтесь вправо-влево,
Вы сегодня, как часы.

И. п.: стоя, руки на поясе. Выполняют наклоны туловища вправо-влево.

3.

Бом да бом - звенят часы,
Тили, тили, бом, бом.
Говорят, который час.
Слышен звон со всех сторон.

И. п.: стоя, руки сжаты в кулаки.
Ударяют кулачками по плечам, при наклоне вперед - по коленям.

4.

Бом, бом, бом да тилибом,
Стрелки закрутились.
Бом, бом, бом да тилибом,
И остановились.

И. п.: стоя, руки в сторона Выполняют круговые движения рук вперёд-назад.

5.

И теперь часы опять
Тихо так шагают.
Ну, а ручки у ребят
Наших отдыхают.

И. п.: стоя, руки на поясе. Ходьба на месте.

6.

Прыг, прыг, прыг, прыг, веселей.
Пусть попляшут ножки.
Прыг, прыг, прыг, веселей,
Ну, еще немножко.

И. п.: стоя, руки на поясе. Прыгают на двух ногах на месте.

III часть.

Игра «Лови мяч» (русская народная мелодия «На горе-то калина», сл. Г. Погореловой).

1.

Становись скорей в кружок.
Поиграем в мяч, дружок.

Вот так, я бросаю - ты поймай.
Вот так. А теперь ты мне бросай.

2.

С моим мячиком вдвоем
Мы ничуть не устаем.

3.

Ты, дружок, не отставай,
Веселей с мячом играй.

Дети стоят по кругу. Воспитатель в центре круга. Бросает мяч ребенку, тот - воспитателю, затем то же с другим ребенком и т. д.

Третий год жизни

На третьем году жизни в связи с общим физическим развитием детей их движения под музыку становятся более уверенными, однако недостаточно согласованными. В передаче общего характера движения (бег, ходьба) еще нет умения одновременно с музыкой начинать и заканчивать движения, отмечать метрическую пульсацию ходьбы и бега.
Программа включает следующий объем музыкально-двигательных навыков. Обучая ребят согласованным движениям под музыку, развивая чувство ритма, педагог учит двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыкального произведения. Привлекает внимание детей к тому, что под одну музыку можно плясать, под другую - ходить, давая им возможность самостоятельно различать (например, исполняет марш и пляску, а дети должны сами изменить характер движений). Ребят учат отмечать изменением
Движений двухчастную форму пьесы, силу звучания (громко, тихо); продолжают развивать ритмичность в ходьбе и беге под музыку.
Игры и пляски, с которыми знакомят детей, включают умения двигаться по кругу, взявшись за руки, парами. Игры под музыку помогают освоить некоторые образно-имитационные движения, передавая музыкально-игровой образ («зайчики», «котята», «паровоз» и т.д.).
Танцевальные движения также усложняются: надо уметь одновременно хлопать в ладоши и топать ногами, покачиваться с ноги на ногу, полуприседать.

Четвертый год жизни

Во второй младшей группе объем музыкально-ритмических и двигательных навыков расширяется. Дети способны выполнять более точные задания В музыке подвижного характера они различают марш и пляску и соответственно двигаются (ходят, бегают, прыгают), отмечая движениями изменение силы звучания (громко, тихо) и темпа (умеренный, быстрый).
Внимание ребенка привлекается к началу и окончанию музыкального произведения. Используя гимнастические, танцевальные, образные движения, педагог говорит, что двигаться можно только тогда, когда звучит музыка.
Добиваясь выразительности исполнения, педагог постоянно следит за тем, чтобы ходьба была ритмичной, осанка, координация движений рук и ног — правильной, бег — не «шаркающим», прыжки на двух ногах — легкими.
Постепенно дети обогащаются разнообразными плясовыми и образными движениями, которые позволяют им полнее передавать характер музыки, учатся притопывать попеременно каждой ногой, поворачивать кисти рук, кружиться по одному, парами, могут инсценировать несложные песни, попевки, выполняя под музыку действия, подсказанные текстом.
Развитию движений помогают упражнения под музыку с использованием флажков (взмахи), платочков (плавные движения), погремушек (поднимать, опускать, прятать).

Музыкально-ритмический репертуар

Репертуар музыкально-ритмических движений составлен из разнообразных игр, плясок и упражнений, которые способствуют усвоению программных навыков и умений, дают возможность детям осваивать их постепенно и последовательно.
Игры с пением и под инструментальную музыку содержат простые игровые действия: догонялки, прятки или движения, продиктованные текстом и музыкой.
Задачи и навыки в процессе обучения детей (3 и 4 лет) постепенно усложняются. Возьмем для примера игру «Паровоз» на музыку А. Филиппенко.
Вариант для трехлетних детей. Воспитатель поет песню. Малыши сидят на стульях и делают круговые движения руками — «поезд едет».
Паровоз
Слова Т. Волгиной Музыка А. Филиппенко
[Оживленно]

Вариант для четырехлетних детей. Воспитатель поет песню. Ребята, стоя друг за другом, двигаются по комнате (топающим шагом) и согнутыми в локтях руками делают круговые движения — «поезд едет».
Игры под пение на четвертом году жизни ребенка включают более сложные действия, построения, как это можно отметить в игре «Флажок» на музыку М. Красева.

Флажок
Слова М. Ивенсен Обработка М. Красева
[Бодро]



1. Шире шаг, выше флаг,
Не стучать ногами!
Кто шагать умеет так —
Встаньте вместе с нами!
Припев: Раз, два! Раз, два!
Встаньте вместе с нами!
2. Наш флажок, как цветок,
Ветерок колышет.
Ну-ка, Оленька, флажок
Подними повыше.
Припев: Раз, два! Раз, два! Подними повыше!
Первый куплет. Воспитатель поет, ребята идут (по кругу) за ним.
Второй куплет. Взрослый называет (поет) имя ребенка, предлагая индивидуальное задание — пройти с флажком внутри круга.

Игры под инструментальную музыку позволяют доступными средствами выразительно передавать игровой образ («котята» тихо бегают, «зайцы» весело прыгают, «воробушки» легко летают, машут крыльями и т. п.). Обычно игры сопровождаются двухчастным музыкальным произведением, форму которого ребята отмечают движениями, например, ходят под песню по кругу, убегают в «домик» («Солнышко и дождик», музыка М. Раухвергера, Б. Антюфеева); укачивают куклу и танцуют с ней («Игра с куклой», музыка В. Карасевой).
Часто в играх применяются музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты: колокольчики, барабанчики, кастаньеты, металлофоны. Звучание детских музыкальных инструментов п лично по тембру, что придает особый колорит звучанию музыкального произведения. Так, веселый перезвон колокольчиков может сопровождать «катание на лошадках»; подыгрывая себе на барабанчиках, мальчики четко маршируют, изображая солдат; девочки часто используют бубны, кастаньеты, когда танцуют, например, польку.
Пляски также становятся сложнее, сопровождаются музыкой двухчастной формы и требуют соответствующих движений. Использование текста помогает педагогу в обучении. Рассмотрим для примера пляску «Приседай».

Дети стоят парами, свободно располагаясь в комнате, и выполняют движения о которых поет воспитатель.

1. Поплясать становись
И дружку поклонись.
Ля-ля-ля... (такты 9—16)

Ребята кланяются друг другу

Кружатся, взявшись за руки (эти движения повторяются в каждом куплете)

2. Будут все приседать.
Дружно сесть! Дружно встать! Ля-ля-ля... (такты 9—16)

Приседают, положив руки на пояс.

3. Машут ручки ребят — Это птички летят. Ля-ля-ля...

Машут руками

4. Ножкой топ, ножкой топ, Еще раз топ да топ. Ля-ля-ля…

Топают ногой

5. Ручки хлоп, ручки хлоп, Еще раз хлоп да хлоп. Ля-ля-ля...

Хлопают в ладоши

6. Вот и кончился пляс, Поклонись еще раз. Ля-ля-ля...

Кланяются

В плясках и играх трех-, четырехлетних детей часто применяются игрушки: куклы, мишки, кошка, лиса, что вызывает большой интерес у малышей, и они выполняют движения живо, эмоционально.
Упражнения включают одно-два движения (более активные и спокойные), которые в зависимости от возраста ребят постепенно усложняются. Например, под музыку Э. Парлова «Марш» трехлетние дети учатся ритмично ходить; четырехлетние — маршировать с флажками и с окончанием музыки делать из них «воротики» (воспитатель и кто-либо из ребят). Затем исполняется музыка Т. Ломовой «Бег», и все малыши пробегают друг за другом в эти «воротики».

Марш
Музыка Э. Парлова
[Бодро]


Бег
Музыка Т. Ломовой
[Легко]




Методы и приемы

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям основана на показе педагога и его коротких указаниях. В работе над точностью выполнения задания всеми детьми очень важно правильно и четко показать движение. Выполнить его малышам поможет эмоциональный тон педагога, вызывающий у детей желание двигаться под музыку, а также использование различных игрушек и атрибутов.
Разучивая игру, следует сразу раскрыть содержание и предложить ребятам действовать. Если музыка в сюжетной игре контрастного характера, надо проиграть ее детям, сказать, для кого она предназначается, а затем предложить ребятам поиграть. Если выполнение какого-либо движения, построения вызовет у малышей затруднение, необходимо поупражняться в этом отдельно. Включая в занятие, например, игру «Солнышко и дождик», можно вначале проверить, насколько непринужденно дети могут ходить по кругу, а затем присоединить к этому движению вторую часть игры — пляску.
Усвоению содержания игр и необходимых навыков способствуют многократные, последовательные их повторения.
Обучая трехлетних детей подражательным пляскам и пляскам с зафиксированными движениями, воспитатель использует различные приемы.
Всегда предлагается правильный показ, чтобы научить ребят точно следовать образцу и дать им возможность в дальнейшем самостоятельно пользоваться выученными движениями.

Воспитатель исполняет пляску и предлагает поплясать вместе с ним, отмечая ребят, которые двигаются лучше, и танцует с ними повторно (остальные дети смотрят). На следующих занятиях усвоившим пляску воспитатель предоставляет возможность действовать самостоятельно, а сам танцует с детьми, которым еще требуется помощь.
В упражнениях вычленяются отдельные музыкально-ритмические навыки, при обучении которым педагог также использует выразительный показ, в дальнейшем предоставляя малышам некоторую самостоятельность в выполнении задания, одобряет хорошо выполняющих движение, поощряет тех, кто" затрудняется двигается вместе с ними.
Обучая четырехлетних детей музыкально-ритмическим движениям, воспитатель использует как свой показ, так и показ детей, правильно выполняющих задания.
Разучивание новой пляски, игры требует целенаправленного восприятия музыки, определения особенностей ее звучания (хлопками в ладоши, взмахами рук и т. п.). Например, различая контрастное звучание двухчастной пьесы «Игра с куклами» В. Карасевой, ребята подкладывают ладошки под щеку — кукла «спит»; подняв руки, вращают кистями — кукла «пляшет».
При ознакомлении с музыкой к сюжетной игре необходимы образные пояснения, использование соответствующей игрушки, чтобы малыши почувствовали характер каждого персонажа.
Чтобы научить детей начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, музыкальный руководитель делает замечания ребятам, которые отвлекаются, напоминает, чтобы они сосредоточивали свое внимание на музыкальном звучании, повторяет пьесу, добиваясь точного выполнения задания.
В процессе обучения можно пользоваться такими приемами: показав детям пляску, упражнение целиком, в дальнейшем педагог разучивает ее по частям. Упражняя ребят в точном, ритмичном выполнении каждого движения, повторяя его несколько раз, педагог показывает движения сам, одобряет правильные действия отдельных детей. За этим можно проследить в игре «Воробушки и автомобиль» на музыку Г. Фрида и М. Раухвергера. Всем малышам предлагают сначала показать, как летают воробушки, добиваясь легкого бега, а затем «поехать, как автомобиль», ритмично притопывая. Когда эти навыки усвоены, руководитель назначает хорошо двигающегося малыша «шофером» автомобиля, остальным детям предлагает быть «воробушками».
Прежде чем самому демонстрировать характерные для них движения, педагог может предложить детям показать под соответствующую музыку как летят птички, прыгает зайчик, скачет лошадка и т. д. Удачные действия ребенка одобряются взрослым, который использует показ малыша, как своего помощника.
Целью упражнений является усвоение какого-либо двигательного элемента на небольшом по объему задании. Например,

упражнении «Гулять-отдыхать» на музыку М. Красева дети учатся ритмично ходить под музыку, изменяя движение в соответствии с характером частей пьесы, в свободной пляске тренируются в выполнении отдельных плясовых движений.
Упражнения выполняются по показу взрослого, особенно в начале разучивания. В дальнейшем педагог пользуется указаниями напоминаниями, которые должны быть предельно образными, чтобы помочь малышам понять задание, почувствовать характер движения. Например, подчеркивая плавные движения рук, педагог говорит: «У детей вот какие мягкие ручки»; проверяя правильное расстояние между детьми, проходит между ними и отмечает: «Я иду к вам в гости, здесь могу пройти, а здесь не пройду, к вам не попаду».
В конце года педагог проверяет уровень музыкально-ритмических навыков, оценивая, чувствуют ли дети контрастный характер музыки. Он предлагает им, например, произведения для ходьбы, бега, отмечает, передают ли они характер марша или легкой, подвижной музыки, а также определяет, насколько согласованы с ней движения детей. Чтобы определить, чувствуют ли дети форму музыкального произведения, можно предложить им исполнить знакомую пляску и увидеть, как точно они меняют движение в связи со сменой музыкальных частей.
Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей трех-, четырехлетнего возраста строится в основном на показе педагога, хорошо двигающихся детей, на эмоционально-образных пояснениях и указаниях.

Методика музыкального воспитания в детском саду: «Дошк. воспитание»/ Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.; Под ред. Н.А. Ветлугиной. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1989. - 270 с.: нот.

В книге говорится о задачах, содержании и методике музыкального воспитания детей первого, второго и третьего года жизни.
В пособии имеется практический материал для музыкальной работы с детьми (песни, произведения для слушания, рассказы с музыкальными иллюстрациями, музыкальные игры и пляски), а также методические указания к использованию этого материала.

ОТ АВТОРА
Настоящее пособие предназначено для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений, работающих с детьми первых трех лет жизни.
Роль воспитательницы в музыкальной работе с детьми раннего возраста исключительно велика, так как она имеет возможность использовать музыку наиболее разнообразными способами и в различные моменты пребывания ребенка в детском учреждении. Поэтому в приложении к пособию отведено большое место музыкально-двигательному материалу, который не требует инструментального сопровождения, а в методической части — работе музыкального руководителя с воспитательницами по повышению их музыкально-педагогической квалификации.
Одно лишь содержание музыкально-двигательного материала, рекомендуемого в пособии для групп раннего и младшего возраста, не может обеспечить правильного музыкального воспитания в этих группах. Необходима еще и соответствующая возрасту детей методика, т. е. умение использовать музыкально-двигательный материал так, чтобы детям было интересно слушать музыку, участвовать в подпевании и пении, играть и плясать, чтобы все эти разнообразные проявления музыкальной активности ребенка неуклонно развивали его интерес и любовь к музыке. Именно в этом состоит
ведущая задача музыкального воспитания детей раннего возраста.

Поэтому в приложении не только указаны различные способы использования музыкального материала, возможные варианты его включения в работу с детьми, но и даны методические указания к музыкальному материалу, объясняющие, как его надо давать в различных возрастных группах, чтобы побуждать детей к тому или иному проявлению музыкальной активности, соответствующей их возрасту.
Для того чтобы музыкальный руководитель имел возможность выбрать из рекомендованного материала именно то, что лучше всего подходит детям, в приложении даны пьесы, песни, музыкально-двигательные показы, игры и пляски, число которых превышает количество материала, необходимого в каждом отдельном случае проведения работы с детьми. При этом предусматриваются также различные варианты условий, в которых проводится музыкальная работа; наличие или отсутствие фортепиано (аккордеона или другого музыкального инструмента), возможные различия в музыкальной подготовке специалиста (теоретические знания, владение инструментом и т. д.).
Примерная дозировка материала указана в каждом разделе, рассматривающем содержание и методику музыкальной работы с детьми первого, второго и третьего года жизни. В конце каждого
такого раздела указан соответствующий музыкально-двигательный материал для работы с детьми. Ввиду того что одни и те же музыкальные произведения входят в содержание работы с детьми разного
возраста и рекомендованы для различных способов использования, ноты, описания музыкально-двигательного материала и методические указания к нему расположены в алфавитном порядке
названий музыкальных произведений. Это позволяет легко найти нужный материал для любой возрастной группы детского учреждения.

  • Задачи музыкального воспитания детей раннего возраста
  • Содержание и методика музыкальной работы с детьми раннего возраста
  • Музыкальная работа с детьми первого года жизни.
  • Музыкальная работа с детьми второго года жизни.
  • Музыкальная работа с детьми третьего года жизни.
  • Планирование и учет музыкальной работы с детьми раннего возраста.
  • Пособия для музыкальной работы в группах детей раннего возраста
  • Работа музыкального руководителя с персоналом детского учреждения
  • Приложение. Музыкально-двигательный материал и методические указания к его использованию в работе с детьми

Нотное приложение (список песен) :

1. АЙДА. Музыка ВЕРХОВИНЦА
2. БАЮ. (КОЛЫБЕЛЬНАЯ). Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
3. БЕЛЫЕ ГУСИ. Слова М. КЛОКОВОЙ. Музыка М. КРАСЕВА
4. В ЛЕСУ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОИ
ЗАЙКА. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
МЕДВЕДЬ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
5. ВОРОНЯТА КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
ПРОГУЛКА. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
ВОРОНЫ. Слова А. БАРТО Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
6. ВОТ КАК МЫ УМЕЕМ. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
7. ГДЕ ТЫ, ЗАИНЬКА? Обработка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
8. ГОПАЧОК. (УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
9. ГРЕЧАНЫКИ (УКРАИНСКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ) Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
10. ГРИБОК. Слова 0. ВЫСОЦКОЙ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
11. ГУЛЯЕМ И ПЛЯШЕМ.Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
12. ДОГОНЯЛКИ. Музыка Я. АЛЕКСАНДРОВОЙ
13. ДОЖДИК (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ)
14. ДОЖДИК. Слова народные Музыка В. ФЕРЕ
15. ЕЛОЧКА. Слова М. БУЛАТОВА. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
16. ЗАИНЬКА. Музыка В. ВЕРХОВИНЦА
17. ЗАЙКА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Слова Т. БАБАДЖАН Обработка АН. АЛЕКСАНДРОВА
18. ЗАЙКИ ПО ЛЕСУ БЕГУТ. Музыка А. ГРЕЧАНИНОВА
19. ЗИМА. Слова И. ФРЕНКЕЛЬ Музыка В. КАРАСЕВОЙ
20. ИДЕТ КОЗА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Обработка А. ГРЕЧАНИНОВА
21. ИЗ-ПОД ДУБА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЛЯСОВАЯ МЕЛОДИЯ)
22. И КУМУШКА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
23. КАК У НАШИХ У ВОРОТ. (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка А. БЫКАНОВА
24. КОЛЫБЕЛЬНАЯ. Музыка М. КРАСЕВА
25. КОРОВА. Слова О. ВЫСОЦКОЙ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
26. КОШКА. Слова И. ФРЕНКЕЛЬ. Музыка АН. АЛЕКСАНДРОВА
27. МУЗЫКА К ИГРЕ „КОШКА И КОТЯТА"
КОШЕЧКА. Cлова Н. НАЙДЕНОВОЙ Музыка В. ВИТЛИНА
КОЛЫБЕЛЬНАЯ
28. ЛАДУШКИ (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ)
29. ЛОВКИЕ РУЧКИ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЯ
30. ЛОШАДКА. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
31. МАЛЕНЬКАЯ КАДРИЛЬ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
32. МАЛЕНЬКИЕ ЛАДУШКИ. Слова Т. МИ РАДЖИ Музыка ЗАРЫ ЛЕВИНОЙ
33. МАРШ И БЕГ. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
34. МАРШ. Музыка В. ДЕШЕВОВА
35. МАРШ. Музыка Д. ЛЬВОВЛ-КОМПАНЕИЦА
36. МАРШ. Музыка Э. ПАРЛОВА
37. МАРШ. Музыка Р. ШУМАНА
38. МАШЕНЬКА-МАША (ПОПЕВКА)
39. МЕДВЕДЬ. Музыка В. РЕБИКОВА
40. МИКИТА. (БЕЛОРУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Обработка С. ПОЛОНСКОГО
41. МЯЧИК. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
42. НОЖКАМИ ЗАТОПАЛИ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
43. ОЙ, НА ГОРЕ-ТО. (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ). Обработка М. РАУХВЕРГЕРА
44. ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка АН. АЛЕКСАНДРОВА
45. ПЕТУШОК. (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ)
46. ПЛЯСКА С ПЛАТОЧКОМ. Слова И. ГРАНТОВСКОЙ. Музыка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
47. ПЛЯСКА С ФЛАЖКАМИ. Музыка Т. КУЗНЕЦ
48. ПЛЯШЕМ ХОРОШО. Музыка М. ЧАРНОЙ
49. ПОГРЕМУШКИ. Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
50. ПОЛЯНКА (РУССКАЯ НАРОДНАЯ МЕЛОДИЯ) Обработка Г. ФРИДА
51. ПРАЗДНИК.Слова и музыка Т. КУЗНЕЦ
52. ПРАЗДНИЧНАЯ ПРОГУЛКА
а) ДЕТИ КАТАЮТСЯ. Музыка АН. АЛЕКСАНДРОВА
б) МАРШ
53. ПРИШЛА ЗИМА. Слова Т. МИ РАДЖИ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
54. ПТИЧКА. Слова А БАРТО Музыка М. РАУХВЕРГЕРЛ
55. ПТИЧКИ
ВСТУПЛЕНИЕ
ПТИЦЫ ЧИРИКАЮТ. Музыка Г. ФРИДА
ПОЛЕТ ПТИЦ.
ПТИЦЫ КЛЮЮТ ЗЕРНЫШКИ
ПОЯВЛЕНИЕ БОЛЬШОЙ СОБАКИ
56. СОБАЧКА. Слова Н, КОМИССАРОВОЙ Музыка М. РАУХВЕРГЕРА
57. СОЛНЫШКО (украинская народная песня) Слова Е. ПЕРЕПЛЕТЧИКОВОИ Обработка Н. МЕТЛОВА
58. СТУКОЛКА (украинская народная мелодия)
69. УЖ Я ЗОЛОТО ХОРОНЮ. Обработка Е. ТИЛИЧЕЕВОЙ
60. УТРО. Слова С. ПРОКОФЬЕВОЙ Музыка Г. ГРИНЕВИЧА
61. ХОДЬБА.Музыка Г. ФРИДА
62. ЦВЕТИКИ. Слова Н. ФРЕНКЕЛЬ Музыка В. КАРАСЕВОЙ
63. ЦЫПЛЯТА. Слова Т. ВОЛГИНОЙ Музыка А. ФИЛИППЕНКО
64. ЮРОЧКА. Белорусская пляска Обработка Ан. АЛЕКСАНДРОВА

[Бодро]

Стр.144

Стр.145


1. Шире шаг, выше флаг,

Не стучать ногами!

Кто шагать умеет так -

Встаньте вместе с нами!

Припев: Раз, два! Раз, два!

Встаньте вместе с нами!

2. Наш флажок, как цветок,

Ветерок колышет.

Ну-ка, Оленька, флажок

Подними повыше.

Припев: Раз, два! Раз, два! Подними повыше!

Первый куплет. Воспитатель поет, ребята идут (по кругу) за ним.

Второй куплет. Взрослый называет (поет) имя ребенка, предлагая индиви­дуальное задание - пройти с флажком внутри круга.

Игры под инструментальную музыку позволяют доступными средствами выразительно передавать игровой образ («котята» тихо бегают, «зайцы» весело прыгают, «воробушки» легко летают, машут крыльями и т. п.). Обычно игры сопровождаются двухчастным

Стр.146

музыкальным произведением, форму которого ребята отмечают движениями, например, ходят под песню по кругу, убегают в «домик» («Солнышко и дождик», музыка М. Раухвергера, Б. Антюфеева); укачивают куклу и танцуют с ней («Игра с куклой», музыка В. Карасевой).

Часто в играх применяются музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты: колокольчики, барабанчики, кастаньеты, металлофоны. Звучание детских музыкальных инструментов п лично по тембру, что придает особый колорит звучанию музыкального произведения. Так, веселый перезвон колокольчиков может сопровождать «катание на лошадках»; подыгрывая себе на барабанчиках, мальчики четко маршируют, изображая солдат; девочки часто используют бубны, кастаньеты, когда танцуют, например, польку.

Пляски также становятся сложнее, сопровождаются музыкой двухчастной формы и требуют соответствующих движений. Ис­пользование текста помогает педагогу в обучении. Рассмотрим для примера пляску «Приседай».

Дети стоят парами, свободно располагаясь в комнате, и выполняют движения о которых поет воспитатель.

В плясках и играх трех-, четырехлетних детей часто применяются игрушки: куклы, мишки, кошка, лиса, что вызывает большой интерес у малышей, и они выполняют движения живо, эмоционально.

Упражнения включают одно-два движения (более активные и спокойные), которые в зависимости от возраста ребят постепенно усложняются. Например, под музыку Э. Парлова «Марш» трех­летние дети учатся ритмично ходить; четырехлетние - марширо­вать с флажками и с окончанием музыки делать из них «воротики» (воспитатель и кто-либо из ребят). Затем исполняется музыка Т. Ломовой «Бег», и все малыши пробегают друг за другом в эти «воротики».

Стр.147

Марш

Музыка Э. Парлова

[Бодро]


Музыка Т. Ломовой

[Легко]


Стр.148


Методы и приемы

Методика обучения музыкально-ритмическим дви­жениям основана на показе педагога и его коротких указаниях. В работе над точностью выполнения задания всеми детьми очень важно правильно и четко показать движение. Вы­полнить его малышам поможет эмоциональный тон педагога, вы­зывающий у детей желание двигаться под музыку, а также исполь­зование различных игрушек и атрибутов.

Разучивая игру, следует сразу раскрыть содержание и пред­ложить ребятам действовать. Если музыка в сюжетной игре контрастного характера, надо проиграть ее детям, сказать, для кого она предназначается, а затем предложить ребятам поиграть. Если выполнение какого-либо движения, построения вызовет у малышей затруднение, необходимо поупражняться в этом отдельно. Включая в занятие, например, игру «Солнышко и дождик», можно вначале проверить, насколько непринужденно дети могут ходить по кругу, а затем присоединить к этому движению вторую часть игры - пляску.

Обучая трехлетних детей подражательным пляскам и пляскам с зафиксированными движениями, воспитатель использует различ­ные приемы.

Всегда предлагается правильный показ, чтобы научить ребят точно следовать образцу и дать им возможность в дальнейшем самостоятельно пользоваться выученными движениями.

Стр.149

Воспитатель исполняет пляску и предлагает поплясать вместе с ним, отмечая ребят, которые двигаются лучше, и танцует с ними повторно (остальные дети смотрят). На следующих занятиях ус­воившим пляску воспитатель предоставляет возможность дейст­вовать самостоятельно, а сам танцует с детьми, которым еще тре­буется помощь.

В упражнениях вычленяются отдельные музыкально-ритмиче­ские навыки, при обучении которым педагог также использует выразительный показ, в дальнейшем предоставляя малышам не­которую самостоятельность в выполнении задания, одобряет хо­рошо выполняющих движение, поощряет тех, кто" затрудняется двигается вместе с ними.

Обучая четырехлетних детей музыкально-ритмическим движе­ниям, воспитатель использует как свой показ, так и показ детей, правильно выполняющих задания.

Разучивание новой пляски, игры требует целенаправленного восприятия музыки, определения особенностей ее звучания (хлоп­ками в ладоши, взмахами рук и т. п.). Например, различая контраст­ное звучание двухчастной пьесы «Игра с куклами» В. Карасевой, ребята подкладывают ладошки под щеку - кукла «спит»; подняв руки, вращают кистями - кукла «пляшет».

При ознакомлении с музыкой к сюжетной игре необходимы образные пояснения, использование соответствующей игрушки, чтобы малыши почувствовали характер каждого персонажа.

Чтобы научить детей начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, музыкальный руководитель делает замечания ребятам, которые отвлекаются, напоминает, чтобы они сосредоточивали свое внимание на музыкальном звучании, повторяет пьесу, добиваясь точного выполнения задания.

В процессе обучения можно пользоваться такими приемами: показав детям пляску, упражнение целиком, в дальнейшем педа­гог разучивает ее по частям. Упражняя ребят в точном, ритмич­ном выполнении каждого движения, повторяя его несколько раз, педагог показывает движения сам, одобряет правильные действия отдельных детей. За этим можно проследить в игре «Воробушки и автомобиль» на музыку Г. Фрида и М. Раухвергера. Всем малы­шам предлагают сначала показать, как летают воробушки, доби­ваясь легкого бега, а затем «поехать, как автомобиль», ритмично притопывая. Когда эти навыки усвоены, руководитель назначает хорошо двигающегося малыша «шофером» автомобиля, остальным детям предлагает быть «воробушками».

Прежде чем самому демонстрировать характерные для них дви­жения, педагог может предложить детям показать под соответствую­щую музыку как летят птички, прыгает зайчик, скачет лошадка и т. д. Удачные действия ребенка одобряются взрослым, который исполь­зует показ малыша, как своего помощника.

Целью упражнений является усвоение какого-либо двигатель­ного элемента на небольшом по объему задании. Например,

Стр.150

упражнении «Гулять-отдыхать» на музыку М. Красева дети учатся ритмично ходить под музыку, изменяя движение в соответствии с характером частей пьесы, в свободной пляске тренируются в выполнении отдельных плясовых движений.

Упражнения выполняются по показу взрослого, особенно в начале разучивания. В дальнейшем педагог пользуется указаниями напоминаниями, которые должны быть предельно образными, чтобы помочь малышам понять задание, почувствовать характер движения. Например, подчеркивая плавные движения рук, педагог говорит: «У детей вот какие мягкие ручки»; проверяя правильное расстояние между детьми, проходит между ними и отмечает: «Я иду к вам в гости, здесь могу пройти, а здесь не пройду, к вам не попаду».

В конце года педагог проверяет уровень музыкально-ритмиче­ских навыков, оценивая, чувствуют ли дети контрастный характер музыки. Он предлагает им, например, произведения для ходьбы, бега, отмечает, передают ли они характер марша или легкой, по­движной музыки, а также определяет, насколько согласованы с ней движения детей. Чтобы определить, чувствуют ли дети форму музы­кального произведения, можно предложить им исполнить знакомую пляску и увидеть, как точно они меняют движение в связи со сме­ной музыкальных частей.

Методика обучения музыкально-ритмическим движениям детей трех-, четырехлетнего возраста строится в основном на показе педа­гога, хорошо двигающихся детей, на эмоционально-образных поясне­ниях и указаниях.

Рассказать друзьям