Система отношений в психологии. Психология отношений. Психология дружеских и любовных отношений

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Понятие об «отношении»

«Отношение» и «установка» являются фундаментальными понятиями в социальной психологии.

Начало исследования понятия «отношение» в зарубежной психологии началось в психоаналитических работах А. Адлера.

Проанализировав отечественную литературу, можно сказать, что категория отношения относится к основным категориям в психологии, наряду с «установкой», «отражением», «деятельностью», «общением».

А. Ф. Лазурский, в рамках ленинградской психологической школы, впервые рассматривал категорию «отношения человека» как структурные компоненты личности. Он считал, что одной из важных сторон личности должно быть отношение к среде (в широком смысле слова). Это можно увидеть в его учении об экзопсизике как отношении человека со средой (Лазурский А. Ф.,1995). По его мнению, отношения к разным категориям действительности отличаются по форме отношений, форме достижений, форме удовлетворения ими, по направленности (по знаку) (положительное - отрицательное). Основой личности выступают 2 вида отношений: отношения между личностью и окружающей средой и отношения между эндо- (совокупность всех взаимосвязанных и взаимозависимых психических элементов и функций) и экзопсихическими ее проявлениями. Существуют разные уровни отношений, и на разных уровнях организуются разные их соотношения. Различаются чистые и смешанные, переходные типы низшего, среднего и высшего уровней. Направление развития -- повышение значения экзопсихических особенностей

С. Л. Рубенштейн говорил о том, что категории «отношения» делится на объективные и субъективные отношения. Он раскрывает данную категорию через отношение одного человека к другому.

Объективные отношения - это отношения, в которые люди вынуждены вступать в процессе своей жизнедеятельности.

Субъективные отношения - это субъективное отражение данных отношений в виде мыслей и чувств. Они чаще всего обозначаются как «личные отношения» (Рубинштейн С. Л.,1959).

Я. Л. Коломинский выражает категорию «отношения» через понятие «связь», но при этом не давая строгого определения данному понятию. Он дает эмпирическую классификацию связей. Первый вид связей - это связи взаимодействия. Они опосредуются целями, которые преследует каждая из сторон взаимодействия (Коломинский Я. Л., 1976).

В. Н. Мясищев развил идею «психологии отношений» в виде «теории отношений», где он рассматривает отношения как систему связи человека со всей действительностью или с её отдельными сторонами (Мясищев В. Н., 1970). Эта система является продуктом исторического развития человечества. Она отражает личный опыт человека и внутренне определяет его действия и его переживания. Учёный выделил несколько видов отношений:

  • 1) психические;
  • 2) психологические;
  • 3) социальные;
  • 4) социально-психологические;
  • 5) межличностные;
  • 6) личностные.

Психологические отношения составляют целостную структуру, которая состоит из трех подструктурных компонентов:

  • 1) основные отношения;
  • 2) отношения в познавательной деятельности;
  • 3) эмоциональные отношения.

Обязательным компонентом в структуре отношений является именно эмоциональный компонент, потому что без эмоции отношение является «безразличием», «равнодушием» и «индифферентностью» (Мясищев В. Н., 1970). В. Н. Мясищев также указывает, что следует различать понятие «психологические отношения» от понятий «установка» и «стереотип». Он продвигает эту проблему к понимаю субъективных отношений как «содержательной связи» человека с внешним миром.

В. С. Ивашкин и В. В. Онуфриева предлагают свой взгляд на понятие «психологическое отношение», отмечая некоторые логические несоответствия в теории отношений В. Н. Мясищева. Они определяют отношение как «переживание объектом своей готовности к действию», относя психологические отношения к одному из видов «переживаний» (наряду с эмоциями и психическими напряжениями).

Типы отношений: классификация

Существуют различные классификации форм, видов и типов отношений.

Формы отношений:

  • 1) физические;
  • 2) психические;
  • 3) психологические (личные);
  • 4) социально-психологические взаимоотношения;
  • 5) межличностные;
  • 6) общественные (социальные);
  • 7) межгрупповые;
  • 8) межнациональные;
  • 9) межэтнические.

Б. Бернстайн в своих работах упоминает о том, что форма социальных отношений или же по-другому - социальная структура - обуславливает поведение (Бернстайн Б., 1977).

Виды отношений (по И. М. Марковской и Е. О. Смирновой) (табл. 3):

  • 1) Познавательные отношения. В таком контексте человек выступает в роли предмета восприятия, понимания, познания.
  • 2) Эмоциональные отношения. Суть данного направления - изучение детерминации эмоциональных отношений.
  • 3) Практические отношения. Данное направление является основой для изучения на практике человеческих отношений (психотерапия, социально-психологические тренинги) (Марковская И. М., 1995).

Таблица 3 Виды отношений

В. Н. Куницына и В. Н. Панферов выделяют следующие типы отношений:

  • 1) Психические отношения. Такие отношения выражаются в притягательности и избирательности объекта взаимодействия для человека.
  • 2) Психологические отношения. Они составляют целостную систему индивидуальных избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной реальности. В эту категорию входят: потребности, чувства, интересы, убеждения, мотивы, воля (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 2001).
  • 3) Социально-психологические отношения. Они обозначают отношения человека с человеком. Такие взаимоотношения возникают в результате взаимных усилий партнеров по совместной деятельности и общению. Главное отличие: социально-психологические отношения всегда являются продуктом взаимодействия (Куницына В. Н., Парфенов В. Н., 1992).
  • 4) Взаимоотношения. Это взаимные отношения людей, возникающие при групповом сотрудничестве, соревновании, сплоченности, дружбы, взаимопомощи. Они могут проявляться также и в качествах личности, которые образуют психологические особенности человека (агрессивность, общительность, застенчивость) (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 1992).
  • 5) Личные отношения. Рассматриваются в контексте связи человека с человеком как субъектом взаимодействия. Здесь особое внимание уделяется отношение к свойствам и личностным достоинствам конкретного человека. И такое отношение может не совпадать по содержанию с уже сложившимися взаимоотношениями между людьми (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 1992).
  • 6) Самоотношение. Означает принятие или непринятие себя как целого. Оно отражает самоуважение и чувство собственного достоинства, определяет характер взаимоотношений, способность к установлению близких доверительных отношений с людьми (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 1992).

А. Е. Шерозия выделял единую структуру отношений личности, которую образует система ее фундаментальных отношений. Эта система в свою очередь состоит из неотделимых друг от друга элементов:

Отношение личности к себе;

Отношение личности к «другому» как субъекту;

Отношение личности к «другому» как к объекту одновременно с предыдущим пунктом (Шерозия А. Е., 1978).

Отношение и установка: соотношение понятий

В основе координации познавательной деятельности человека, повышения активности всех психических процессов лежат установки и отношения. Они являются устойчивыми компонентами сознания человека, которые становятся побудительной силой, направляющей и организующей многие виды социальной активности и деятельности человека, наряду с интересами, потребностями и мотивами (Куницына В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М., 2001).

Понятия установка, социальная установка и отношение имеют общие корни. Данные понятие утвердились в отечественной психологии в основном благодаря работам В. А. Ядова, для которого теория отношений стала основой его диспозиционной концепции личности.

Но тем не менее, эти понятия следует различать и не путать. Установки формируются в процессе накопления человеком индивидуального опыта жизненного опыта. Также в их возникновении процессы мотивации играют гораздо меньшую роль, чем при формировании психологических отношений. Социальные установки, в отличие от психологических отношений, формируются только к социально значимым объектам.

В психологических отношениях значимым являются эмоционально-чувствительный и волевой компоненты, а также значение эмоциональных переживаний при анализе содержательной стороны отношения. В структуре установки большее значение имеет когнитивный и поведенческий компоненты. Никто не отрицает роль эмоционального компонента и самой установки. Но здесь имеется в виду, что он не всегда реализуется в конкретной социальной деятельности. Знание об объекте, программа и план проведения всегда присутствуют в структуре установки вне зависимости от ситуации (Надирашвили Ш. А., 1970).

Социальные установки часто заимствуются и некритически усваиваются под влиянием других людей, средств массовой информации и т.д. В то же время, психологическое отношение формируется как нечто лично, пережитое на своем опыте, глубоко эмоциональное явление, которое возникает под действием индивидуальных состояний человека.

Но при выяснении взаимоотношения между понятиями установки и отношения следует не забывать о том, что мы говорим о различных сторонах одного цельного психического образования.

С точки зрения В. Н. Мясищева, существенным в отношениях человека является сознательность. С другой стороны, важным обстоятельством, которое делает установку одним из средств и методов изучения бессознательного является ее бессознательность (Мясищев В. Н., 1970).

А. Е. Шерозия говорит о том, что эффективнее систему отношений определять на основе фиксированной установки личности (Шерозия А. Е., 1979).

Проблема связи отношения и установки нашла свое отражение в экспериментальных исследованиях представителей грузинской школы установки: Д.Н. Узнадзе, Ш.А. Надирашвили (Надирашвили Ш. А., 1970), Д.А.Чарквиани (Чарквиани Д. А.,1981), Т.Б.Чхеидзе (Чхеидзе Т. Б.,1979), Д.К.Дзидзигури (Дзидзигури Д. К., 1979), Г.А.Маградзе (Маградзе Г. А.,1979), Г.Г. Мшвидобадзе (Мшвидобадзе Г. Г., 1979) и др. (рис. 4).

Рис. 4. Взаимосвязь категорий отношения и установка

Ш. А. Надирашвили указывал на то, что через фиксированную установку выражалось положительное, нейтральное или отрицательное отношение к различным социальным объектам.

Г. А. Маградзе говорит о важности категорий принадлежности «свое» - «не свое» на отношение в процессе восприятия. Положительное отношение сопровождает процесс восприятия в том случае, если процесс восприятия протекает в рамках принадлежности «свое», и в этом случае, в большинстве случаев, переоценивается показатель фактора «свой» (Маградзе Г. А. 1979).

По мнению Т. Б. Чхеидзе, любой оценочный процесс может сопровождаться как положительным, так и отрицательным отношением. При этом могут существовать стандарты, с которыми происходит сравнение оцениваемого объекта (Чхеидзе Т. Б.,1979).

Экспериментальные исследования Д. Н. Дзидзигури показали, что определенные социальные ценности оцениваются по-разному, в зависимости от того, принадлежностью к какой социальной или этнической сфере они воспринимаются и какова установка к этой сфере (Дзидзигури Д. К., 1979).

Г. А. Маграмадзе в своем эксперименте делал акцент на конформном и антиконформном поведении. Он считал, что установки личности к группе определяют именно эти виды поведения. Если к группе имеются положительно фиксированные установки, но в основном должно осуществляться конформное поведение (Маградзе Г. А., 1979).

Кроме грузинской школы, изучением взаимосвязи понятий «установка» и «отношение» также занимались и В.Н. Мясищев, А.А.Бодалева, И.С. Кон и другие.

По И. С. Кону, установка определяет отношение группы или индивида к какому-либо объекту и оказывает руководящее влияние на отношение индивида ко всем связанным с нею объектам (Кон И. С., 1967).

Методом проб и ошибок мы учимся взаимодействовать с людьми, получаем опыт общения - положительный или отрицательный. Именно опыт отношений навешивает на нас якоречки или якорища, оставляет незаживающие следы-раны, глубокие травмы или, как мы говорим, «комплексы».

Отношения - это мир, в котором мы живем. С того самого момента, когда утром открываю глаза, и до того последнего, когда мысль покидает мое сознание и наступает сон, я понимаю... нет… ощущаю постоянную связь с людьми. Эта связь - Я-и-Другой - пульсирует во мне мыслью, рвется из сердца любовью, сжимается страданием или страхом, обращается словом, взглядом, прикосновением… Они - любимые, родные и близкие, далекие и незнакомые - в моих мыслях, желаниях и поступках. Я есть в этих отношениях с первого и до последнего своего вздоха. Мое существование возможно только во взаимодействии с Другим.

Ощущение ближнего - Другого… Да кто ж он, этот ближний, который… вот он, рядом, но почему-то такой дальний от меня? А я для него кто? Что он хочет от меня? Что он думает обо мне? Какое у него намерение в отношении меня?

Мы смотрим на жизнь, на других людей и не понимаем ни их, ни себя... Мы читаем книги и журналы по психологии, погружаемся в религии и эзотерики... Вдруг на какой-то момент мы начинаем думать, что наконец после двадцать первого шкафа прочитанных книг и двух лет странствий по коучам мы разгадали тайну человеческой души, ну, или, по крайней мере, находимся где-то очень близко… И так до следующего неудачного опыта, за которым очередные разочарования, тоска, истерики, страдание - и ни один психолог помочь нам не в силах.

Отношения в паре, семье, группе, обществе… Разве можно постичь все то, что нужно для идеального взаимодействия со всеми людьми, которых мы встречаем на жизненном пути? Психология дружеских отношений, психология рабочих отношений, психология отношений подростков, психология виртуальных отношений, наконец! Мы их настраиваем, создаем, удерживаем, терзаемся ими и терпим, мучаемся, хотим разорвать, страдаем или наслаждаемся. А все потому, что мы хотим радоваться и получать удовольствие от жизни. Все ведь очень просто! Разве мне многого надо? Всего лишь быть счастливым и видеть счастливыми других людей! Хочу, чтобы в жизни был смысл, хочу знать почему и зачем, понимать предназначение и замысел… Это возможно?!

Ключ - в самопознании, понимании себя, а значит, и других людей. Как строить гармоничные отношения с самим собой, в паре, семье, группе, обществе? Как разгадать премудрости психологии эмоциональных отношений? Все просто - нужно понимать и видеть человека, его желания, мысли, намерения, которые складываются в действия. Нам кажется, что все люди одинаковые. Отсюда непонимание, обманутые ожидания, сломанные жизни…

Мы разные: коллектив и личность - вектор взаимодействия

Мы разные в своей одинаковости: дает единственно научную по своей очевидности и наблюдаемости систему мер, которая раскрывает психическое каждого человека. Восемь мер - восемь векторов - восемь характеров. В смешениях они складывают целостную личность. Каждый характер определяется группой желаний, которые руководят поведением человека в различных ситуациях.

В системно-векторной психологии это возможно - осознание себя и понимание Другого. А это и есть основа взаимопонимания и гармоничных отношений. Системное мышление позволяет нам взаимодействовать с людьми наиболее комплементарно, то есть понимая свои и их особенности. - это тренинги мышления, когда человек впервые начинает осознавать, что же им мыслит, и видеть, какие мысли и намерения управляют поведением другого человека…

Главный источник наслаждения и страдания - это Другой. Точнее, это отношения, которые мы создаем с людьми и группами и которые, в свою очередь, создают нас. Методом проб и ошибок мы учимся взаимодействовать с людьми, получаем опыт общения - положительный или отрицательный. Именно опыт отношений навешивает на нас якоречки или якорища, оставляет незаживающие следы-раны, глубокие травмы или, как мы говорим, «комплексы». Они прорастают в нас семейными драмами, несчастьем наших детей, тяжелыми переживаниями, …

С другой стороны, именно опыт отношений, взаимодействия с другими людьми помогает нам развиваться, наполниться ощущением радости жизни, видеть красоту каждого ее мгновения в диапазоне тысяч цветов и оттенков! Именно в отношениях мы реализуемся, раскрываем свой потенциал и обретаем состояние наполненности жизни смыслом. Можно сказать, что человеческое в человеке формируется в отношениях: в разделении и единении с Другим - ближним и дальним.


Процесс становления человека проходил постепенно, каждый из векторов внес свой вклад в развитие человечества. Последняя ступень была преодолена звуковой мерой. Звуковик 6 тысяч лет назад впервые произнес: «Я!» И это был решающий шаг в развитии от животного к человеку.

Тогда мы впервые ощутили свое «Я» и «Я» другого, отдельное от моего, противопоставленное мне и ограничивающее меня. Мой ближний... Первое ощущение его - ближнего - это неприязнь. С этим чувством мы выходим на встречу с Другим, отгораживаясь от него.

И только со временем зрительный вектор - зрительная мера, создавшая культуру и искусство, - надстроил эмоции и чувства над животными желаниями и их наполнением, «научил» все остальные вектора любви и состраданию...

И это еще одно откровение для слушателей тренинга - понимание природы любви, ее сущности и корней. Философы, психологи и даже физиологи сломали много перьев, разбили много сердец, пытаясь разгадать этот феномен. Малоуспешно... Системно-векторная психология дает нам ясное представление об этом.

Только один из векторов способен переживать любовь и отдавать это чувство в полной мере - это зрительный вектор. Парадоксальная связь любви и страха удивительно ясным и очевидным образом раскрывается на тренинге. Страхи и фобии - то, что терзает зрительных людей. Во время тренинга они естественным образом уходят, их место занимают сострадание, любовь, эйфория, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы.

При этом требовать любви, например, от анального или кожного человека в чистом виде просто бессмысленно. В каждом из векторов - свой набор ценностей, что необходимо знать прежде, чем «заводить» отношения. Благодаря системно-векторной психологии вы сразу будете видеть, что, например, вот этот человек будет красиво любить, тот будет хорошим семьянином и отцом, а Вася, что поделать, способен на измену, а Петя… Петя - .

А дружба!.. Ошибочно мы предполагаем, что дружить, как и любить, могут все. А потом удивляемся предательствам, неверности и по этой причине разочаровываемся в людях... Дружбу как особую, «братскую» связь способны создавать представители анального вектора. Для них дружба - самая высшая ценность.

Если бы мы могли сразу понимать и четко видеть человека, с которым общаемся, мы бы точно могли определить, можно ли с ним дружить, можно ли ожидать от него любви или он по природе своей предназначен для другого. Такое знание дает системно-векторная психология.

Мы и социум

Человек - существо коллективное, и психология межличностных отношений в коллективе - тема фундаментальная. Свое собственное предназначение, свой смысл человек обретает именно в обществе себе подобных: «Кто Я? Зачем Я? Если Я для себя, то зачем Я?» . Вся наша жизнь - это хождение по группам…

Группу как целостность объединяет некая общая задача. В коллективе каждый человек со времен первобытной стаи и по сегодняшний день стремится к выполнению своей, уникальной по задачам и требованиям видовой роли. Неспособность выполнить ее, реализоваться доставляет человеку огромные страдания. Причиной этому является, прежде всего, непонимание себя, своего предназначения.

Системно-векторная психология дает точное представление о том, какие задачи человек способен выполнять в группе, в какой профессии, должности он будет успешен, в чем он принесет своему коллективу наибольшую пользу и успех. Насколько человек реализует свои таланты и способности в коллективе, настолько он внутренне сбалансирован, спокоен, а значит, находит личное взаимопонимание с членами группы.

Одним из важнейших факторов успешного, благополучного группового взаимодействия является коммуникация. Если бы мы могли правильно понимать другого человека, его желания, намерения, видеть его личностные особенности, возможности и способности, то не стали бы ожидать от него невозможного, как это часто бывает, не стали бы требовать от него того, на что он не способен. А значит, меньше бы испытывали разочарований, меньше бы страдали от непонимания, исчезли бы конфликты.

Каждый из векторов имеет свой набор ценностей, свои желания и нехватки. Тренинг «Системно-векторная психология» формирует в человеке особую «языковую» чуткость, которая основывается на том, что вы можете видеть через речь психическое человека и общаться на его языке, исходя из его системы ценностей, его потребностей. Так вы научаетесь разговаривать с людьми - вы понимаете их, они понимают вас.

Также адаптация в группе и в целом в социуме зависит от развитости векторов человека - чем более они развиты, тем большие возможности для реализации. Реализованный человек - наиболее счастливый, его способности-свойства работают, и значит, его желания наполняются максимально, он получает удовлетворение от жизни, видит себя на своем месте, ощущает наполненность жизни смыслом.

Психология отношений очень проста! Она строится на осознании себя и понимании Другого, ощущении психического восьмимерного целого. Тогда - через системное мышление - возможна гармония и красота отношений, любовь и взаимопонимание. Только представьте себе коллективы и общества, где люди понимают друг друга, где каждый воспринимает себя и каждого согласно своей и его реальной внутренней природе. Нет предубеждений, стереотипов, ложных ожиданий и заблуждений!

Корректор: Наталья Коновалова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Понятие "отношение" является всеобщим, поскольку охватывает взаимосвязи и взаимозависимости огромного количества признаков и свойств объекта. Определить содержание этого термина возможно только в применении его к конкретной системе научных знаний. В психологии понятие "отношения" занимает одно из центральных мест, потому как ни одна психологическая категория не рассматривается изолированно, все находится в отношениях со всем. В отечественной науке этот термин укрепился благодаря исследованиям А.Ф. Лазурского о внутренней стороне психического процесса (эндопсихике) и внешней (экзопсихике). Внешняя сторона психического в его работах была представлена как система отношений между субъектом и внешней средой.

Наиболее полно понятия "отношений" были исследованы и описаны В.Н. Мясищевым, который отводил им роль наиболее важной категории для описания и понимания сущности личности в психологии. Мясищев утверждал, что "исходя из того, что понятие отношения несводимо к другим и неразложимо на другие, надо признать, что оно представляет самостоятельный класс психологических понятий".

Описывая сущность понятия "отношение" в психологии, В.Н. Мясищев определял его психологический смысл как одну из форм отражения субъектом внешнего мира. Личность человека формирует свои отношения как результат отражения на сознательном уровне объективно существующих отношений общества. Личность развивается и функционирует в обществе на уровне различных микро - и макро - систем, которые формируют ее потребности и интересы, во многом зависящие от особенностей нервной системы субъекта. В результате получается своего рода "субъективная призма", через которую человек воспринимает воздействия, направленные на него из внешнего мира.

То, как человек воспринимает действительность, что оставляет след в его памяти, что развивается в мышлении, что в воображении, что привлекает его внимание, с одной стороны, является фиксацией особенностей внешнего мира, объективно существующего, а с другой, является его отношением к этой объективной реальности, к которой сам человек также принадлежит.

В.Н. Мясищев утверждал, что отношения личности - ее потребности, интересы, склонности - представляют из себя прежде всего результат взаимодействия человека с другими людьми, с окружающей средой, и результат того, насколько среда способствует развитию индивидуальных черт личности, в том числе и в области предметной деятельности человека.

Мясищев писал: "Основные стороны отношения глубоко коренятся в филогенетическом и историческом прошлом человека. Они, прежде всего, различаются положительным и отрицательным характером активных реакций человека, представляющим основу избирательной объективной направленности его психической активности. Эмоциональная сторона отношения, наиболее ярким примером которой является любовь и вражда, относилась в психологии к категории чувств. Однако надо учесть, что область чувств (или эмоций) охватывает три разнородных группы явлений - эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения. Последние и представляют в значительной степени то, что называется обычно чувством, но это до сих пор еще не уяснено и генетически достаточно не освещается".

Мясищевым были выделены четыре признака отношений как самостоятельного психологической категории, к которым от относил: сознательность, избирательность, активность и инициативность. Так же он писал о структурных характеристиках отношений, что отношения различных пропорциях характеризуются тремя основными аспектами психики как "когнитивные, конативные и эмотивные".

Таким образом, в теории отношений Мясищева ряд отношений представляет собой самостоятельные образования. В первую очередь, к ним относятся интересы, оценки и убеждения. Следовательно, отношение можно описать как силу, определяющую степень интереса, степень выраженности эмоции, степень напряжения желания или потребности. С этой точки зрения, отношения могут быть рассмотрены в качестве основной движущей силы развития личности.

В современной отечественной психологии проблемами в разработке темы отношения детей к изобразительному искусству преобладает деятельностный подход. Своеобразие методологии эмпирических исследований понимания искусства в рамках данного подхода состоит в том, что ребенку изначально задается норма понимания искусства. И по отношению к этой норме исследуются условия, благодаря которым возможен переход от непонимания к пониманию. Таким образом, акцент делается на происхождении самой способности понимать искусство. Норма понимания и условия ее происхождения анализируются с точки зрения общественно-исторической роли искусства в развитии психики человека. В частности, исследуется механизм смыслопорождающих систем понимания искусства детьми: их содержание, структуры и типы (Гуржапов В.А.)

Применительно к ребенку-сироте, к ребенку с депривационными нарушениями этот метод представляется недостаточным, в силу особенностей психического развития ребенка. Для того, чтобы понять, как именно можно использовать потенциал искусства для компенсации депрвационных нарушений сирот, нужно описать отношение ребенка к изобразительному искусству в "сыром виде". Еще в 1924 г. И.А. Соколянский писал: "Детские переживания, современность и организация на основе этих переживаний положительных знаний должны быть отправными путями для построения методики. Детская эмоция является началом "знаний", источником "интереса", "активности". Через формирование детской эмоции следует переходить к привитию знаний.".

Таким образом, представляется, что методологически изучение отношения детей-сирот к изобразительному искусству будет определено не только деятельным походом, но и когнитивно-эффективным. Другими словами, нужно зафиксировать не только зафиксировать понимание или непонимание сюжетной основы произведения искусства, но и эмоцию, возникающие у детей-сирот в ходе предъявления стимульного материала и работы с ним.

relation) Об объект-отношении см. ОБЪЕКТ. Об интерперсональных отношениях см. ИНТЕРПЕРСОНАЛЬНЫЙ. аналитические отношения относятся к интерперсональным отношениям между пациентом и аналитиком, в отличие от ТРАНСФЕРА пациента или КОНТРТРАНСФЕРА аналитика. В отношениях врач - больной, мать - дитя и т.п. отношения подразумевают транзакции между двумя участниками, а не социальный статус или родственные отношения, т.е. данное слово используется в психологическом, а не социологическом значении.

ОТНОШЕНИЕ

субъективная сторона отражения действительности, результат взаимодействия человека со средой. В психологии - в самом общем виде - взаиморасположение объектов и их свойств. Отношение может наличествовать как между меняющимися объектами, явлениями и свойствами (например, любой закон как сущностное отношение между явлениями), так и в случае выделенного неизменного объекта в его связях с другими объектами, явлениями и свойствами (например, отношение субъекта к политической системе).

Формирование сознательного отношения к объекту познания и действия связано с развитием всех компонент системы стимуляции. Осознание своих отношений к окружающему рождает соответственные чувства и эмоции, кои, в свою очередь, стимулируют деятельность и влияют на развитие направленности личности.

Отношения бесконечно разнообразны. Можно выделить отношения пространственные, временные, причинно-следственные, внешние, внутренние, логические, математические, отношения формы и содержания, отношения части и целого, единичного и всеобщего, и пр.

Особый тип отношений составляют отношения общественные как взаимосвязи между социальными общностями и их свойствами, возникающими в ходе деятельности совместной. Их можно классифицировать согласно сфере рассмотрения; так, различаются:

1) на уровне социальных общностей - отношения классовые, национальные, групповые, семейные;

2) на уровне занятых некоей деятельностью групп - отношения производственные, учебные, театральные;

3) на уровне взаимосвязей между людьми в группах - отношения межличностные;

4) отношения внутриличностные - например, эмоционально-волевые установки субъекта по отношению к себе, и пр.

Термин отношения использовался как базовая категория в теории отношений (-> концепция отношений личности).

Отношение (установка)

Гипотетический конструкт (т. е. нечто, не поддающееся непосредственному измерению, а выводимое логическим путем), обозначающий состояние готовности, основанное на прошлом опыте, которое направляет, искажает или иным образом воздействует на наше поведение. Установки можно подразделить на три компонента. Когнитивный компонент представляет собой наше мнение об объекте, эмоциональный - наши чувства по отношению к объекту, а поведенческий - наше фактическое поведение по отношению к объекту. Не имея определенных установок, мы больше полагаемся на эмоциональный компонент и высказываем свое отношение в простых терминах типа «нравится» или «не нравится». Установки выполняют несколько мотивационных функций: - Защитная функция: установки, защищающие нас от негативных чувств по отношению к самим себе, когда мы проецируем негативные чувства на других людей (см. Предрассудки). - Оценочно-экспрессивные функции: установки являются способом выразить отношение к тем предметам и явлениям, которые имеют для нас важное значение. - Инструментальные функции: мы принимаем определенные установки и выражаем их как свое отношение, если они помогают добиться признания или избежать неодобрения окружающих. - Функции познания: установки помогают нам упорядочивать окружающий мир в сравнительных терминах (например, «нравится» и «не нравится») и позволяют предсказывать некоторые события.

ОТНОШЕНИЕ

1. Вообще – связь между двумя или более событиями, объектами или людьми. Конкретная природа отношений может значительно варьироваться в работах различных авторов. Обычно имеется в виду одно из следующих значений: 2. Такая связь между двумя переменными, при которой изменение одной сопровождается изменением другой; см. здесь корреляция. 3. Такая связь между суждениями, при которой истинность или ложность одного предполагает истинность или ложность другого. 4. Такая связь между событиями, при которой одно служит предпосылкой другого. Обратите внимание, что можно, в некотором смысле, расположить эти три последних значения на измерении, отражающем силу отношения, так как значение 4 предполагает сильную причинную связь, на которую только содержится намек в значении 3 и которая логически отсутствует в значении 2.

ОТНОШЕНИЕ

между независимой и зависимой переменными - центральная составная часть экспериментальной гипотезы. С достоверностью полученного О. связана внутренняя валидность эксперимента. В многоуровневом эксперименте становится возможным проверять точные гипотезы об определенном типе количественных О. - абсолютных и пропорциональных, и выражать их в виде математической зависимости. Существуют при типа О. между независимой и зависимой переменными:

Абсолютно-абсолютное О.: равные абсолютные изменения независимой переменной связаны с равными абсолютными изменениями зависимой переменной (математически - линейная зависимость);

Относительно-абсолютное О.: равные относительные изменения независимой переменной связаны с равными абсолютными изменениями зависимой переменной (логарифмическая зависимость);

Относительно-относительное О.: равные относительные изменения независимой переменной связаны с равными относительными изменениями зависимой переменной (степенная зависимость).

Количество входящих в гипотезу О. определяет ее вид: различают гипотезы с одним О. и комбинированные.

Отношение

психологический феномен, сутью которого является воз¬никновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в обще¬нии это другой человек или общность людей), интеграции всех состояв¬шихся эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих от¬ветов на него (В.Н.Мясищев),

Прежде, чем рассматривать понятие взаимоотношений в психологии нам хотелось бы рассмотреть такие понятия как личность и индивид в психологии.

Личность - одна из базовых категорий психологической науки. Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, нужно рассмотреть это понятие так: «индивид - субъект деятельности - личность - индивидуальность» в предложенной Б.Г.Ананьевым классической тетради понятий, описывающих человека в целом.

В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. Индивидом можно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с самим предметом в целом, хотя в отношении к предмету или лицу могут выявляться разные стороны в связи с разными сторонами, например отрицательными и положительными свойствами объекта. Так как свойства объекта существуют для всех, а действия и переживания, вызываемые объектом у разных людей, избирательны и различны, то очевидно, что источник особенностей переживания и действия лежит в индивиде, в человеке как субъекте отношений, в связи с особенностью его индивидуального опыта.

Изучая человека с позиции его отношений, мы устанавливаем его содержательные связи с окружающей объективной действительностью. Нельзя относиться вообще. Отношения обязывают к рассмотрению их объектов. Соответственно только что сказанному, одной из важных проблем психологии вообще, и психологии отношений в частности, является дальнейшая разработка системы понятий и вопросов структуры в области психических образований, в частности в области отношений.

Являясь продуктом природного и общественно-исторического развития человека, его отношения к действительности требуют не только психологической характеристики, но физиологического и общественно-исторического объяснения. Природная основа этих отношений объясняется сравнительной биологией, физиологией и особенно учением И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Основой общественно-исторического понимания отношений человека являются исторический материализм и освещаемые им факты и положения общей истории развития человечества, истории культуры и научной антропологии.

Ряд отношений выступает у человека как относительно самостоятельные образования. Сюда, прежде всего, следует отнести интересы, оценки и убеждения.

Рассматривая человека в совокупности его отношений и взаимосвязей с окружающим миром, мы рассматриваем его как личность. В.Н.Мясищев по этому поводу говорил, что психология безличных процессов должна быть заменена психологией деятельности личности.

Чтобы понять человека в многообразии его отношений к окружающему миру и самому себе, чтобы найти истоки и понять направленность его активности, необходимо определить место, позицию, которую этот человек в мире занимает. Подход к человеку как личности связан, прежде всего, с взглядом на человека как единицу общества (общественный индивид), определяемую ее местом в социальной структуре. Фундаментальным признаком, отличающим человека от животного как биологической особи, единицы вида, является социальность, принадлежность к социуму, обществу.

Таким образом, исходным моментом в рассмотрении личности является ее социальный статус, включение в систему социальных отношений.

Взаимоотношение играет существенную роль в характере процесса взаимодействия и в свою очередь представляет результат взаимодействия. Те переживания, которые возникают в процессе взаимодействия, укрепляют, разрушают или реорганизуют отношения. Критический перелом в отношениях представляет «взрыв», который столь ярко описал и сделал существенным звеном в перевоспитании личности А. С. Макаренко.

В условиях свободного взаимодействия могут проявляться истинные отношения, но в условиях, тормозящих или подавляющих, в условиях несвободы и зависимости одного человека от другого отношения во взаимодействии не проявляются, а скрываются и маскируются.

Предметом отношений могут являться самые различные виды деятельности человека. От отвращения до страстного увлечения деятельностью существует множество переходов, причем наряду с непосредственным отношением может быть и опосредствованное. Непосредственное отношение определяется отношением к процессу, к цели и обстановке деятельности; оно также определяется тем психофизиологическим состоянием, которое характеризуется как состояние активное или пассивное. Из всего этого складывается непосредственное активно-положительное отношение потребности в деятельности.

Проблема мотивации, как известно, привлекала и привлекает к себе внимание своей связью не только с проблемой воли, но и с изучением всей деятельности человека. Основными мотивами, характерными для этого отношения, являются мотивы долга или вообще нравственные -- мотивы чести, отношения к лицу, ради которого осуществляется та или иная деятельность, мотивы общественной пользы, объективной необходимости или личной пользы. Сложное сочетание моментов, формирующих отношение, может быть определено как структура отношения.

Иногда рассматривают отношения как стереотип. Однако, как известно, динамический стереотип, или иначе установка, полностью определяется прошлым опытом. Сознательное отношение, вырастая из прошлого, ориентируется на перспективы будущего. Поэтому ни со стереотипом, ни с установкой его отождествлять нельзя.

Некоторые психологи понимают отношения односторонне, как только социально-этические, между тем, эти последние представляют собой, хотя важную, но, разумеется, все же не единственную часть отношений. Исследование соотношений психики и соматики показывает, что нарушение отношений человека может повлечь за собой серьезные нарушения всей жизнедеятельности организма. Конечно, при этом учитываются особенности типа высшей нервной деятельности человека, понимая его не только в физиологическом, но и в психологическом смысле, его темперамент и характер (см. также Р. Л. Зачепицкий и Е. К. Я ковлева, Е. Е. Плотникова).

Итак, общество порождает личность. Личность и общество не противостоят друг другу, как две взаимодействующие силы. Личность - это член общества и его продукт.

Отношение "индивид-общество" есть отношение порождения, формирования личности обществом. И вместе с тем порождение, формирование и развитие личностей (исторически определенных типов личности) является необходимой "составляющей" самого процесса развития общества.

Общественные отношения существуют (развиваются и закрепляются) в форме определенной организации процессов производства, обмена и потребления, определенных социальных институтов, законов, норм и правил.

Для конкретной личности организация процессов производства, обмена, потребления, социальные институты, нормы существуют в действиях других людей по отношению к ней и в ее собственных действиях по отношению к другим людям.

Общественные отношения проявляются на индивидуальном уровне социального бытия человека не как некоторые абстракции или силы, стоящие над людьми, а как действия носителей этих отношений - живых конкретных людей. Для индивида другие люди выступают как олицетворение общественных отношений. Так индивид А не может относится к индивиду В как носителю определенных общественных отношений без того, чтобы для А некоторая (любая) социальная функция не приняла телесного вида В, его действий, поступков, поведения в целом.

С другой стороны, в действиях и поступках индивида раскрывается его положение, его роль и место в системе общественных отношений.

Проблема отношений была впервые поставлена в отечественной психологии А. Ф. Лазурским в связи с изучением характера, а позднее В. Н. Мясищев разработал психологическую концепцию, дающую теоретическую трактовку основных форм и видов этих отношений. Отметим, что направление Лазурского-Мясищева в психологическом последовании личности, начало формироваться несколько раньше (1917) аналогичного в некоторых аспектах направления западной психологии, поставившего проблему аттитюдов (aiiitude) -понятия, близкого к понятию "отношение" (R. Likert, R. L. Shank, La Piere).

Сложнейшие и наиболее динамические отношения человека к окружающему миру выражаются в его психической деятельности.

Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Подходя к анализу психической деятельности и встречаясь с разными свойствами психики человека, мы сталкиваемся, прежде всего, с вопросом об их относительной роли, их связях друг с другом, а также о том единстве, которое, скрываясь за многообразием, предостерегает нас от взглядов на личность, как мозаику отдельных свойств. Разрабатывая этот вопрос, мы давно выдвигаем понятие психических отношений, решающее значение которых доказывается повседневной практикой во всех областях, но недостаточно отражено в психологической литературе.

Отношения связывают человека со всеми сторонами действительности, но при всем их многообразии можно установить три ее основные категории: 1) явления природы или мир вещей, 2) люди и общественные явления, 3) сам субъект-личность. Нельзя не подчеркнуть, что восприятие природы опосредовано общественным опытом, а отношение человека к себе самому связано с его отношениями к другим людям и их отношением к нему. Поэтому для типологии характеров первостепенное значение имеют особенности взаимоотношения с людьми, односторонне понимаемого как антагонизм личного и общественного такими авторами, как Адлер, Кюнкель и другие.

Темперамент, или, по И. П. Павлову, общий тип высшей нервной деятельности, отражается на всех сторонах личности, ее поведения и деятельности. Темперамент -- это не только динамика реакций, но и динамика отношений. Равнодушие и страстность, устойчивость и неустойчивость проявляются и в реакциях, и в отношениях. Мысль о том, что отношения превращаются в черты характера (см.: В. Н. Мясищев, 1930; Б. Г. Ананьев, 1947), обозначает, что отношения, приобретая устойчивость, выраженность, большую значимость, становятся характерными для личности. В этом смысле они становятся и чертами характера, оставаясь отношениями.

Проблема характера, как известно, тесно связана с проблемой темперамента, а темперамент проявляется больше всего в динамике реакций, т.е. в возбудимости, темпе, силе реакций, в общем психологическом тонусе, который сказывается настроением.

Однако и здесь проявления силы, возбудимости, темпа реакций сказываются не одинаково в различных направлениях и определяются отношением к предмету или обстоятельству, явившемуся поводом к реакции.

Учитывая, что динамическая характеристика различна на полюсах активного и индифферентного отношений, мы должны, конечно, не забывать и того, что реакции человека уже рано утрачивают непосредственно аффективно-динамический характер и интеллектуально опосредованы.

Динамические индивидуально-психологические свойства темперамента являются на уровне развитого характера «снятой» формой, движущие силы которой определяются сознательным отношением.

Таким образом, правильное понимание структуры характера, его уровня, динамики и функциональных особенностей возможно лишь с позиций психологии отношений.

Человек неразрывно связан с обществом, с другими людьми. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки его жизнедеятельности, формируют его духовный мир, поведение. Внутрисемейные отношения выступают в форме межличностных отношений, осуществляющихся в процессе непосредственного общения.

Межличностное общение является одним из социально-психологических механизмов становления личности. Потребность в нем носит общечеловеческий характер и является фундаментальной высшей социальной потребностью человека. Именно в процессе общения человек приобретает навыки речи и мышления, предметных действий, овладевает основами человеческого опыта в различных областях жизни, познает и усваивает правила человеческих взаимоотношений, качества, свойственные людям, их стремления и идеалы, воплощая постепенно нравственные основы опыта жизни в собственной деятельности. Внутрисемейные отношения, таким образом, - важнейший фактор превращения человека в активного участника общественной и культурной жизни, они становятся моделью в его дальнейших контактах с окружающими.

Рассказать друзьям