Как можно развить речь ребенка. Как развивается речь ребенка. Как развивается речь в домашних условиях

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Введение.

  1. Речевое развитие ребенка на первом году жизни.
  2. Речевое развитие ребенка на втором году жизни.
  3. Речевое развитие ребенка на третьем году жизни.
  4. Речевое развитие ребенка на четвертом году жизни.
  5. Речевое развитие ребенка на пятом году жизни.
  6. Речевое развитие ребенка на шестом году жизни.
  7. Младший школьный возраст (6-7 лет).
  8. Рекомендации родителям по формированию правильной речи у детей.
  9. Игры на развитие звуковой культуры речи.
  10. Игры на формирование грамматического строя речи.
  11. Игры на обогащение словарного запаса.
  12. Игры на развитие связной речи.
  13. Программа “Грамотей”.

Введение

Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи. С процессом развития речи у детей раннего возраста связан процесс возникновения и формирования у них мышления. Наука утверждает, что развитие речи и мышления идет совместно, так как они составляют единое целое.

При систематической работе и при благоприятных условиях к трем годам речь детей развивается настолько, что они в состоянии выразить словами свое желание, мысль, повторить то, что запомнили. Они могут декламировать небольшие стихи, петь песни.

Ребенок рождается с такими унаследованными качествами мозга, которые дают ему возможность усвоить речь и овладеть языком, на котором говорят окружающие его люди. Но для того, чтобы он заговорил, ему необходимо слышать речь взрослых, с ним надо разговаривать. Ребенок учится языку у взрослых .

Возраст до 7 лет – самое благоприятное время для развития речи дошкольников. В этот период дети хорошо усваивают родной язык, подражают речи окружающих.

К сожалению, всегда занятые родители мало уделяют внимания развивающим занятиям с детьми. Поэтому, к 7 годам у ребенка появляются проблемы с речью. Ребенок не умеет строить распространенные предложения. У него бедный словарный запас. Речь засорена нелитературными словами и выражениями. Ребенок не умеет поставить правильно вопрос и дать полный развернутый ответ, построить диалог, придумать рассказ и т.д.

Планомерные и систематические занятия с детьми, взаимодействие родителей и педагогов поможет нам решить проблемы с развитием речи детей.

Сегодня мы научимся некоторым играм и упражнениям по данной теме, которые вы сможете проводить с ребенком дома.

1. Речевое развитие ребенка на первом году жизни

Важным на первом году жизни является развитие речи. На втором месяце ребенок начинает произносить отдельные звуки - “а-а-а”, “ а-бы-ы”, “ е-ее” и др. Однако сначала гуление бывает кратковременным, потому что всегда происходит на фоне оживления и радости. Это свидетельствует о хорошем самочувствии и о положительном эмоциональном настроении малыша.

К четырем-пяти месяцам формируется длительное певучее гуление с большим разнообразием звуков, иногда труднодоступных для воспроизведения взрослым человеком. А в возрасте семи месяцев появляется лепет. Детский лепет - это произношение во время гуления слогов - “ба-ба-ба”, “да-да-да”, “ма-ма-ма”. Малыш может подолгу “разговаривать” подобным способом, вызывая радость родителей.

В семь-восемь месяцев ребенок уже понимает отдельные элементы речи взрослых и способен установить связь между услышанным словом и конкретным образом. Так, на вопрос “Где мама?”, он поворачивает голову и смотрит в сторону мамы (поисковая зрительная реакция). На просьбу поиграть в “ладушки”, помахать ручкой, малыш отвечает соответствующими действиями - хлопает в ладоши и машет ручкой. Также в этом возрасте интенсивно развивается лепет, элементы подражания звукам. Ребенок часто повторяет слоги с разнообразными интонациями.

Обычно первые слова малыш произносит в десять-одиннацать месяцев. Эти слова состоят из простых для произношения однообразных слогов (ма-ма, па-па, дя-дя, ба-ба) или упрощенных звуковых подражаний (кс-кс), а также слов традиционного детского языка (ав-ав).

К году ребенок умеет произносить десять-двенадцать слов, знает названия многих детских игрушек, имена близких людей и несколько просьб - дай, покажи, закрой. Понимает слова “ надо” и “нельзя”.

2. Речевое развитие ребёнка на втором году жизни

На втором году жизни ребёнок приобретает равновесие при ходьбе и становится более подвижным. Развивается и мелкая моторика: малыш точно захватывает предметы, хорошо ест ложкой, переворачивает страницы книг, строит из кубиков башню. К концу второго года жизни он умеет ходить вверх и вниз по лестнице, залезать на большой стул, ударять ногой и рукой по мячу.

В этот период у ребёнка возрастает способность к подражанию речи взрослых, интенсивно развиваются понимание речи, активная речь. С первых месяцев второго года жизни малыш всё чаще самостоятельно употребляет осмысленные слова. В большинстве случаев это связано с определённой ситуацией, вызывающей у него радость, удивление (например, появление матери, показ хорошо знакомой игрушки или предмета). Однако до полутора лет слова, произносимые ребёнком, не всегда отражают реальное название предмета. Разные игрушки или предметы, часто не имеющие между собой ничего общего, он называет одним и тем же словом. Малыш пользуется упрощёнными или звукоподражательными словами. Понимание резко опережает активную сторону речи – говорение. Ребёнок уже может по просьбе взрослого найти среди предметов знакомую ему игрушку, а к одному году и трём месяцам он в состоянии выполнять простые действия, несложные поручения.

До полутора лет фразовая речь у детей отсутствует. В соответствующей ситуации эту функцию выполняет слово-предложение или звукоподражание (например, ребёнок просит у матери машинку звукоподражанием би-би). Такие слова-предложения или звукоподражания в зависимости от ситуации могут выражать разные значения, и появляются они у детей в один год и два месяца – один год и шесть месяцев.

Со второй половины второго года жизни ребёнок всё чаще начинает пользоваться двухсловными предложениями (например: Мама, дай! и др.), а в один год и десять месяцев употребляет двух-, трёхсловные предложения, но слова в них ещё не связаны грамматически.

В полтора года активный словарь ребёнка содержит примерно 50-70 слов, основная масса из них – существительные: названия игрушек и предметов ближайшего окружения, имена, наречия здесь и сейчас, прилагательные большой и маленький, реже – глаголы, личные местоимения. Количество слов, которыми пользуется ребёнок, к концу второго года колеблется от 100 до 300 слов.

На втором году жизни дети довольно чётко начинают произносить такие гласные звуки, как а, у, о, и; звуки э, ы могут заменять созвучием йэ. Некоторые согласные малыши заменяют более простыми в артикуляционном отношении или искажёнными звуками; твёрдые согласные т, д, с, з – мягкими. Наряду с неправильным артикулированием звуком отмечается упрощенное произношение слов, например укорачивание или называние слога, чаще всего ударного или первого: “ко” или “моко” вместо молоко.

3. Речевое развитие ребёнка на третьем году жизни

На третьем году жизни ребёнок уже хорошо сохраняет равновесие, когда стоит, ходит, когда ловит или бросает мяч. Малыш может ходить, держа предмет в одной руке. Дети этого возраста различают цвет, форму, величину и массу предмета, складывают разрезную картинку из двух частей. Мелкая моторика совершенствуется: ребёнок уже использует вилку, ложку, начинает самостоятельно есть.

Для нормального речевого развития характерно активное общение с окружающими при помощи развёрнутых фраз из 3-4 и более слов и употребление знакомых слов в нескольких грамматических формах, например: дай – даёт – не дам, киса – кису – кисе и т.д. Ребёнок уже хорошо понимает обращённую к нему речь и содержание сказок. Для детей третьего года жизни речь – это основной способ познания мира, формирования мышления. У ребёнка на третьем году жизни возрастает потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Малыш начинает понимать простые вопросы, например: Где кошка?, Куда ты положил мяч? и др. Интерес к окружающим предметам побуждает его обращаться ко взрослым с вопросами типа: Что это?, Зачем?, Куда?, Когда? и т.п.

Словарный запас в конце третьего года по сравнению с предыдущим возрастом увеличивается в 3-4 раза. Ребёнок знает названия многих предметов: игрушек, посуды, одежды, то есть тех объектов, которые находятся в ближайшем его окружении. На третьем году жизни ребёнок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, обозначающими не только размеры предметов, но и их цвет, форму, качество, например: красный, зелёный, круглый, длинный, плохой, хороший, чистый, горячий, сладкий и др.

Речь детей к концу третьего года жизни характеризуется появлением сложных предложений: сначала сложносочинённых, а позже – сложноподчинённых. Ребёнок начинает воспринимать простые по содержанию и небольшие по объёму сказки, может отвечать на некоторые вопросы по прочитанному. “Курочка Ряба”, “Репка”, “Колобок”, “Теремок”, “Волки семеро козлят” - эти произведения доступны пониманию детей, но при пересказе они способны лишь договаривать за взрослыми отдельные слова, либо группы слов. Небольшие тексты, многократно прочитанные, малыши почти полностью запоминают наизусть, самостоятельно же построить связный пересказ они, как правило, не могут, хотя некоторые к концу третьего года легко справляются и с таким заданием. Ребёнку на данном возрастном этапе становится доступным отгадыванием простых загадок, если в тексте содержится ответ, например знакомые звукоподражательные слова: Му-у, молока кому? Кто это? и др.

Несмотря на все достижения в развитии речи, дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, поэтому их речь в целом не всегда понятна окружающим, например сложные артикуляции согласные звуки: ш, ж, т, щ, с, з, ц, л, р – они заменяют на более простые.

4. Речевое развитие ребёнка на четвёртом году жизни

На четвертом году жизни дети уже могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения. Однако в общем и речевом развитии у детей могут быть индивидуальные различия: одни в три года достаточно хорошо владеют речью, а у других она ещё далека до совершенства.

Малыши легко идут на контакт даже с незнакомыми людьми, так как у них велика потребность познавать окружающий мир. Поэтому они постоянно задают вопросы: Как называется это?, Зачем?, Для чего? и т.п., но из-за неустойчивости внимания могут не дослушать ответ до конца. Примерный объём словаря детей в это время составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Однако малыши испытывают трудности при передаче содержания сказки или при описании события, участниками которого они являлись, потому что в их словаре отсутствуют обобщающие слова, например: одежда, овощи и другие; а также слова-названия частей предметов. В этот период у детей бурно развиваются словообразовательный навык и умение изменять слова для составления предложений, что описано в литературе как “детское словотворчество” (К.И. Чуковский “От двух до пяти”). Так, нередко они употребляют слова, которых нет в родном языке, к примеру, “копатка” вместо лопатка и т.д. Малыши стремятся осознать названия предметов и действий по-своему.

Показатель правильного развития детской речи – появление способности у ребёнка после трёх лет оценивать своё и чужое произношение. Большинство детей правильно произносят такие трудные звуки, как ы, э, х, приближают к норме произношение твёрдых согласных с, з, ц; нередко в речи малышей появляются согласные ш, ж, ч, л, р.

Каждый артикулярно сложный звук усваивается ребёнком в несколько этапов. Так, например произношением звука ж ребёнок овладевает не сразу, а сначала заменяет его на более лёгкие по артикуляции звуки: на д’, потом на з’, далее на з. следовательно, в разные возрастные периоды слово жук будет звучать в детской речи как “дюк”, “зюк”, потом “зук” и, наконец, “жук”. Но и после овладения правильным произношением звука ж ребёнок будет ещё какое-то время в связной речи по-прежнему заменять его на з, пока не овладеет стойким навыком произношения. А научившись правильно произносить ж в связной речи, ребёнок начнёт употреблять его вместо звука з, произнося “жуб” вместо зуб. В таких случаях родители должны помочь ребёнку. Постепенное усвоение звуковой системы языка свойственно всем без исключения детям и носит название “возрастное косноязычие” или “возрастная дислалия”.

Чтобы родителям было удобнее следить за своевременностью появления в речи ребёнка различных звуков, приводим таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

5. Речевое развитие ребёнка на пятом году жизни

Начиная с четырех лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы.

Увеличение активного словаря (2500-3000 слов к пяти годам) даёт возможность ребёнку полнее строить высказывания, точнее излагать мысли.

Но увеличение словаря и развитие связной речи нередко приводят к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки, например, неправильно изменяют глаголы (“хочут” вместо хотят), не согласовывают слова в роде, в числе.

В этом возрасте велико тяготение к рифме. Детям нравится играть со словами, рифмовать их и создавать собственные стихи. Такое стремление закономерно, игры со словами способствуют развитию у ребёнка речевого слуха, и взрослым их следует поощрять.

У малышей этого возраста значительно улучшается звукопроизношение, полностью исчезают ошибки в произношении мягких согласных звуков вместо твёрдых, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Однако малыши могут испытывать трудности при произнесении слов с согласными звуками с, з, ш, р, р’, л, л’, например: Лара, пластилин, вытирала и других, и особенно слов, насыщенных одновременно шипящими и свистящими согласными, например: сапожки, Саша и др.

Таким образом, при нормальном речевом развитии дети к 5 годам свободно пользуются развернутой фразовой речью, разными конструкциями сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. К этому времени окончательно формируется правильное звукопроизношение, готовность к звуковому анализу и синтезу.

6. Речевое развитие ребёнка на шестом году жизни

В этом возрасте малыш использует простые распространенные предложения, употребляют сложносочиненные и сложноподчиненные предложения объемом до 10 слов. Осознают смысл обращенной речи; есть устойчивость внимания к речи окружающих; способны выслушивать ответы, указания взрослых, понимают смысл учебных и практических задач; слышат, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей и своей; понимают изменения слов с помощью приставок, суффиксов и флексий, понимают оттенки значений однокоренных и многозначных слов, особенности логико-грамматических структур, отражающих причинно-следственные, временные, пространственные и другие связи и отношения.

Объем до 3000 слов; появляются обобщающие понятия (посуда, одежда, мебель и т.д.); чаще используют прилагательные - признаки и качества предметов; появляются притяжательные прилагательные (лисий хвост и т. д.), шире используются наречия и местоимения, сложные предлоги (из-под, из-за и др.); владеют словообразованием: образуют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, однокоренные слова, относительные прилагательные (дерево - деревянный, снег - снежный) и т.д. Ярко проявляется словотворчество.

Согласовывают прилагательные с существительными в роде, числе, падеже, существительные с числительными; изменяют слова по числам, родам, лицам; правильно употребляют предлоги в речи. Но увеличивается количество грамматических ошибок, таких как неправильное образование формы родительного падежа множественного числа существительных; неправильно согласовываются глаголы с существительными, нарушается структура предложений.

Заканчивается процесс овладения звуками; речь в целом чистая и отчетливая; возрастает интерес к звуковому оформлению слов, к поиску рифм.

Достаточно хорошо развит фонематический слух: дифференцируют слова типа коза - коса, поток - потек; устанавливают наличие заданного звука в слове, выделяют первый и последний звук в слове, подбирают слово на заданный звук; различают темп речи, тембр и громкость голоса. Но более высокие формы анализа и синтеза слов без специального обучения не развиваются.

Пересказывают знакомую сказку, короткий текст (дважды прочитанный), выразительно читают стихотворения; составляют рассказ по картине и серии сюжетных картин; довольно подробно рассказывают об увиденном или услышанном; спорят, рассуждают, мотивированно отстаивают свое мнение, убеждают товарищей.

7. Младший школьный возраст (6-7 лет)

Словарный запас увеличивается до 3500 слов. Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.). Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.

Дети этого возраста должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. Полностью усваивается слоговая структура слов. Самостоятельно определяют наличие звука в слове, отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, выделяют ударный гласный, первый и последний звуки в слове. Идет пополнение активного и пассивного словарного запаса. В этом возрасте ребенок должен самостоятельно обобщать и классифицировать предметы по различным признакам.

К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Переход к развернутым высказываниям обусловлены новыми задачами общения, встающими перед ребенком в этот возрастной период. Полноценное общение с другими детьми достигается именно в это время, оно становится важным фактором развития речи.

Это этап развития речи в связи с изучением языка. Он начинается в конце дошкольного возраста, но его наиболее существенные черты отчётливо проявляются при изучении родного языка в школе. При обучении происходят огромные сдвиги, ведь при обучении в школе язык становится для ребёнка предметом специального изучения. В процессе обучения ребёнок должен овладеть более сложными видами речи.

Первоначально речь ребёнка, приходящего в школу, во многом сохраняет особенности предшествующего периода развития.

Существует большое расхождение между количеством слов, которые ребёнок понимает (пассивный словарь), количеством слов, которыми он пользуется (активный словарь). Кроме этого сохраняется и недостаточная точность значений слов. В последующем наблюдается существенное развитие речи ребёнка.

Обучение в школе языку в наибольшей степени сказывается на развитии осознанности и управляемости речи ребёнка. Это выражается в том, что ребёнок приобретает способность самостоятельно анализировать и обобщать звуки речи, без чего невозможно овладение грамотой. А так же ребёнок переходит от практических обобщений грамматических форм языка к сознательным обобщениям и грамматическим понятиям.

Развитие осознания ребёнком языка является важным условием формирования более сложных форм речи. У ребёнка формируется развёрнутая монологическая речь.

Особое место здесь занимает письменная речь, которая первоначально отстаёт от устной, но затем становится доминирующей. Это происходит потому, что письменная речь обладает рядом преимуществ. Фиксируя на бумаге речевой процесс, письменная речь позволяет вносить в него изменения, возвращаться к ранее высказанному и т. д. Это придаёт ей исключительное значение для формирования правильной, высокоразвитой речи.

С первых проявлений речи, именуемым гулением, в два-три месяца, необходимо всячески поддерживать радостное, улыбчивое состояние ребёнка, но не переутомляя его нервную систему. Малыш начинает прислушиваться к окружающим звукам; мелодичные звуки вызывают у него чувство удовлетворения, улыбку, а резкие (сердитый голос и т.д.) – плач. Следует поддерживать появляющийся у него лепет как здоровую основу будущей речи. Родители могут разговаривать с ребёнком, повторять его лепетные звуки (да-да, ба-ба и др.), вызывая этим у него радостные чувства, стремление подражать им. Произношение взрослых должно быть четким с хорошей артикуляцией.

Несколько позже, к шести месяцам, можно таким же способом вызвать у малыша повторение отдельных слов: папа, мама и др. В это время начинается разговор с ребёнком. В дальнейшем, с семи до десяти месяцев, для развития понимания речи следует называть громко, чётко всё, что привлекает внимание ребёнка. Например, при встрече с кошкой мама скажет: Это киса. Киса, киса, мяу-мяу. Киса брысь! и т.д. Можно петь ребёнку песенки с хлопаньем в ладоши, а затем научить его самого хлопать; поиграть (например: Дай ручку!, До свиданья! и т.д.).

Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребёнка, так как речевой центр находится в коре головного мозга в одной области с двигательным. Сначала развиваются движения пальцев рук, а когда они достигают достаточной точности, начинается развитие речи. Так что работу по тренировке пальцев можно начинать, когда у ребёнка появляется лепетная речь, то есть с шести-семи месяцев.

В этот период полезно делать массаж (поглаживать кисти рук в направлении от кончиков пальцев к запястью) и упражнения (брать каждый пальчик ребёнка по отдельности в свои пальцы, сгибать и разгибать его). Делать так надо ежедневно 2-3 минуты. С десятимесячного возраста следует давать ребёнку перебирать сначала крупные предметы, затем более мелкие. Для этой цели хороши, например, деревянные раскрашенные бусы, сделанные из настольных счётов и нанизанные на нитку.

В это же время, развивая у ребёнка понимание речи, можно учить его выполнению некоторых самых простых поручений, просьб, например: Дай игрушку!, Дай кису!, Садись! и т.д.

Когда ребёнок произнесёт первое слово (примерно в десять – двенадцать месяцев), наступает самый ответственный этап участия матери и окружающих в развитии речи ребёнка.

При разговоре с ребёнком, необходимо не торопясь, достаточно громко и отчётливо произносить каждый звук с соответствующими смыслу слова интонацией и темпом, чётко выделять ударный слог (поэтому нельзя растягивать слово по слогам, так как при этом теряется ударение). Каждое новое слово должно быть понятно ребёнку, то есть, произнося его, одновременно надо обратить внимание малыша на соответствующий предмет или действие и назвать несколько раз то, что он видит.

Так закрепляется связь между названием предмета (словом) и самим предметом. Когда ребёнок сам произносит новое слово или предложение, надо с радостью повторить сказанное им, похвалить: он охотнее будет разговаривать, и развитие речи пойдёт быстрее.

Для развития речи полезны игры. Например, взрослый вынимает из мешочка или коробочки разные предметы и игрушки, произнося, например: Это что? Это собачка – ав-ав. Посмотрим собачку. Хорошая собачка (погладить её). На собачку. Дай собачку и т.д.

То же самое можно говорить, рассматривая картинки с изображением птиц, животных.

Очень полезно воспроизводить звуки, ими издаваемые, чтобы ребёнок запоминал и впоследствии сам произносил эти звукоподражания.В дальнейшем, в течение второго года жизни малыша, надо чаще применять речевые игры, инсценировать сказки, используя звукоподражания.

После двух лет можно усложнять игры, пополняя словарь малыша новыми словами. Уже следует отучать ребёнка пользоваться “детскими”, лепетными словами, взрослым желательно в разговоре с ребёнком употреблять обычные: кошка, корова, собака и так далее, односложные предложения заменять двух- и трёхсловными; помогать ему вместо жестов пользоваться словами. Например, если малыш, желая получить мяч, указывает на него рукой, надо сказать: Ты хочешь мяч? Скажи: дай мне мяч и т.д.

В этом возрасте уже нужно учить детей правильному, чёткому произношению звуков, слогов и слов. Хорошо для этого подходят игры с движением. Например:

1) “Машина”. Ребёнок стоит на месте, руками крутит руль и произносит би-би;

2) “Барабанщик”. Ребёнок марширует, ударяет в барабан и произносит ба-ба-ба.

Игру с ребёнком, действия при его умывании, одевании, кормлении полезно сопровождать словами песенок и потешек. Постепенно малыш начинает их узнавать, а позднее сам приговаривать. Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: “Пальчик-мальчик”, “Водичка, водичка”.

Благодаря прослушиванию потешек, словарь ребёнка пополняется новыми словами (например: щечки, роток, глазки и др.), развивается умение строить предложения. Наблюдения за природными явлениями, птицами, животными тоже можно сопровождать чтением стихотворных текстов. От этого детские впечатления станут более яркими и точными. Например, радость ребёнка при виде неожиданно выглянувшего солнца станет ещё больше, если в это время он услышит слова песенки “Солнышко-вёдрышко”. Читая потешки (“Курочка-рябушечка”, “Кисонька-мурысенька” и др.), можно учить малышей звукоподражанию птицам и животным.

Инсценирование сказок (“Репка”, “Теремок”, “Колобок” и др.) с помощью игрушек, настольного или кукольного театра помогает детям понять их смысл.

Родителям важно помнить, что дети учатся говорить, подражая окружающим их людям, поэтому, чем больше ребёнок будет общаться со взрослыми и сверстниками, тем быстрее и качественнее будет развиваться его речь.

Речь взрослых должна быть:

Чёткой, неторопливой;

Доступной для понимания малыша, то есть не перегруженной труднопроизносимыми словами и сложными предложениями;

Грамотной, то есть не содержащей лепетных слов и искажений звукопроизношения.

Речь взрослых – образец для детей. При отсутствии такого образца, сокращении и обеднении общения между ребёнком и взрослыми, нормальное речевое и психиеское развитие замедляется и даже прекращается. Специалисты выявляют у таких детей задержку речевого и психического развития. Поэтому очень важно общаться с ребёнком, играть с ним, читать ему стихи и сказки.

В то же время не следует оценивать как положительное явление случаи раннего речевого развития. Так, если у ребёнка первые слова появляются до одного года, от года и пяти месяцев до года и восьми месяцев сформирована фраза, а от двух лет до двух лет и пяти месяцев он начинает говорить развёрнутыми фразами, ускоренным темпом, как бы “захлёбываясь”, то всё это может повлечь за собой невротическую форму заикания. Такого малыша нельзя “перегружать” речевым общением, напротив, необходимо максимально снизить интенсивность поступающей информации.

Главная роль в коррекции речи ребёнка раннего возраста принадлежит матери, и от того, насколько она готова к его воспитанию, к проведению с ним коррекционных занятий, будут зависеть результаты развития малыша и психологический климат в семье.

9. Игры на развитие звуковой культуры речи

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

Игра “Придумай слово”

Цель – развитие фонематического слуха или умение определить количество слогов в слове.

Нужно придумать слово по заданию: с заданным звуком в начале, середине, конце слова, с заданным количеством слогов, по схеме и т.д. Данная игра мною используется тогда, когда нужно организовать учащихся на восприятие новой темы или просто заинтересовать. Например, учитель говорит: “Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы её открыть, нужно сказать слово - пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м] или [м’]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно”. И дети будут изо всех сил стараться придумывать нужное слово. Но здесь необходимо учитывать один момент: если учитель заметит, что кто-то из детей в силу каких-то причин не может подобрать слово, то нужно прийти ненавязчиво на помощь этому ребёнку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.

Игра “Строим дорожку”

Цель – развитие фонематического слуха.

Дети садятся в круг. Кому-то даётся мяч и задание придумать любое слово. Затем мяч передаётся следующему игроку. Он должен придумать слово, которое начинается с последнего звука предыдущего слова. И так далее, пока не дойдут до первого игрока. В этой игре на первом этапе учитель активно помогает учащимся правильно произнести слово (вместе с ним), выделяя очень чётко последний звук в слове. На следующем этапе учитель уже просто следит, чтобы дети чётко проговаривали слово и выделяли последний звук. К концу второго года обучения у детей вырабатывается навык чёткого произнесения слова и выделения последнего звука, а учитель выполняет роль наблюдателя-контролёра, который лишь организует процесс игры, а помогает лишь в редких случаях.

Игра “Ловушка”

Цель – развитие умения услышать в слове определённый звук.

Учитель предлагает детям “открыть ловушки”, т.е. поставить руки локтями на парту, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть “ловушки”. Он даёт задание: если в слове услышите заданный звук, то “ловушки” нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши. Слова подбираются учителем в зависимости от темы занятия.

Игра “Поймай слог”

Цель – развитие слухового внимания и его быстроты.

Учитель “бросает” детям слог, а они должны “превратить” его в слово.

Например: па – папа, ма – мама, ку – кукла, ар – арбуз и т.д.

Игровое упражнение “Раздели правильно”

Цель – развитие умения делить слова на слоги.

Учитель говорит детям, что сейчас мы разделим слово на слоги. Для этого наши руки превратятся на время в “топорики”. Далее нужно произнести слово правильно, при этом хлопая в ладошки и считая, сколько раз хлопнули, столько в слове и слогов.

Игра “Посели в домик”

Цель – развитие умения определить слоговую структуру слова.

Учитель вводит “гостей” при помощи загадки или ещё как-то и предлагает поселить каждого гостя в домик. При этом он обращает внимание детей, что в одном домике – окно из одной створки, а у второго – из двух. Чтобы определить, какому гостю, какой домик, нужно определить, сколько слогов в названии гостя. Если один слог, то гостя селим в домик с одной створкой. Если два слога, то гостя селим в домик с двумя створками. Для усложнения игры можно потом пригласить гостей на новоселье и распределить их по такому же принципу.

10. Игры на формирование грамматического строя речи

В этом блоке мною собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи, т.е. на усвоение категорий рода, числа, падежа существительных и прилагательных; вида, времени и наклонения глагола.

Игровое упражнение “Подбираем рифмы”.

Цель – развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Учитель читает детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я.Маршака:

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Кого видел поэт? В каком виде они были?

Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)

Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Даём честное слово:

Вчера в половине шестого
Мы видали двух сорок
Без…(ботинок) и …(чулок).
И щенков без …(носков).
И синичек без …(рукавичек).

Игра “Кузовок”

Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на -ок.

Обмолвишься – отдашь залог.

Ребёнок отвечает: “Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: “Чей залог выну, что тому делать?” Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Игровое упражнение “Чьё всё это?”

Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Игра “Домики”

Цель – упражнение в определении рода слов – предметов.

Учитель объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать “он мой”, во втором – “она моя”, в третьем – “оно моё”, в четвёртом – “они мои”. Нужно “расселить” слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

11. Игры на обогащение словарного запаса

В эту группу включены лексические игры и упражнения, которые активизируют словарь, развивают внимание к слову, формируют умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово. Также в данных играх и упражнениях происходит знакомство со словами – предметами, словами – признаками, словами – действиями и упражнение в их согласовании друг с другом, а также работа над подбором синонимов и антонимов.

Игра “Наоборот”

Цель – упражнение в подборе антонимов (слов – неприятелей).

Учитель говорит, что к нам пришёл в гости ослик. Он очень хороший, но вот в чём вся беда: он очень любит всё делать наоборот. Мама – ослица с ним совсем замучилась. Стала она думать, как же сделать его менее упрямым. Думала, думала, и придумала игру, которую назвала “Наоборот”. Стали мама-ослица и ослик играть в эту игру и ослик стал не такой упрямый. Почему? Да потому что всё его упрямство во время игры уходило и больше не возвращалось. Он и вас решил научить этой игре. Далее учитель играет с детьми в игру “Наоборот”: кидает ребёнку мяч и называет слово, а ребёнок, поймавший мяч, должен сказать антоним этому слову (высокий – низкий) и бросить мяч учителю.

Ещё при работе со словами – антонимами можно использовать стихотворение Д.Чиарди “Прощальная игра”:

Нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру “Наоборот”.

Скажу я слово “высоко”, а ты ответишь … (“низко”).

Скажу я слово “далеко”, а ты ответишь … (“близко”).

Скажу я слово “потолок”, а ты ответишь (“пол”).

Скажу я слово “потерял”, а скажешь ты (“нашёл”)!

Скажу тебе я слово “трус”, ответишь ты … (“храбрец”).

Теперь “начало” я скажу – ну, отвечай, … (“конец”).

Игровое упражнение “Закончи фразу”

Цель – развитие умения подбирать противоположные по смыслу слова (слова – неприятели).

Учитель называет словосочетания, делая паузы. Ученик должен сказать слово, которое пропустил учитель, т.е. закончить фразу.

Сахар сладкий, а лимон … .

Луна видна ночью, а солнце … .

Огонь горячий, а лёд … .

Река широкая, а ручей … .

Камень тяжёлый, а пух … .

Обыграть это можно следующим образом: учитель говорит, что наш знакомый Незнайка пошёл всё-таки учиться в школу. Там на уроке русского языка был диктант – дети писали под диктовку разные фразы. Но так как Незнайка очень невнимательный, он не успевал дописывать эти фразы до конца и получил плохую оценку. Учительница сказала, что если он исправит ошибки в диктанте, то она исправит ему плохую оценку. Давайте ему поможем.

Игровое упражнение “Скажи по-другому”.

Цель – упражнение в подборе слов, близких по смыслу (слов – приятелей).

Учитель говорит: “У одного мальчика сегодня плохое настроение. Какой мальчик сегодня? А как можно сказать то же самое, но другими словами? (Печальный, расстроенный). Слова “печальный, грустный и расстроенный” - это слова – приятели.

Почему он такой? Да потому что на улице идёт дождь, а мальчик идёт в школу.

Какое слово повторилось два раза? (идёт)

Что значит “дождь идёт”? Скажи по-другому.

Что значит “мальчик идёт”? Скажи по-другому.

Как можно сказать по-другому: весна идёт? (весна наступает).

Чистый воздух (свежий воздух).

Чистая вода (прозрачная вода).

Чистая посуда (вымытая посуда).

Самолёт сел (приземлился).

Солнце село (зашло).

Река бежит (течёт, струится).

Мальчик бежит (мчится, несётся).

Как сказать одним словом? Очень большой (громадный, огромный). Очень маленький (малюсенький).

Игра “Какой предмет?”

Цель – развитие умения подбирать к слову – предмету как можно больше слов – признаков и правильно их согласовывать.

Что бывает?

Цель – развитие умения соотносить слово – предмет со словом – признаком и правильно их согласовывать.

Эта игра похожа на предыдущую. Отличие состоит в том, что к слову – признаку подбирается как можно больше слов – предметов.

Зелёный – помидор, крокодил, цвет, фрукт, …

Красное – платье, яблоко, знамя,

12. Игры на развитие связной речи

Работа по развитию связной речи неотделима от остальных задач речевого развития, она связана с обогащением словаря, работой над смысловой стороной речи, формированием грамматического строя речи, воспитанием звуковой культуры речи. Обучение рассказыванию может проводиться в разной форме.

Игровое упражнение “Распространи предложение”

Цель – развитие умения строить длинные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.

Детям предлагается продолжить и закончить начатое учителем предложение, опираясь на наводящие вопросы учителя. Например, учитель начинает предложение так: “Дети идут … (Куда? Зачем?)”. Или более усложнённый вариант: “Дети идут в школу, чтобы … . Этот вариант, помимо обогащения грамматического опыта, может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребёнка по отношению к различным жизненным ситуациям.

Игра “Пойми меня”

Цель – развитие умения составить короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.

Учитель показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты. Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени). Дальше учитель объясняет, что, когда он подойдёт к кому-то, то этот ученик должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на неё, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по – одной картинке, учитель спрашивает детей, хочется ли им узнав, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда учитель говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом учитель рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось учителю. После этого дети рассказывают про свои подарки по-очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.

Игровое упражнение “Если бы…”

Цель – развитие связной речи, воображения, высших форм мышления – синтеза, анализа, прогнозирования, экспериментирования.

Учитель предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:

- “Если бы я был волшебником, то …”

- “Если бы я стал невидимым…”

- “Если весна не наступит никогда…”

Помимо развивающей направленности, эта игра имеет и диагностическое значение.

Игровое упражнение “Закончи сам”

Цель – развитие воображения, связной речи.

Учитель рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям даётся задание продолжить или придумать концовку

13. Программа “Грамотейка”

Приглашаем детей 4-5 и 5-6лет на увлекательную и познавательную программу “Грамотейка”. Эта программа разработана логопедами и направлена на всестороннее развитие речи ребенка и хорошую подготовку к школе.

Полноценная речь является непременным условием успешного обучения ребенка в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте. На занятиях Ваш малыш знакомится с миром букв и звуков, которые изучаются в определенной последовательности с учетом развития мелкой моторики дошкольника и его произносительных навыков. Ребенок учится делить слова на слоги, составлять из букв слова, у него формируется навык звуко -буквенного анализа и синтеза, развивается фонематический слух. Это является очень важным условием для успешного обучения грамоте, а в будущем хорошей профилактикой ошибок в письменной речи.

Занятия проходят в игровой форме, где детям прививается любовь и интерес к родному языку. Ребенок получает навык правильно подбирать и согласовывать слова, грамотно строить из них предложения, употреблять предлоги. Задания и игры подобраны специальным образом, чтобы развивать воображение и творческое отношение к составлению рассказов по картинкам или описанию предметов. На занятиях дети знакомятся с художественной литературой, учатся пересказывать по плану.

Ваш ребенок растет и ему нужно общение, поэтому занятия проходят в группе с оптимальным количеством детей 5-6 человек. В детском коллективе ребенок наиболее полно может раскрыть все свои качества, здесь формируется его индивидуальность, закладывается ответственность и самостоятельность. В групповых играх он учится доброжелательности и сотрудничеству с другими детьми.

Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит или вовсе не говорит). Однако многих проблем в будущем можно избежать, да и сформировать грамотную и четкую речь ребенка, если начать уделять внимание развитию речи как можно раньше на протяжении всего периода (и , и в год, и в два, и в три…).

Развитие речи – это вовсе не работа над отдельными нарушенными звуками или над расширением словарного запаса, как принято думать. Формирование речи зависит от деятельности очень многих областей головного мозга, поэтому работать надо по всем направлениям: развивать мелкую моторику, обогащать сенсорный опыт, работать над артикуляцией, дыханием, увеличивать словарный запас, да и много чего еще.

Я уже не раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в 1-2 года. В этой статье хотелось бы собрать все вместе, а также опубликовать еще много полезных упражнений для артикуляционной и дыхательной гимнастики и не только.

Итак, игры и упражнения для развития речи:

1. Пальчиковые и жестовые игры

Учеными установлено, что в головном мозге нервные центры, отвечающие за движения пальцев и рук, находятся в непосредственной близости с зонами мозга, отвечающими за развитие речи. Поэтому просто необходимо способствовать активным действиям пальчиков и рук малыша. Замечательные помощники в этом деле – пальчиковые игры, о них я уже писала не раз, полный список интересных пальчиковых и жестовых игр, отсортированных по возрастам можно найти здесь:

Помимо веселых стишков, очень полезно между делом разучивать вместе с малышом простые жесты, например:

  • На вопрос «Сколько тебе годиков?» показываем указательный пальчик - «1 годик»;
  • Грозим указательным пальчиком «Ай-ай-ай»;
  • Показываем «да», «нет» движением головы;
  • Показываем «спасибо» кивком головы;
  • На вопрос «Как у тебя дела?» показываем большой пальчик – «Во!» («Отлично!»)

  • Изображаем, как ходит мишка (ноги на ширине плеч, перетаптываемся с ноги на ногу);
  • Изображаем, как прыгает зайчик (руки перед грудью, кисти опущены, прыгаем);
  • Изображаем, как ходит лисичка (виляем попой);
  • Изображаем, как щелкает зубами волк (широко открываем и закрываем рот, щелкая зубами);
  • Изображаем, как летает бабочка (машем руками, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как летает самолет (руки неподвижно в стороны, бегаем по комнате);
  • Изображаем, как ходит утка (передвигаемся на корточках).
  • Ближе к двум годам начинаем разучивать новый ответ на вопрос «Сколько тебе годиков?» и тренируемся показывать одновременно указательный и средний пальцы – «2 годика». Эту же пальчиковую фигуру можно назвать «Зайчик»

2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики

Полный список игр на развитие мелкой моторики можно найти здесь:

3. Артикуляционные упражнения

Одно из самых первых и очень полезных артикуляционных упражнений, с которым сможет справиться годовалый малыш – это дутье. Тася научилась дуть в 1 год 3 месяца, в этом нам помогла свечка. Сразу, как освоились со свечкой, стало получаться и в трубу дуть, и мыльные пузыри раздувать. Итак, на чем можно осваивать навык дутья:

    Задувать свечку;

    Дуть в дудочку;

    Дуть через соломинку в стакан с водой, чтобы вода забулькала;

    Надувать мыльные пузыри;

    Дуть на привязанную к веревочке бумажную бабочку, чтобы она взлетела;

    Сдувать выложенные на тарелочку маленькие бумажки.

Вот какие еще артикуляционные упражнения можно практиковать (примерно с 1,5 лет, что-то, возможно, будет получаться и раньше):

  • «Прятки». Сначала показываем язык – высовываем его как можно дальше, затем прячем, так повторяем несколько раз.
  • «Часики». Двигаем язычком из стороны в сторону – влево-вправо.
  • «Дом». Объявляем, что ротик малыша – это дом. Мама тихонько стучит пальцем по щечке: «Тук-тук», — и ротик малыша открывается. Говорим: «Пока! Пока!», и ротик закрывается.
  • «Вкуснятина». Приоткрываем рот и облизываемся: сначала проводим язычком по верхней губе, потом по нижней.
  • «Воздушный шарик». Надуваем щечки и лопаем их пальчиками;
  • «Заборчик». Показываем зубки («оскаливаемся») и говорим, что язычок спрятался за заборчиком.
  • «Чистим зубки». Снова показываем зубки, затем кончиком языка скользим сначала по верхним зубкам, потом по нижним.
  • «Лошадка». «Цокаем» язычком, как лошадки.
  • «Выбражули». Встаем вместе перед зеркалом и начинаем выбражать: широко-широко улыбаться, хмуриться, вытягивать губки.

4. Игра «Кто в домике живет»

На мой взгляд, игра замечательно побуждает ребенка произносить простые звуки. К тому же, сюрпризный момент в ней повышает интерес малыша. Итак, заранее складываем в мешок или коробку несколько сюжетных игрушек (зверюшек, кукол и т.д.), которые хорошо знакомы малышу. Далее несколько раз спрашиваем «Кто в домике живет?», нагоняя интригу. Когда ребенок действительно заинтересуется, достаем первого героя и вместе проговариваем (а позже малыш делает это сам), например, «Корова» или «Му-му», смотря на какой стадии находится речь ребенка. Так по очереди достаем все спрятанные игрушки.

5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов

Это мое любимое. Мы с Тасей эти стишки просто обожали, дочка изо всех сил старалась повторять за мной простые слова. Текст в стихах подобран так, что мотивирует ребенка к разговору. Даже если ребенок сначала не будет повторять за вами ничего, это не значит, что стихи бесполезные. Стоит периодически к ним возвращаться, и малыш обязательно начнет пытаться повторять простые слова и звукоподражания.

Как пойдем гулять? Топ-топ!
Как мы дверь закроем? Хлоп!
Кошка к нам с крылечка: Прыг!
Воробьишки: Чик-чирик!
Кошка рада птичкам: Мурр!
Воробьи взлетели: Фурр!
Дальше ножками: Топ-топ!
И теперь калиткой: Хлоп!
Как трава шумит? Ш-ш-ш!
Кто в траве шныряет? Мышь!
На цветке пчела: Жу-жу!
Ветер листьями: Шу-шу!
Речка струйками: Трень-брень!
Здравствуй, яркий летний день!
На лугу паслась корова: Му-у, му-у.
Полосатый шмель летел: З-з-з, з-з-з.
Летний ветерок подул: Ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Колокольчик зазвенел: Динь, динь, динь.
Стрекотал в траве кузнечик: Тр-р-р, тц-с-с.
Еж колючий пробегал: Пх-пх-пх.
Птичка маленькая пела: Тиль-ль, тиль-ль.
И сердитый жук жужжал: Ж-ж-ж, ж-ж-ж.

В книжке «» (Ozon , Лабиринт , My-shop ) можно найти много подобных стишков, правда в основном они чуть посложнее, чем эти два, но их чтение тоже очень благотворно скажется на развитии речи ребенка.

6. Дыхательная гимнастика

(примерно с 1,5 лет)

    Колесо лопнуло . Сначала сцепляем руки кругом перед собой, изображая колесо. Затем на выдохе начинаем медленно скрещивать руки (так чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот) и произносить «ш-ш-ш» — колесо сдувается.

  • Насос . Далее предлагаем ребенку накачать сдувшееся колесо. Руки сжимаем перед грудью в кулаки, как будто держим насос. Наклоняемся вперед и опускаем руки вниз, сопровождая свои действия звуком «с-с-с», повторяем несколько раз.
  • Громко-тихо. Произносим громко и тихо какой-нибудь звук. Например, сначала притворяемся большими медведями и говорим «Э-э-э», затем маленькими мишками и говорим то же самое, только тихо.
  • Дровосек. Сначала складываем руки вместе (как будто держим топор) и поднимаем их вверх. Затем резко опускаем их вниз, наклоняясь и произнося «ух». Повторяем несколько раз.
  • Волшебник . Сначала взмахиваем руками и задерживаем их наверху. Потом плавно опускаем, произнося слоги: «М-м-м-а», «М-м-м-о», «М-м-м-у», «М-м-м-ы».

7. Чтение книг

Во время чтения желательно постоянно использовать вопросы «Что это?», «Кто это?» (пусть даже и придется первое время отвечать на них вам), вопросы активизируют мыслительную детальность малыша, побуждают его к разговору.

8. Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – очень благодатная среда для развития речи. Во время игры у ребенка возникает естественная потребность что-то сказать: нужно как-то называть основных персонажей игры и их действия, выражать свои мысли и чувства.

Подробно о том, как играть в сюжетно-ролевые игры с ребенком 1-2 лет читайте .

9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка

На этом буду закругляться. Желаю вам интересных занятий с малышом!

На новые статьи блога можно подписаться здесь: Инстаграм , Вконтакте , Facebook , Email .

Маленького ребёнка не нужно специально обучать языку, он слышит речь семьи и начинает подражать. В современном мире, к сожалению, родители часто не уделяют детям достаточно времени, предоставляя их самим себе или электронным играм. Это может негативно отразиться на том, что именно и как говорит ребёнок. Для овладения связной грамотной речью нужны силы и время, и лучше всего развивают речь дошкольников ежедневные разговоры, чтение и игры с родителями.

Какие факторы влияют на развитие речи?

Существует два основных фактора, влияющих на развитие речи ребёнка:

Биологический фактор . Вероятность, что у ребёнка возможны сложности или нарушение речевого развития, намного выше, если ещё до рождения возникали проблемы: отставание в развитии, гипоксия, перенесённое мамой во время беременности инфекционное заболевание. Могут повлиять на речь и болезни, которыми переболел в первые годы жизни сам ребёнок. В этом случае развитие речевых способностей будет эффективно при слаженной работе родителей, невролога, логопеда, нелишним будет общение с педагогом дошкольного образования.

Социально-психологический фактор. Второй очень важный аспект для развития речи у дошкольника – обстановка дома, общение с родителями, сверстниками. Как правило, с детьми, которые имеют задержку речевого развития, родители практически не разговаривают. Чем больше ребёнок взаимодействует с другими людьми, ведёт диалог, учится подбирать нужные слова, старается понимать обращённую к нему речь, тем скорее и полнее он овладеет навыками говорения. Улучшение речевых навыков – важный процесс для ребенка в дошкольном возрасте. Чтобы понять, насколько хорошо развит ваш ребёнок, вы самостоятельно можете провести небольшое тестирование. Попросите рассказать историю, которая с ним сегодня приключилась, пересказать или придумать сказку. Обратите внимание, связаны ли между собой предложения, правильно ли используются слова в падежах и словоформы.

Типичные проблемы развития речи дошкольников

Для многих дошкольников типичны следующие проблемы в речи:


Ситуативная речь. Односложные предложения, зависящие от требования ребёнка (например, «дай куклу», «хочу пить»), – норма для 2-3-летнего малыша. Но затем дети постепенно увеличивают словарный запас. Зачастую это происходит настолько интенсивно, что к 5 годам дошкольники уже способны разговаривать со взрослыми почти на равных. Если ребёнок старше 4 лет не способен составить развёрнутое грамотное предложение, это является причиной для обращения к специалистам.

Бедность речи, небольшой словарный запас. К 5 годам ребёнок владеет запасом из 2500–3000 слов, к 7 годам лексикон расширяется ещё на 500 слов. В этом возрасте дети без труда строят фразы, поддерживают разговор со взрослыми, в том числе и на отвлечённые темы.

Неспособность грамотно выстроить диалог. Вопрос нужно формулировать просто и понятно – это предполагает, что и ответ будет соответствующим, кратким либо развёрнутым. Если дошкольник испытывает трудности с формулировкой вопросов и ответов, общаться ему непросто.

Затруднения с построением монолога. Вести монолог на заданную тему, пересказывать текст тоже нужно учиться. Средним дошкольникам до 4 лет эти навыки ещё не очень нужны – в их обычной жизни они не так востребованы. Но детям 5–7 лет умение связно рассказывать историю, пересказывать сказку необходимо, в противном случае в школе могут появиться сложности с учёбой.

Невозможность привести аргумент. Умение объяснить свою точку зрения, обосновать сделанные выводы, привести доводы в пользу своего утверждения – сложный, но важный навык для будущего ученика, отсутствие этого навыка в начальных классах может спровоцировать первые комплексы и отразиться на успеваемости ребёнка.
Плохая дикция, логопедические проблемы. Чаще всего они диагностируются в детском дошкольном учреждении. Но если ребёнок – «домашний», а его дикцией никто не занимается, к моменту начала непременной школьной социализации могут начаться сложности с обучением чтению, с освоением правил русского языка, с развитием коммуникативных навыков.

Как развивать речь дошкольника?

Когда нужны специалисты? Шепелявость, картавость и другие аналогичные проблемы со звукопроизношением поможет решить логопед. Заикание лечится с участием врача-невролога, поскольку проблема кроется не в речевом аппарате. Некоторые особенности строения ротовой полости могут потребовать консультации стоматолога, ортодонта. Психолог поможет малышу справиться с излишней стеснительностью, торопливостью и т.п. характерологическими особенностями.

Два важнейших правила развития правильной и красивой речи у ребёнка – это регулярность занятий и комплексный подход с привлечением специалистов.

Но ни один специалист не решит проблему, если родители не примут участия в развитии речи своего ребёнка. Как можно помочь малышу?

  • Не ленитесь повторять. Если замечаете, что ребёнок неправильно произносит какое-то слово, сами произнесите слово правильно несколько раз, сделайте это медленно и чётко. Важно не критиковать, а помогать – малыш должен понять, что вы хотите ему помочь, тогда он с удовольствием включится в занятия.
  • Учите слышать. Важно, чтобы дошкольник не только развивал речевые функции, но и научился слышать, осознавать смысл сказанного или услышанного, мог ответить на вопросы. Для этого с сыном или дочкой нужно как можно больше общаться, читать вслух, а затем пересказывать, разучивать стихи и весёлые песни. Совместные занятия с родителями не только пойдут на пользу развитию речи малыша, но и укрепят отношения в семье.

Полезные упражнения по развитию речи дошкольника

Предлагаем вам несколько несложных упражнений, которые помогут развить речевые навыки и облегчат формирование навыков коммуникации.

«Сказка по картинке»

Это упражнение направлено на совершенствование связной речи. Понадобится картинка, которая нравится ребёнку. Можете вместе её нарисовать, а затем составить рассказ по ней. Не превращайте игру в скучный урок, пусть малыш получает знания в весёлой игровой форме. Задавайте открытые вопросы, подталкивайте дошкольника к ответу, помогайте построить предложение, если задание вызывает трудности. Похвалите малыша за результат, он ведь очень старался!

«Опиши предмет»

Упражнение поможет в развитии воображения, формировании правильной красивой речи. Попросите ребёнка описать любой предмет, опираясь на все свои чувства – зрение, обоняние, осязание, вкус. Например, лимон. Определите, какой он формы? Какого цвета? Гладкий или шероховатый? Чем пахнет? Какой на вкус? Задайте дополнительные вопросы: в какой сказке ребёнок мог его видеть? Для чего лимон используют дома (пьют с ним чай, пекут лимонный пирог)? Чем больше «вопросов-ответов» вы сможете обыграть, тем больше почерпнёте слов для словаря дошкольника.

«Найди подходящее прилагательное»

Научит ребёнка понимать, чем похожи предметы, искать отличия, благодаря ему формируется грамматический костяк речи, который в дальнейшем поможет хорошо усваивать информацию. Играть в него можно начиная с 3-летнего возраста. Покажите дошкольнику несколько предметов, которые отличаются по размеру. Он должен не только определить, какой больше, а какой меньше, но и назвать разные подходящие прилагательные, например «гигантский», «малюсенький», «большой», «крошечный». Старайтесь использовать больше разных тем, чтобы развитие речевых способностей было разнообразным.

Чтение для развития речи

Читайте ребёнку – и вместе с ребёнком! И не только детские стихи и сказки: попробуйте предложить ему небольшой отрывок стихотворения Пушкина или Есенина о природе, попросите прокомментировать, что и как он понял, при необходимости объясните все непонятные фразы и выражения. Чем проще вы сможете объяснить, тем больше слов поймёт дошкольник.
Опирайтесь в поиске книг на любимые темы или героев ребёнка, о которых ему будет интересно читать или слушать.

Обратите внимание на колыбельные и потешки. Это кладезь интересных слов, словоформ, которые мы редко слышим в обычной жизни («домишко», «плетень», «краса» и т.п.). А ещё потешки помогают запомнить очерёдность выполнения действий.

Повторяющиеся звукосочетания, слова, фразы, звукоподражание развивают фонематический слух и логическое мышление, помогают ребёнку запомнить слова, таким образом происходит обогащение словаря дошкольника. Под влиянием таких игр со звуками происходит быстрое и комфортное для ребёнка овладение звуковой грамотой. Вместо односложных предложений он учится использовать более сложные по составу.

Красивая развитая речь очень важна для обучения в школе. Первый класс часто сопровождается стрессом, связанным с изменением привычного образа жизни, новым коллективом, и уже имеющиеся проблемы с коммуникацией могут усугубиться. Задача родителей – подготовить ребёнка морально, настроить на позитивное восприятие школы, учебного процесса, а также выбрать правильную школьную программу, которая будет интересна и увлекательна для детей. Родители, которым важно психологическое состояние ребёнка, которое может сказаться на речевом развитии, а также его адаптация и самооценка, могут обратить внимание на . Она учитывает индивидуальные особенности каждого ученика и позволяет ему развиваться в максимально комфортном для него темпе. При этом отсутствие оценок в первом классе стимулирует учебный процесс, потому что ребёнок не боится допустить ошибку, высказавшись неправильно. Эта обучающая система позволяет обойтись в первом классе без стрессов и способствует раскрытию речевого потенциала каждого малыша.

Ольга Фатеева

Развитие речи ребенка начинается не тогда, когда он говорит свои первые слова, а гораздо раньше. Ведь в процессе речи принимают участие и дыхания, и мышцы губ, языка, рта, щек.

Поэтому можно сооружать фундамент для развития речи, начиная с даже с крохотного возраста. Игры на развитие дыхания, гимнастики, упражнения для ручек - все это закладывает по кирпичу ту основу, которая будет готовить аппарат речи вашего ребенка.

Развитие речи у ребенка происходит по нескольким направлениям: отработка артикуляции (упражнения, звуковая гимнастика), дыхательные упражнения, расширение активного словаря и развитие связной речи (пальчиковые игры, постановки пальчикового театра).

Дыхательные упражнения

Целью дыхательных упражнений является развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ. Также дыхательная гимнастика укрепляет органы дыхания, улучшает кровообращение и работу сердечно-сосудистой системы, а также повышает сопротивляемость организма к простудным заболеваниям. Выполнять гимнастику совсем несложно, а если делать ее в форме игры, то у вас получится интересное занятие на досуге вместе с ребенком.

На самом деле, не все дети умеют правильно дышать. Поэтому они часто чувствуют себя не очень хорошо - потому что легкие не полностью очищаются, и внутри остается «отработанный воздух». Научить ребенка правильно дышать можно в процессе дыхательной гимнастики.

Вдох должен происходить через нос, а выдох - через рот. При вдохе следите, чтобы плечи малыша не поднимались, и чтобы ребенок не напрягал тело. При выдохе следует выдыхать долго и плавно, не надувая щеки. Не огорчайтесь, если у ребенка не сразу все получится.

Использование свистулек и дудок

И так, эти игрушки хорошо развивают дыхание вашего малыша. Даже простые упражнения будут полезны, а еще можно придумывать игры с заданиями. Для детей лучше начинать с простых свистулек, ведь для того, чтобы получить звук, достаточно лишь дунуть. Надо выбирать свистульки, удобные для ручек малыша, и негромкие. Дудка подходит для старших детей, она позволяет получать различные звуки.

Мыльные пузыри

Мыльные пузыри нравятся всем, даже взрослым. Оказывается, игрушки с ними очень полезны. Ведь, опять же, они развивают дыхание малыша. Мыльные пузыри можно отмахивать, бегать за ними, ловя ладошками. Можно строить с пузырьков настоящую башню. Для этого налейте в стакан воды и мыльный раствор, возьмите с малышом по трубочке для сока и дуйте. Пена будет расти у вас на глазах - весело и полезно!

А еще с соломинками и мыльной водой можно играть в ванной! Но следите, чтобы ребенок не проглотил мыльный раствор.

Свечи

Дыхание на свечу является также полезным упражнением для малышей. Пусть свечи станут обязательными гостями на праздниках, потому что это дает еще одну возможность поиграть.

Задуть свечу - не такая уж и простая задача для двухлетнего ребенка. Ведь для этого необходимо сосредоточиться, набрать побольше воздуха в грудь, сложить губы трубочкой и дунуть. Да еще и не куда-нибудь, а на пламя свечи.

Но задувать свечу - это еще не самое сложное, для ребенка труднее - дуть на свечу так, чтобы не потушить пламя. Для этого выдох должен быть другим - плавным и долгим. А еще можно понемногу отходить от свечи, увеличивая расстояние. На примере свечи малыш может видеть, как он направляет свое дыхание. Но не забывайте о технике безопасности! Никогда не оставляйте ребенка наедине со свечами и спичками!

Вата, пенопласт, бумажки

На вату и пенопласт интересно дуть, пытаясь сдвинуть их с места. Эти упражнения можно превращать в настоящие игры. Например, зижмакайте небольшую бумажку - это будет мячик. Поставьте на гладкой поверхности (на столе) двое условных ворот и играйте в футбол, пытаясь задувать мячик в ворота соперника. Можно использовать не только вату, пенопласт и бумагу, пусть малыш попробует дуть на различные объекты вокруг.

Звуковая артикуляционная гимнастика. Звукоподражания

Кроме развития артикуляционного аппарата, такие игры еще и знакомят ребенка с животными. Приготовьте карточки с изображением различных животных или иллюстрации в журналах, книгах или возьмите игрушки-животные. Рассмотрите всех животных, поговорите о них, расскажите, кто как говорит, как питается и т.д. Ходите в зоопарк, слушайте звуки животных в Интернете, пусть малыш наблюдает и запоминает.

После какого-то времени показывайте малышу снова тех же животных и спрашивайте, как говорят (ворона каркает «кар-кар», слон трубит «ту-у», осел ревет «иа-иа» и т.п.).

Тянем звуки

Правила этой игры просты, но дети очень любят играть в нее вместе с родителями. Выбираете определенный звук, набираете полные легкие воздуха и начинаете тянуть звук (долго говорить без перерыва). Кто его протянет дольше? Понятное дело, что малыш! Вы же не забываете немного подыгрывать ребенку? Проще тянуть гласные звуки, но некоторые согласные также стоит попробовать, например, свистящие и шипящие.

Игру можно разнообразить, предложив не просто тянуть звук, а добавить игрового момента: «Чей тигр прорычит дольше (звук « Р »? Чья змея просочит дольше (звук« С »? Мы пришли в магазин, а там - настоящий слон! Как мы удивимся? А кто удивляется дольше (звук «О»?

Шепотом

Такая игра будет развивать не только речь, но и слух. Для нее необходимо игрушка - кукла, мишка и тому подобное. Положите игрушку спать, объясните малышу, что игрушка спит, поэтому надо разговаривать шепотом, чтобы не разбудить друга. Поговорите о чем-то, почитайте стихи, сказку, спросите у малыша, что он понял и запомнил. Но не затягивайте, чтобы игра не надоела, объявите, что игрушка проснулась, и теперь можно снова говорить громко.

Самой большой радостью в развитии ребенка каждый родитель считает тот момент, когда малыш начинает говорить. Конечно, начинается все с простых звуков и слогов. Это самый первый шаг малыша на пути овладения речью. Этот процесс очень трудоемкий и потребует усилий не только от ребенка, но и от родителей - ведь нужно приложить массу усилий, чтобы закрепить интерес малыша к речи. Есть несколько простых правил, как развить речь у ребенка.

Первое правило: никогда не стоит угадывать мысли ребенка. У каждого происходила ситуация: малыш возраста от полутора до двух лет указывает, например, на кошечку и говорит: «Кися». Мама тут же подхватывает мысль ребенка и начинает рассказывать: «Да, это кошка. Она очень красивая. Вот видишь, она идет по дорожке». Мама сказала все за малыша, зачем же ему еще что-то добавлять? Если уж вы задались вопросом, как развить речь у ребенка, то, в первую очередь, не угадывайте его мысли. Лучше задайте малышу вопросы и подождите ответа, даже если вы заранее знаете, что он ответит.

Второе правило: ведите разговоры со своим ребенком. Да, именно с ребенком, а не просто в присутствии него с кем-то другим. Читая сказку малышу, прервитесь и спросите, что, по его мнению, произойдет дальше, что ответит герой сказки. Не думайте, что раз малыш молчит, то ему нечего сказать. Не забывайте, что ему нужно время подумать, поэтому не торопите его с ответом, а терпеливо ждите. Самым важным в вопросе, как развить речь у ребенка, является стимуляция его к речи. Задавайте больше вопросов. Речь детей в 2 года - это мысли вслух.

Третье правило: стоит учить малыша говорить правильными предложениями. Надо основательно подходить к вопросу, как развивать речь у ребенка 2 лет правильно. Сначала малыш осваивает простые слова, потом словосочетания, а потом переходит к предложениям. И вот здесь задача родителей - помочь ребенку овладеть полным искусством речи. Задавайте ему наводящие вопросы, просите его рассказать о каком-то предмете, который встречается на вашем пути на прогулке, о животном, птичке.

Четвертое правило: каждый вечер переживайте с ребенком этот день еще раз. Перед тем, как поговорите с ним о том, что вы видели, делали в этот день. Спросите его, чем бы он хотел заняться завтра, вместе постройте планы. Если вы провели день не вместе, то пусть ребенок расскажет вам, что он делал и с кем, что нового он увидел и узнал. В эти моменты малыш не только развивается, но и учится слушать других. Такие разговоры очень помогают родителям правильно развить речь детей в 2 года, учат их мыслить логически и поэтапно.

Пятое правило: просите ребенка описывать каждый предмет. Обращайте его внимание на все яркие предметы, расскажите ему о том, что вы вместе видите. В следующий раз, когда вы увидите вновь дерево, облачко или животное, попросите малыша самого описать его своими словами. Также можете попросить его придумать историю, связанную с увиденным. Это поможет вам не только ответить на вопрос, как развить речь у ребенка, но и на вопрос, как развить у него воображение.

Шестое правило: оно последнее и самое главное в вопросе, как развивать речь у ребенка 2 лет - всегда говорите правильно. Не стоит сюсюкать с ребенком, коверкать слова на его лад. Не повторяйте неправильно произнесенные малышом слова, всегда поправляйте его и говорите правильный вариант, возможно, придется повторять одно слово 10 раз подряд, но ребенок запомнит его правильно. Не забывайте, в этом возрасте малыш - ваше зеркало, он полностью подражает вам, и как говорите вы, так и будет пытаться говорить ваш карапуз.

Рассказать друзьям