Петровская реформа костюма. Русский костюм XVIII века. Петровская реформа костюма У самого Петра было всего два парадных костюма

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Петр Первый

Культура петровской эпохи

Газета «Ведомости»

Постройки петровского барокко Петропавловский собор, арх. Д.Трезини

Постройки петровского барокко Летний дворец Петра Первого в Летнем саду, арх. Трезини

Постройки петровского барокко Здание двенадцати коллегий, арх. Трезини

Постройки петровского барокко Меншиковский дворец, арх. Фонтана, Шедель

Постройки петровского барокко Кунсткамера, арх. Маттарнови, Киавери

Проверочный тест. VI . Узнай здание. 1 1 2 3 4

Вопросы к документу: Сформулируйте содержание «Юности честного зерцала ». Изложенное в этом документе является законом или рекомендацией? Должны ли были девушки следовать этим рекомендациям? Где было необходимо придерживаться этих правил? Какие причины побудили к созданию этого документа (назовите не менее 2-х причин)?

Ассамблея

Ассамблея "Ассамблея - слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать - вольное в котором доме собрание или съезд делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава. А каким образом эти ассамблеи отправлять, определяется ниже сего пунктом, покамест в обычай не войдет.

4 помещения А.С. Пушкин в повести "Арап Петра Великого": "Во всю длину танцевальной залы... дамы и кавалеры стояли в два ряда друг против друга; кавалеры низко кланялись, дамы еще ниже приседали, сперва прямо против себя, потом поворотясь направо, потом налево, там опять прямо, опять направо и так далее".

Петровская ассамблея. Гравюра XVIII века

4 помещения Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить. . . Яства употреблять умеренно, дабы брюхом отяжелевшим препятствий танцам не чинить.

Синквейн. 1 существительное 2 глагола 3 прилагательных/причастия IV. Предложение из 4-5 слов 1 синоним.

Синквейн. 1 существительное. 2 глагола. 3прилагательных/причастия. IV . Предложение из 4-5 слов. 1 синоним. Барокко Строить, создавать. Причудливый, странный, увлечённый. Петровское барокко называют ранним. Жемчужина неправильной формы.

Спасибо за внимание!

Список литературы и источников: Павленко «Птенцы гнезда петрова», 2008 г. Школьная энциклопедия «Россия в XIII веке»Москва, « Олма -Пресс», 2003 А.А. Данилов, Л.Г.Косулина «История России»,Москва, Просвещене, 2008 г. 4) http://www.vivl.ru/petr/youngp.jpg 5) http://www.minihotel.ru/imgupload/320px-Admiralty.jpg 6) http://fotoblogger.ru/wp-content/uploads2/2008/03/img_4632.JPG 7) http://s014.radikal.ru/i329/1109/3c/50e1439e904f.jpg

Наша среда online — В России до XVIII века во всех слоях общества по-прежнему носили традиционный русский костюм, а все иностранные, «немецкие» моды отвергались. Замена русского платья общеевропейским модным костюмом произошла в начале XVIII столетия после ряда специальных указов Петра I.

Эта почти насильственная смена костюма имела определенное политическое значение. Петр, понимая важность торгового и культурного общения с Европой, посылал русских «пенсионеров» за границу, пытался разбить домостроевские обычаи боярства, заставлял боярских сынков учиться и работать. Одним из средств борьбы со старозаветным боярством и местничеством была замена старинного боярского костюма, длиннополого и неудобного для работы, более удобной общеевропейской одеждой.

Смена форм костюма не прошла гладко.

Многие горожане, особенно из купеческого сословия, считали короткополые модные кафтаны верхом неприличия. Сохранились гравюры, изображающие сцены, где солдаты насильно обрезают полы длинных кафтанов у купцов и бояр.

С не меньшим сопротивлением были встречены новая модная прическа - завитой парик - и бритое лицо. Многие откупались от бритья бороды: за её ношение платили в царскую казну налог. Только новое служилое дворянство и большая часть молодежи сразу приняли нововведения.

Для женщин переход к новому костюму был еще сложнее. Одетые в тяжелые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они, согласно новой моде, вдруг должны были надеть декольтированные платья, стянуть талию, завить волосы в локоны.

Но, встреченные сначала враждебно, новые обычаи и костюмы за период царствования Петра I прочно вошли в быт дворянства и большей части городского населения. Прежние русские одежды остались в народе и в быту у части купечества и мещанства, вносившего все же в традиционный русский костюм модные элементы.

Но и дворянство еще не полностью отказалось от привычной старой одежды. Эта привычка к старому проявлялась главным образом в манере носить модный костюм. По старой привычке женщины старались как можно больше прикрыть декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик (фонтанж), носили различные наколки.

Русский костюм петровского времени Отличался от западноевропейского большей простотой тканей и отделки, более демократическим характером. Пример в простоте одежды подавал сам Петр. И только немногие щеголи, как Меньшиков, осмеливались надевать более пышные и дорогие костюмы. Новые формы быта, новые нормы поведения был сформулированы в книге «Юности честное зерцало».

В составе мужской одежды было множество предметов из сукна, шерсти, льняных и хлопчато-бумажных тканей, что служило толчком для развития текстильной промышленности. Начальник Посольской канцелярии, президент Коллегии иностранных дел, один из наиболее приближенных к Петру людей, одет в коричневый с широкими обшлагами двубортный кафтан на сиреневой подкладке, отделанный петлями из золотого позумента и большими золотыми пуговицами. Коричневый камзол украшен узким позументом и мелкими пуговицами. Из-под камзола видна белая рубашка, белый шейный платок повязан узлом. Через плечо андреевская лента, на груди на голубом банте орден Белого Орла.

В моду вошли французские платья с глубоким вырезом на груди, который на первых порах по возможности прикрывали кружевом. Фигуру плотно затягивали в корсет. Дочь Петра одета в голубое шитое серебром платье с белым кружевом на рукавах и лифом из серебряной парчи. На плечах золотистая, подбитая горностаем мантия.

Луи Каравак. Портрет мальчика в охотничьем костюме. Конец 1720-х — начало 1730-х

Введенные Петром новые костюмы к концу его царствования прочно вошли в быт. Веяния моды распространились на все возрастные категории: дворянство, чиновники, представители купечества стремились по моде одеть своих детей, которых впереди ждала новая жизнь. Изображенный на портрете Каравакка мальчик одет в зеленый шитый золотом кафтан, зеленый с золотой каймой камзол, белую кружевную рубашку, белые чулки с черными подвязками и черные туфли. На голове пудреный парик с черным бантом.

Строганова одета в коричневое узорное платье с белыми кружевами, расшитое на груди жемчугом и драгоценными камнями и коричневую, шитую серебром и золотом шубу с темным мехом по борту и рукавам. В ее туалете просматривается стремление сочетать привычные традиционно-русские черты и европейские нововведения. Платье по русскому обычаю застегнуто по горло, а руки обнажены по локоть модными европейскими рукавами. Голову украшает узорный кокошник, выполненный по типу старинных головных уборов с обильными украшениями и одновременно напоминающий вошедший в моду европейский фонтанж. На груди приколот медальон с портретом Петра I.

Постепенно мужской костюм изменился, стал более коротким. «Венгерское платье» сменили прилегающие кафтаны и камзолы, основные элементы европейского «платья саксонского, немецкого или французского». Новыми эстетическими идеалами стали изящество и утонченность. П.А. Толстой, государственный деятель, дипломат, сенатор, одет в темно-вишневый кафтан и камзол и белую рубашку с кружевным жабо, через правое плечо перекинута Андреевская лента.

Указом от 4 января 1700 года дворянам и горожанам было предписано носить «венгерские кафтаны», представляющие собой нечто среднее между привычным московским платьем и европейским вариантом одежда.. Неизменным требованием стало отсутствие традиционных бород и ношение белого парика или напудренные волосы. На Г.Д. Строганове, крупном солепромышленнике, владельце огромных родовых богатств, «именитом человеке» надеты роскошный кафтан красного сукна, с широкими отворотами-обшлагами, обильно расшитый золотым позументом, с золотыми пуговцами. На голове пудренный парик, под левой рукой шляпа. Гаргуди белое кружевное жабо и медальон с портретом Петра I в бриллиантовой оправе.

К.Б.Растрелли. «Восковая персона» Петра I. 1725 год

«Восковая персона» Петра I создана скульптором К.Б. Растрелли после смерти императора. На фигуре, сделанной из дерева и воска, надет его праздничный костюм, исполненный в 1724 году ко дню коронации Екатерины I при ее участии. Камзол, кафтан, штаны, пояс с портупеей сшиты из светло-голубого шелкового репса и украшены богатым шитьем серебряной нитью. Костюм дополняют галстук, кружевная манишка из фламандского гипюра, алые чулки, вязанные из шелковой нити, кружевные брыжжи на рукавах из батиста, подвязки и башмаки. Через плечо перекинута голубая лента ордена Святого Андрея Первозванного, на груди вышита звезда ордена.

Анастасия Яковлевна Нарышкина, жена первого санкт-петербургского коменданта, согласно указу об одежде, в официальных случаях должна была строго следовать моде. Она одета в зеленовато-серое платье с большим красным воланом на подоле, подпоясанное желтым кушаком с жемчужными кистями. На голове фонтанж — головной убор, вошедший в моду во Франции в середине XVII века и названный по имени фаворитки Людовика XIV мадмуазель Фонтанж. В России фонтанж нашел распространение в начале 1700-х годов. Девочки одеты в яркие парчовые платья, на голове у одной из них убор из страусовых перьев. Прически дам петровского времени, постепенно усложняясь и становясь выше, превратились в жесткий высокий каркас из локонов и кружев.

Женское платье, которое с течением времени стало более сдержанным по цветовой гамме и утратило орнаменты и широкие оборки, включало в себя корсаж, шелковую юбку и верхнее платье — робу, надетую на каркас из корсета и фижм. Дочь губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Меншикова одета в платье из серебристой парчи, на ней красная мантия, подбитая горностаем, на груди на голубом банте медальон с портретом Петра I.

XVIII столетия явилось веком расцвета французской косметики. Особое внимание уделялось подведению глаз и ресниц, главный упор делался на выбеливание всего лица. Дурным тоном считалось, если дамы не использовали румяна. Шарлота Христина София, принцесса Брауншвейг-Вольфенбюттельская, жена старшего сына Петра, царевича Алексея, одета в красное платье-робу, отделанном по вырезу белым кружевом. На плесах красный плащ, подбитый горностаем. Алые румяна, наложенные на лицо, подчеркивают изнеженную белизну кожи.

Использованы материалы «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов» (school-collection.edu.ru) и книги: Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века,М.: Просвещение, 1970.

Нет нужды говорить, каким потрясением основ стали указы Петра I, предписывавшие боярам, дворянам и чиновникам сменить традиционные русские одежды на европейское платье, а также его борьба с бородами. Указ от 4 (14 по новому стилю) января 1700 года предписывал носить укороченное венгерское платье. Через несколько лет вышло указание носить немецкое платье как повседневное и французское - по праздникам. На улицах устанавливались манекены, одетые на новый манер. Всех, кто нарушал указ, ставили на колени и овечьими ножницами отрезали полы одежды на уровне земли. Тем, кому было не по средствам немедленно заказать себе новое платье, позволяли донашивать старое русское еще два года, при этом на одежду ставилось клеймо с датой. Это при том, что отец Петра I Алексей Михайлович в свое время наоборот иноземные платья запрещал, равно как и за курение табака при нем секли батогами и вырывали ноздри.

Портрет дяди Петра I - Льва Кирилловича Нарышкина в традиционном русском костюме, XVII в.

Но не таков был Петр, "переодевший" Россию, научивший ее курить и танцевать на балах.


Петр I в иноземном наряде поражает домашних. Картина Н. Неврева, 1903.Вообще Петр любил одежду простую и практичную, но раззолоченными церемониальными кафтанами тоже приходилось обзаводиться в количестве.

В европейской моде пышная эпоха барокко тем временем плавно перетекала в не менее вычурную эпоху рококо. Состоял типичный костюм европейца из белой рубашки с жабо, коротких штанов-кюлот, камзола, кафтана и чулок.


А это портрет швейцарца Франца Лефорта, сподвижника Петра - от 1698 года, когда на Руси такая одежда еще не стала мейнстримом:)

Рубашка шилась из тонкого полотна - батиста или муслина, собиралась вокруг шеи на тесьму, поверх которой повязывали галстук или шейный платок, широкие рукава собирались у запястья и застегивались на пуговицы (впрочем, изобрели уже и запонки), а поверх прилаживались кружевные манжеты. Под кюлоты надевали подштанники, обычно широкие, короткие или до колен, их, как правило, шили из полотна. Сами кюлоты кроились широкими сзади и собранными на полосу ткани, их ширина регулировалась с помощью пряжки на спине. Штанины опускались чуть ниже колена и застегивались внизу на пуговицы и пряжки, завязывались лентами. Камзол носили поверх рубашки, он был без воротника, облегающим, с рукавами без обшлагов - мог быть и без рукавов. Шили его из шелковых тканей, сукна, бархата.


Камзол Петра I, хлопчатобумажная ткань.

Французский камзол из шелка, ок. 1715 г.

Поверх камзола надевали кафтан, или, по-французски, жюстокор, - чуть длиннее камзола, из более плотных тканей (хотя мог быть и из той же материи, что и камзол), парадный часто украшался богатой вышивкой золотом и серебром.


Повседневный костюм Петра I, полушелк, лен


Парадный костюм Петра I. Сукно, атлас, шелковая нить. Фотографии в основном отсюда (спасибо авторам) https://plus.google.com/photos/112744369880559813480/albums/5349847085101314657?banner=pwa

На него же нашивались пожалованные монархом за заслуги ордена - тоже вышитые. Кафтан мог быть с прорезными карманами, в зимнем варианте - на меховой подкладке и с меховой же оторочкой.


Зимний костюм Петра I. Сукно, галун, мех бобра, штоф (плотная ткань из шерсти или шелка различных переплетений) , шерстяная ткань. Между 1710-1725 гг.

Кафтан и камзол эпохи Петра I, 1702-1720 гг.

Пуговицы, из которых застегивали обычно одну-две, шли от горла до подола. Расклешенные полы делались жесткими, иногда туда вшивали проклеенный холст или китовый ус, чтобы они держали форму.


Кафтан и камзол Петра I из голубого гродетура (разновидность тяжелой шелковой материи), шитье серебряными прядеными нитями на проем, работа придворных мастериц, 1724 г. "Довольно плотный и дробный орнамент вышивки состоит из мелких стилизованных веток, шитых "на проем", способом, при котором нить пропускалась сквозь ткань. Этот прием редко использовался в русских работах, в то время как в европейском шитье он являлся обычным, довольно распространенным. Таким образом, в узоре и в исполнении вышивки петровского костюма мы видим влияние западноевропейского шитья". http://steghok.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st002.shtml Моисеенко Елена Юрьевна - "Русская вышивка XVII - начала ХХ века".

Домашней одеждой был шлафрок - халат, надевавшийся на рубашку с кюлотами, а позднее и на камзол. Его тоже часто шили из дорогого бархата или шелка.


Халат Петра I

Верхней одеждой в холодную погоду служили разнообразные суконные плащи. Например - епанча - широкий просторный плащ, обычно без рукавов, часто с капюшоном.

Епанча из гардероба Петра I

Епанча, мундир, кюлоты 1702-1720 гг. (военного обмундирования мы здесь детально касаться не будем, это отдельная большая тема)

Чулки облегали ногу и крепились на подвязки под кюлоты, но могли крепиться и поверх них.

Немецкий принц с супругой, 1716 г.

Самой распространенной обувью были тупоносые туфли с пряжками, которые носили даже солдаты. Они шились одинаковыми, без различия на левую и правую, и знатным господам их разнашивали слуги.

Для верховой езды могли носить высокие сапоги. В домашней обстановке носили туфли без задников.
Нововведением для Руси также были парики в сочетании с чисто выбритым лицом. Делались они, как правило, из конского или человеческого волоса (хотя известно и о париках из перьев и из металла), обильно пудрились. Сам Петр парики не жаловал, но его придворные носили на голове эти довольно громоздкие конструкции. На наиболее вычурные парики даже не надевали шляпу - ее носили на сгибе руки, так как она все равно была необходима для того, чтобы правильно кланяться.


Р.Н. Никитин. Портрет Г.Д. Строганова, между 1721-1724 гг.


Портрет Петра I с семьей, 1717 г.

Шляпами излюбленной формы были треугольные, их украшали мехом, галунами и перьями.

Шляпа Петра I, офицерская, Преображенского полка.

Элементом военной униформы были круглые картузы.

Ночной колпак имел форму тюрбана, и его носили со шлафроком.
В качестве аксессуаров носили перчатки, от кожаных до шелковых с искусной вышивкой, шелковые пояса. Особенно популярны были трости - из тростника, эбенового дерева, слоновой кости, отделанные драгоценными камнями, перламутром и т.д., со встроенными кинжалами, компасами, часами и даже подзорными трубами. Петр I владел тростью со встроенной линейкой. Он сам часто дарил трости подданным в знак особого расположения.

Трости Петра I - отсюда

310 лет назад 15 января Пётр Первый издал указ: Бояре, дворяне и торговые люди должны были носить западноевропейские костюмы. Их жены и дочери также должны были носить юбки и платье по иноземным модам.

Первая четверть 18 века отличается подъемом русской культуры, науки, литературы и создания целой системы образовательных и научных учреждений. Для обучения специалистов создавались школы, и многие дворяне, а в отдельных случаях купцы и мастера направлялись за границу для получения образования.

Значительно изменился и быт господствующего класса. По возвращении из первого заграничного путешествия в августе 1698 года на первом же пиру Пётр I обрезал ножницами длинные бороды нескольким поздравлявшим его боярам. Духовенство считало брадобритие смертельным грехом, указывая, что на иконах святые пишутся с бородой и только иностранцы, которых считали еретиками, бреют бороду.

Несмотря на это, было приказано бриться. Русские люди должны были преобразовать свою внешность в соответствии с западной модой. Позднее разрешалось взамен бритья платить высокий налог. Богатейшие купцы должны были платить по 100 рублей в год, если желали сохранить бороду, дворяне – по 60 рублей, горожане – по 30 рублей. Особый «бородовый знак» выдавался тем, кто уплатил этот налог. Крестьянам разрешалось носить бороду, но при въезде в город и выезде из него у заставы взималось по I копейке с бороды. Только духовенство сохранило бороду и не должно было платить за нее.

1 января 1700 года последовал перевод на юлианский календарь. А 15 января было приказано сменить длинную и неудобную старинную одежду на короткие костюмы... Бояре, дворяне и торговые люди должны были носить западноевропейский костюм. Жены и дочери их также должны были вместо русских сарафанов и телогреек носить юбки и платье по иноземным модам.

В прежнее время женщины в боярских семьях жили замкнуто, проводя время в тереме. Петр приказал ввести балы и собрания, называвшиеся «ассамблеями», которые устраивались попеременно в домах вельмож; женщины обязаны были в них участвовать. Ассамблеи начинались около 5 часов вечера и продолжались до 10 вечера. В зале для танцев ставились также стол с трубками и табаком и несколько столов для игры в шахматы и шашки: стоял дым и стук, но игра в карты не допускалась.

Многие были недовольны нововведениями, но ослушаться не могли: в гневе Петр был страшен.

История европейского костюма в России

Конец XVII - начало XVIII вв..- переломный этап в истории России. Реформы, проводимые Петром I, широко затронули все стороны русской жизни. Происходила коренная ломка патриархального быта. Преобразования коснулись и костюма. Термин "костюм" очень ёмкий. Им обозначают целый комплекс предметов одежды, формирующих облик человека. Это собственно платье, которому принадлежит ведущая роль в этом сложном ансамбле, эволюция его форм и определяет в основном стилевой строй всего комплекса. На смену старомосковскому долгополому платью - фезерям, охабням и прочему - приходит костюм западного образца. Но процесс проникновения западных форм одежды начался в России задолго до петровских указов.

По сведениям, известного знатока русской старины И. Е. Забелина уже в первой половине XVII в. при русском дворе "были люди, которым нравились немецкие обычаи и которые носили даже немецкое и французское платье..." .

Однако костюмы западного образца в те времена были исключением. Алексей Михайлович, будучи ребёнком, носил немецкое епанчи и кафтаны, а, став царём, в 1675 г. издаёт указ, строго запрещающий всё иноземное.

Тем не менее, растущие связи с западноевропейскими странами, знакомство с их культурой и бытом приводило к тому, что в обиходе русского двора в конце XVII в. ещё до петровских указов появляется европейское платье. Его шили мастера из Немецкой слободы под Москвой, где селились иностранцы, а также портные государевой палаты в Кремле. Сохранились сведения об исполнении ими в 1790-х годах костюмов для Петра I.

Первый из петровских указов об изменении костюма был издан в январе 1700 г. Согласно ему предписывалось носить платье "на манер венгерского", свободный крой и длина которого были близки старым русским одеждам .

В 1701 г. Пётр I приказывает носить иностранные одежды уже не только придворной знати и чиновникам, но и большинству москвичей и жителей других городов.

Последующие указы, неоднократно повторяющиеся, обязывали дворян, бояр и "всех чинов служилых людей" носить немецкое платье по будням и французское - по праздникам .

После издания этих указов "... по градским воротам... для образца повешены были чучелы, сиречь образцы платью", о чём сообщает в записках 1700 г. один из современников .

За исполнением указов строго наблюдали, приверженцев старого костюма за неподчинение штрафовали. А спустя несколько лет за ношение русского платья и бороды - нарушителям грозила ссылка на каторгу с конфискацией имущества .

Несмотря на угрозу "жестокого наказания", новые порядки с трудом приживались: бояре, дворяне, мелкий чиновный люд неохотно меняли привычки. А потому - продолжали шить и носить удобное русское платье. Накануне 1705 г., 22 декабря, Пётр I решил запретить не только ношение, но и пошив, и продажу платья русского покроя.

Проводя реформу костюма, Пётр I не случайно обратился к французскому образцу. Ещё в Средние века модные парижские манекены возили по всем странам Западной Европы.

Введённый реформами Петра I мужской костюм сложился при дворе Людовика XIV и состоял из кафтана (жюстокора), камзола (весты) и штанов (кюлотов). Кафтан был длинный, до колен, узкий в талии, плотно облегавший фигуру в верхней части, с группами глубоких складок на полах (до шести на каждом боку), с разрезами по центру спинки и на боковых швах, что придавало ширину подолу и делало эту одежду удобной в движении, особенно при верховой езде. Широкие обшлага - отвороты на рукавах и фигурные клапаны прорезных карманов украшались декоративными петлями и пуговицами. Несмотря на то, что, на полах было большое количество пуговиц, кафтан носили, как правило, нараспашку, оставляя видным камзол, либо застегнутым на несколько центральных пуговиц. Камзол шили короче кафтана, без складок на подоле (но разрезы сохранялись), всегда без воротника, с длинным узким рукавом без обшлага. Наколённые штаны носили короткие, за колено, их шили с откидным клапаном спереди, на широком поясе, густо собранными по спинке. Дополняли этот костюм кружевное жабо и манжеты, кожаные башмаки с тупым носком, на каблуке, украшенные бантами или пряжками, и шёлковые чулки. Повседневное платье шилось из сукна или льняной ткани и украшалось тканью контрастного цвета, либо только пуговицами, число которых иногда превышало сто. Такой костюм мог носить любой горожанин. На платье аристократии шли более дорогие ткани: шёлк, бархат, парча или очень тонкое сукно. Шили такие костюмы, как правило, из привозных тканей - итальянского, французского, английского производства, так как шёлкоткацкая промышленность в России ещё только зарождалась, не было налажено в достаточной степени и производство тонких сукон . В качестве декора применялось металлическое кружево, различные виды вышивки, особенно часто золотой и серебряной нитью, и большое количество галуна. Кафтан, камзол и штаны могли быть исполнены из одной ткани, но использовались и различные по фактуре и цвету сочетания. Сохраняя единство кроя, платье варьировалось в зависимости от его назначения и социальной принадлежности владельца. Верхней одеждой служил суконный плащ. Волосы расчесывали на прямой пробор и спускали на уши. Некоторые носили модный в то время в Европе парик. Наиболее распространённой формой шляпы была треуголка.

Реформа затронула и женский костюм. Уже в указе 1700 г. повелевалось: "... жёнам и дочерям носить платье Венгерское и Немецкое января с 1 числа 1701 года" .

Для женщин переход к новому костюму был ещё сложнее. Привыкшие к своим светёлкам, одетые в тяжёлые, скрывающие формы тела сарафаны, закрытые рубахи, с плотно покрытой головой, они согласно новой моде вдруг должны были одеваться в широко и глубоко декольтированные французские платья - робы с сильно затянутым в талии корсажем, рукавом до локтя и широкой юбкой. Эти платья, как и мужские костюмы, украшала искусная вышивка и кружева. Они также должны были завивать волосы в локоны.

По старой привычке женщины, особенно немолодые, старались прикрыть глубокое декольте, натянуть плотнее на волосы кружевной чепчик и различные наколки.

Европейскую моду перехватила в первую очередь новое служилое дворянство и большая часть молодёжи, поскольку традиционно на Руси юноши носили короткое военное и охотничье платье. Не вступившим в брак также полагалась короткая одежда.

Иное дело - люди зрелые: их новый наряд превращал в "Недорослей", лишал чинности, приличной возрасту и положению. Неудивительно, что в этой среде европейский костюм внедрялся медленно и долго.

Введённые Петром I новые костюмы к концу его царствования уже прочно вошли в быт не только дворянства, чиновников, военных, которые уже одевались по модам, менявшимся время от времени; но и передовой части купечества и промышленников, хотя в начале указы об изменении одежды и вызывали большие недовольства.


Изменения в женской моде при Петре I () Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма. Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обучение русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма.


По указу Петра I в 1700 г. дворянкам и горожанкам было запрещено ношение старого русского костюма и вместо него были установлены для женщин широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф (корсаж) с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика (румяна и белила).


Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки, ориентации на вкусы бюргерства. Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако для Петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки, ориентации на вкусы бюргерства.


Женский костюм при Елизавете Петровне () В период царствования Елизаветы, дочери Петра, платья дворянок характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы). На плечи надевалась кружевная мантия из серебряных нитей. После смерти Елизаветы в ее гардеробе осталось до 15 тысяч таких же роскошных платьев. В период царствования Елизаветы, дочери Петра, платья дворянок характеризует особая пышность и богатство. Придворные дамы носили низко декольтированные приталенные платья на каркасной основе (корсет и фижмы). На плечи надевалась кружевная мантия из серебряных нитей. После смерти Елизаветы в ее гардеробе осталось до 15 тысяч таких же роскошных платьев.


Мода при Екатерине II () Новым этапом в развитии эстетических вкусов и идеалов русского общества является период царствования Екатерины II, связанный с усилением влияния французской моды на дворянский костюм, с утверждением роскоши и пышности его форм. Целый ряд государственных указов, регламентирующих формы костюма, говорит о том большом значении, которое придавалось костюму как выразителю сословных, социальных и моральных идей класса в этот период. Эстетический идеал и костюм второй половины века отражены в портретной живописи замечательных русских художников Левицкого, Боровиковского, Рокотова, Аргунова.






А. Вишняков Портрет Сарры Элеоноры Фермор Основным силуэтом женского костюма второй половины XVIII в., за исключением последнего его десятилетия, был приталенный силуэт, сильно расширяющийся к бедрам и низу. Его создавали плотно облегающий по линии плеч, груди и талии лиф с глубоким декольте и широкая каркасная юбка панье, позднее фижмы.




В. Боровиковский Портрет М.И. Лопухиной В 90-е гг. под влиянием моды эпохи Великой французской революции в России начинают носить тонкие платья- рубашки с высокой талией, прическу с локонами или греческим узлом, мягкие туфли без каблуков, с завязками вокруг икр.


Заключение Женская дворянская мода России испытала в XVIII веке серьезные изменения, связанные с ориентацией политики государства на союз с европейскими державами. Огромное влияние на нее оказывала мода Голландии и Франции. Изменения в женском костюме закреплялись указами и сразу же находили свое отражение в живописи.

Рассказать друзьям