Цветовые сочетания в рекламе. Какие цвета лучше использовать в рекламе. Цвет и крупные корпорации

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Цвет – одно из самых мощных средств в инструментарии дизайнера. С его помощью можно привлечь внимание, создать определенное настроение, повлиять на эмоции, восприятие и поведение.

Знаете ли вы, что среди причин, побуждающих покупателей приобретать определенный товар, 90% приходится на долю цвета ? Или что на цветную рекламу в журналах обращают внимание на 26% чаще, чем на черно-белую?

Вывод очевиден: использование правильного цвета поможет достичь успеха. Но тут же возникает естественный вопрос: как подобрать правильный цвет? Для ответа на него придется проанализировать несколько важных аспектов:

  • цветовые ассоциации
  • различия в восприятии цвета у мужчин и женщин
  • проблемы, связанные с нарушением цветовосприятия.

Цвет не только помогает получить более объективную информацию о продукте, он также способен оказывать мощное психологическое воздействие. Одни и те же цвета могут действовать по-разному – в частности, это зависит от национальности и места проживания человека. Остановимся на цветовых ассоциациях у людей западного мира.

Красный цвет в психологии: опасность, важность, страсть

Красный – это цвет огня и крови. Один из самых мощных цветов по силе воздействия, который ассоциируется одновременно с любовью и войной. Известное выражение to see red (в дословном переводе с англ. «смотреть на красное») означает прийти в ярость, выходить из себя.

Этот цвет обладает сильным эмоциональным воздействием. От него может подниматься давление или увеличиваться частота дыхания.

Красный цвет – энергичный и импульсивный. Он ассоциируется со скоростью и силой. Именно поэтому Netflix и YouTube используют его в качестве доминирующего цвета.

Хорошо известно о способности красного цвета привлекать внимание. В дизайне он часто используется как мощный цветовой акцент. Подобно красным ковровым дорожкам на церемонии вручения наград, можно использовать красный цвет для выделения особо важных деталей на странице сайта.

Оранжевый цвет в психологии: уверенность, энергия, оптимизм

Оранжевый очень энергичный цвет – подобно красному, он возбуждает, но в меньшей степени. Обладает энергетической аурой, но без агрессивности, присущей красному. Может создавать радостную атмосферу.


На главной странице сайта Hipmunk – поисковой системы авиарейсов – оранжевая кнопка поиска сразу же привлекает внимание.

Как и красный цвет, оранжевый способен привлекать внимание, поэтому его можно использовать для акцента важных деталей, таких, как кнопка призыва к действию (CTA). Некоторые считают это слишком простым решением, однако многие приложения и сайты часто пользуются этим «дешевым» в хорошем смысле приемом.

Желтый цвет в психологии: солнце, счастье, внимание

Как ни странно, желтый цвет ассоциируется одновременно и с радостью, и с тревогой. Он часто используется для фокусировки внимания. Примером могут служить предупреждающие знаки. Желтый цвет может ассоциироваться с опасностью, но в меньшей степени, чем красный.


Желтый цвет сразу обращает на себя внимание при контрастном сочетании с черным. Торговая марка часов Breitling использовала это свойство при разработке своего официального сайта.

Особенно эффективно работает сочетание желтого цвета с черным. Яркий тому пример – нью-йоркское такси.

Зеленый цвет в психологии: природа, развитие, успех

Зеленый цвет естественным образом связан с природой. Он ассоциируется с жизнеспособностью и ростом, поскольку большинство растений на земле зеленого цвета.


Зеленая кнопка призыва к действию.

В дизайне этот цвет часто используется для создания баланса и гармонии. Однако, чтобы добиться сбалансированности, дизайнерам следует учитывать насыщенность цвета.

Насыщенные зеленые оттенки привлекают к себе внимание, благодаря энергичному возбуждающему воздействию. Именно поэтому их часто используют для кнопки призыва к действию.

Синий цвет в психологии: комфорт, расслабление, доверие

Синий – это цвет моря и неба. Один из наиболее значимых и часто используемых цветов при разработке пользовательского интерфейса. При этом от правильного выбора оттенка будет во многом зависеть визуальное восприятие дизайнерских разработок:

  • Светло-синий оттенок ассоциируется с прохладой, свободой и спокойствием. Спокойствие может перерастать в доверие, именно поэтому этот оттенок часто используется в банках.
  • Темно-синие оттенки отлично подходят для проектов, где очень важна стабильность и надежность.

Синий цвет часто ассоциируется со стабильностью.

Фиолетовый цвет в психологии: роскошь, одухотворенность, креативность

Естественный фиолетовый цвет редко встречается в природе, поэтому для него отводится особая роль в дизайне.

Исторически связанный с королевской властью, фиолетовый цвет и сегодня ассоциируется с роскошью. Он тонко намекает на высокое качество продукта или сайта (даже если это не так).


Фиолетовый цвет большинство молодых людей считают цветом счастья.

Интересно, что 75% детей предпочитают фиолетовый цвет всем остальным оттенкам.

Черный цвет в психологии: сила, изящество, утонченность

Черный – самый сильный из всех цветов. Он сразу привлекает к себе внимание, именно поэтому он наиболее часто используется для текстов и акцентов.


Черная кнопка «Get started» одной из первых бросается в глаза, когда заходишь на сайт Squarespace.

При использовании в качестве доминирующего цвета – например, для создания фона – черный может вызывать оригинальные ассоциации. С его помощью легче добиться ощущения изысканности и загадочности в дизайне.

Белый цвет в психологии: здоровье, чистота, целомудрие

Белый цвет часто связывают с непорочностью, чистотой и добродетелью. Используя ассоциации белого цвета со здоровьем или разработкой инноваций, можно подчеркнуть безопасность продвигаемого продукта из области медицины или высоких технологий.


Белые участки создают пространство вокруг элементов дизайна, помогая подчеркнуть их или отделить друг от друга.

В дизайне белый превосходно оттеняет соседствующие с ним цвета, что делает его популярным в качестве вторичного цвета. Правильное использование белого поля – это мощный дизайнерский инструмент. Вспомним, к примеру, страницу поиска Google. Белый цвет придает больше выразительности другим оттенкам.

Серый: официальность, нейтральность, профессионализм

Серый – это символ нейтральности. Он легко сочетается с другими цветами. В качестве основного фона серый цвет создает ощущение официальности, что не всегда плохо. Подобно белому, серый фон хорошо оттеняет другие цвета.


Серый обычно сочетается с более яркими цветовыми акцентами. На сайте Dropbox серый цвет используется для выделения кнопок призыва к действию.

Пол и цвет

Пока не существует определенных норм, какие цвета считать сугубо женскими, а какие мужскими. Есть лишь результаты исследований , проведенных за последние восемь десятилетий, которые позволяют сделать некоторые обобщения. И хотя данные неоднозначны, один вывод неоспорим: у мужчин и женщин разные цветовые пристрастия.


Самые любимые цвета
Наименее любимые цвета
  • Синий – самый популярный цвет как среди мужчин, так и среди женщин. При этом мужчины значительно чаще, чем женщины, используют вариации на тему синего цвета.
  • Самые непопулярные цвета у мужчин и женщин – коричневый, оранжевый и желтый. Серый – наименее любимый цвет для женщин, а фиолетовый – для мужчин.
  • Что касается оттенков и тонов, то мужчины обычно предпочитают смелые цвета, в то время как женщины чаще выбирают более мягкие оттенки.
  • Большинство людей считает, что розовый – это цвет, обожаемый всеми женщинами, но это не так. Число его поклонниц составляет небольшой процент. Таким образом, хотя в психологии цвета розовый ассоциируется с женственностью, он вовсе не является привлекательным для всех женщин.

Цвет в маркетинге и бизнесе

Роль цвета при создании фирменного стиля

При разработке философии бренда цвет занимает центральное место среди остальных факторов. Каждый цвет, который мы видим, прямо или косвенно что-то подразумевает, и это помогает повлиять на восприятие той или иной торговой марки. Некоторые цвета выходят за рамки отдельных брендов, символизируя целые отрасли, например, голубой для туристического бизнеса, зеленый для здорового питания, красный для фаст-фуда.

Нет никаких четких правил для выбора цветовой гаммы при разработке фирменного стиля. Некоторые используют привычные для своей отрасли цветовые оттенки, а другие, напротив, предпочитают идти против традиций, считая, что это помогает более эффективно привлекать внимание. Например, Virgin America решила изменить традиционную концепцию при разработке своего сайта и приложения. И хотя, возможно, это не совсем то, что ожидают пользователи от сайта авиакомпании, он, тем не менее, привлекает к себе внимание.


В приложении Virgin America для iOS нет даже намека на голубые оттенки.

Таким образом, неожиданный выбор цвета может стать эффективным приемом, который поможет привлечь внимание пользователей к вашей компании.

Цвет и оптимизация уровня конверсии

Как можно использовать знания в области теории цвета и психологии, чтобы побудить людей нажимать на кнопку? Выбор цвета для кнопки призыва к действию (CTA) – один из старейших аспектов спора относительно конверсии и оптимизации. На каждого утверждающего, что лучшим для кнопки является красный цвет, так как привлекает наибольшее внимание, найдется оппонент, уверенный в том, что лучший выбор – зеленый цвет, потому что он ассоциируется с безопасностью и побуждает к действию.

Сервис HubSpot представил результаты проведенного маркетингового исследования (A/B теста), которые показывают, как выбор цвета для кнопки призыва к действию влияет на количество зарегистрировавшихся пользователей.


A/B тестирование – наиболее эффективный и часто используемый метод маркетингового исследования.

Хотя изначально предполагалось, что зеленая кнопка будет работать эффективнее, результаты тестов показали, что у красной кнопки на 21% больше кликов. При этом HubSpot предупредил своих пользователей, что результаты теста в некоторой степени субъективны – возможно, аудитория предпочла красный, потому что это был единственный насыщенный цвет на странице сайта.

Сам по себе цвет кнопки не влияет на ее абсолютную эффективность – то, что хорошо работает на одном сайте, может быть малоэффективным на другом. Утверждение, что один цвет конвертирует лучше другого – ошибочное, потому что не существует универсального наилучшего цвета. Однако при этом все же существуют некие правила, основанные на практическом опыте, которые помогают эффективно использовать цвет в своих интересах. Одно из них – использование психологического принципа, известного как «эффект изоляции». Согласно этому принципу, люди лучше запоминают объект, который выделяется на фоне остальных «как бельмо на глазу».

Например, если в оформлении вашего сайта или приложения много зеленого, пользователи, скорее всего, не будут обращать внимание на зеленую кнопку, несмотря на то, что данные A/B теста подтвердили ее эффективность в другой компании.


Веб-сервис Evernote. Их кнопка призыва к действию «It’s Free» просто похоронена, потому что по цвету сливается с фоном. Она теряется на странице, и пользователи ее не замечают.

Иногда следует менять визуальную иерархию цветовой гаммы на странице, чтобы выделить кнопку призыва к действию. Очень важную роль играет контраст – если цвет кнопки не привлекает внимание потенциального клиента, значит, не будет регистраций/продаж.


Кнопка призыва к действию (CTA), действительно, привлекает внимание пользователей в том случае, когда контрастирует по цвету с остальными элементами страницы.

Цвет и юзабилити

Дизайн подразумевает не только красивое оформление, но и функциональность и юзабилити – пожалуй, два наиболее важных принципа для работы любого UX-дизайнера.

Цвет – это инструмент, который помогает направлять взгляд на нужные объекты. Правильный выбор цвета при разработке интерфейса не только привлекает пользователей, но и повышает эффективность работы пользовательского интерфейса.

Ограничение количества цветов

Применяя разные цвета в дизайне, следует стремиться к балансу. Чем больше цветов вы используете, тем труднее добиться сбалансированности. Использование слишком большого количества цветов – это распространенная ошибка разработчиков. Возможно, они стараются таким способом оказать максимальное влияние на пользователей и донести до них как можно больше информации, однако это может сильно запутать людей, заходящих на сайт.


Какие бы цветовые оттенки вы ни использовали, слишком большое количество цветов создает неудачный визуальный эффект.

Дизайнеры интерьеров придерживаются простого правила 60–30–10, которое хорошо работает и при разработке сайтов. Этот прием, неподвластный времени, поможет подобрать сбалансированную цветовую гамму: 60% должно приходиться на доминирующий цвет, 30% на вторичный цвет и 10% на цветовой акцент. Такое соотношение гарантирует цветовое равновесия и комфортный переход взгляда от одного объекта к другому.


Формула 60% + 30% + 10% – это залог сбалансированности используемых цветов.

Доступность цветовосприятия

Люди воспринимают цвета по-разному. Примерно 8% всех мужчин и 0,5% всех женщин страдают дальтонизмом в той или иной степени. От нарушения цветовосприятия больше всего страдает сочетание красного цвета с зеленым. Единственный способ избежать проблем – стараться не использовать эту цветовую комбинацию.

Многим дальтоникам трудно отличить красный цвет от зеленого.

Возьмем для примера распространенную ситуацию. Вы когда-нибудь получали сообщение о неправильном заполнении формы – что-то вроде «Поля, отмеченные красным, обязательны для заполнения»? Хотя для пользователей с нормальным зрением в этом нет большой проблемы, людей, страдающих дальтонизмом, такое сообщение может расстроить.


Разработчики сайтов для операции заполнения форм используют только два цвета: красный и зеленый. Но дальтоники не различают поля, выделенные этими цветами.

Как сказано в рекомендациях организации W3C, цвета не должны использоваться в качестве единственного визуального инструмента для следующих целей: передачи информации, побуждения к действию и ответной реакции, выделения визуального элемента. Следуя этим рекомендациям, разработчики сайтов должны обратить внимание на некоторые моменты: ответное сообщение об ошибках должно быть более информативным, например, таким: «Адрес электронной почты, который вы ввели, недоступен»; или, возможно, следует добавить иконку рядом с полем для заполнения, чтобы привлечь внимание пользователя.


Дополнительные визуальные подсказки и встроенная проверка ошибок помогают выделить неверно заполненное поле.

Есть несколько способов, которые помогут протестировать ваш пользовательский интерфейс на доступность?

  • Сервис WebAIM поможет с проверкой цветовых сочетаний.
  • Использование графического редактора Adobe Photoshop поможет откорректировать изображения с помощью Color Universal Design. Это обеспечит доступность графической информации для людей с нарушением цветовосприятия, в том числе и цветовой слепотой.

Заключение

Мы рассмотрели несколько факторов, связанных с цветом, которые могут повлиять на работу пользовательского интерфейса вашего сайта или приложения. Но нам так и не удалось ответить на вопрос: «Как найти правильный цвет?». Но вы, возможно, уже догадались, что «лучшего» для конверсии цвета вообще не существует. Один цвет способен не на многое. Самое важное: какие вы выбираете цвета и как сочетаете их между собой.

Если ваша цель – повысить уровень конверсии, то вам не обойтись без серьезного анализа информации: что на самом деле нужно пользователям, какая формулировка или стиль речи для них наиболее доступны, какой способ покупки товаров они предпочитают. Правильно разработанный сайт – это такой сайт, который устраивает пользователей.

Цвет не просто существенно влияет на визуальное восприятие. Цвет – это инструмент, который широко применяется в маркетинге. Результаты многочисленных исследований подтверждают, что цвета воздействуют на потребителей. Разные цвета, стимулируя отделы головного мозга, провоцируют разные эмоции: от волнения до спокойствия. Используя этот психологический фактор, бренды научились привлекать целевую аудиторию. А как вы используете цвет в маркетинге?

Как цвет влияет на человека

Красный

  • Стимулирует аппетит, часто используется фастфудами.
  • Вызывает ощущение срочности, безотлагательности.
  • Часто применяется во время полных распродаж.
  • Ассоциируется с движением, эмоциональным возбуждением и страстью.
  • Моментально привлекает внимание.
  • Физически стимулирует организм, вызывает нервные импульсы, повышает кровеносное давление и ускоряет ритм сердечных сокращений.

Синий

  • Предпочтительный цвет для мужчин.
  • Ассоциируется со спокойствием, водой и надежностью.
  • Вызывает ощущение безопасности и чувство доверия по отношению к бренду.
  • Сдерживает аппетит, стимулирует продуктивность.
  • Самый популярный цвет для офисов и консервативных брендов.
  • Успокаивающе действует на сознание, вызывает чувство умиротворения.
  • У детей этот цвет ассоциируется со взрослением.

Зеленый

  • Ассоциируется со здоровьем, спокойствием и природой.
  • Также ассоциируется с деньгами, состоятельными людьми или успешными брендами.
  • Применяется для оформления интерьеров магазинов, способствует расслаблению.
  • Часто применяется для пропаганды ответственного отношения к окружающей среде.
  • Зеленый ассоциируется с гармонией, способствует достижению баланса между телом и эмоциями, дарит решимость.

Фиолетовый

  • Ассоциируется с верностью, мудростью и уважением.
  • Стимулирует отделы мозга, отвечающие за решение определенных задач и творчество.
  • Часто используется в косметической индустрии, особенно для продукции, направленной против старения.
  • Популярен у креативных и оригинальных брендов, сервисов.

Желтый

  • Вселяет оптимизм и жизнерадостность
  • Используется для привлечения импульсивных покупателей и созерцателей витрин.
  • Стимулирует логические центры мозга, вызывает энтузиазм.
  • Если применяется излишне часто, может вызвать чувство беспокойства.

Черный

  • Ассоциируется с властью, силой, мощью, стабильностью.
  • Часто используется как символ интеллекта.
  • Применяется как способ уменьшить размер чего-либо.
  • Чрезмерные вкрапления черного действует на человека угнетающе.

Серый

  • Символ практичности, постоянства и солидарности.
  • Избыточное присутствие зачастую вызывает ощущение незначительности чего-либо.
  • Серый несколько сглаживает эмоции, связанные с возрастным кризисом, депрессией или смертью.

Белый

  • Белый - это ощущение безукоризненности, чистоты и безопасности. Нейтралитет.
  • Отсутствие чего-то конкретного (используется, когда нет необходимости вызывать какие-то специфические эмоции, провоцируемые определенными цветами).
  • Может послужить сигналом к творческому порыву.
Правильное применение теории цвета

Выбор контраста

Контраст снижает нагрузку на зрительное восприятие и фокусирует внимание пользователя на специфических предметах.

One-stop fashion

  1. Выбор строгих, дополняющих друг друга цветов, упрощает чтение
  2. Цветовая схема, в которой какой-то определенный элемент является наиболее светлым, предотвращает перенапряжение глаз за счет фокусировки внимания.
  3. Недостаток контраста между элементом дизайна и фоном неизбежно приводит к зрительному напряжению.
  4. Актуальный дизайнерский тренд – фон в очень светлой цветовой гамме, текст и прочие элементы - темные. Или же наоборот…

Цветовой резонанс определяет настроение вашего веб-дизайна

  1. Выбор более светлых цветов передает энергетику бренда пользователям, поэтому так проще вызвать у потенциальных клиентов обратный отклик.
  2. Если сайт заполнен контентом, и желательно, чтобы читатели сосредоточились на нём, лучше выбрать более нейтральную или темную цветовую схему, расслабив пользователя.

Разные цветовые схемы - разный эффект

Черно-белая

Используйте один цвет в разных вариациях, добавляя по мере необходимости оттенки и полутона. Щадящий для глаз вариант. Применяется, когда дизайн продукции или веб-сайта выполнен в традициях минимализма.

Дополняющая

Используйте два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Такой подход, как и предыдущий, не создает излишнюю нагрузку на зрительное восприятие. Зачастую эту схему в целях большего цветового разнообразия применяет печатная пресса.

Трехцветная

Гармонизирующий эффект; схема популярна среди веб-дизайнеров. К ней стоит прибегнуть, если требуется мощное воздействие визуальной составляющей веб-сайта.

Каких результатов можно добиться с помощью цвета в маркетинге?

Цвет бренда оказывает влияние на потребителя при покупке продукции

  • 3% обращают внимание на текстуру продукта
  • 1% потребителей принимают решение о покупке, судя по запаху или звуку
  • 93% ориентируются на внешний облик

Цвет может оказаться единственной причиной для совершения покупки

  • 84,7% клиентов считают, что цвет является “козырем” бренда
  • 52% не возвращаются в магазин, если им не нравится его эстетическая составляющая.
  • 80% покупателей полагают, что цвет оказал влияние на популярность бренда
Цвет и крупные корпорации
McDonald’s

Красный и желтый - цвета, которые дети любят больше других.

Красный

Используется как стимулятор аппетита, чувства безотлагательности, заставляя тем самым клиента быстро сделать заказ и незамедлительно уйти из заведения общепита.

Желтый

Жизнеутверждающий, оптимистичный цвет. Символ в виде желтой буквы «M» способствует позитивному восприятию бренда McDonald’s, и служит графическим дополнением к слогану «I’m lovin’ it».

Талисман

Талисман корпорации Рональд Макдональд - клоун в желто-красной одежде - источник радостных эмоций у детей.

Комбинация цветов также может стимулировать потребление и ускорить оборот клиентов.

Starbucks

Зеленый

Единственный всемирно известный бренд, у которого зеленый - основной цвет.

Русалка

Образ русалки в качестве логотипа - еще один повод для ассоциаций с природой.

Расслабляющий эффект

Способствует снятию напряжения, релаксации. Зеленый как приглашение выпить чашку кофе и отдохнуть.

Fanta Orange

Оранжевый

Жизнеутверждающий и теплый, служит приманкой для импульсивных покупателей, которых влекут яркие краски.

Фанта

Производитель экспериментирует с ингредиентами, пытаясь добиться большего вкусового разнообразия. Поэтому в дальнейшем можно ожидать появления в ассортименте напитков Fanta всевозможных цветов радужного спектра.

Любимый напиток

Существуют и другие вкусовые и цветовые вариации этого напитка, но именно Fanta Orange генерирует до 70% общего объема финансовых поступлений.

Свет и цвет воздействуют на психику человека, влияют на восприятие объекта и отношение к нему. Цвет способен как выразить настроение человека, так и вызвать или сформировать определенную эмоцию, чувство, ассоциацию или состояние.

Люди определяют любимый цвет бессознательно, отталкиваясь от настроения и эмоционального фона.

Красный цвет нравится страстным и импульсивным личностям. Синий – цвет уравновешенных и спокойных людей. Желтый цвет любят люди веселые и энергичные. Зеленый – цвет гармоничных и искренних личностей. Фиолетовый – цвет загадки и тайны, его часто выбирают творческие личности и люди с хорошо развитой интуицией. Любимый цвет человека может многое рассказать о нем.

Воздействие цвета

Цветотерапия воздействие цветом на психику в целях улучшения физического и душевного состояния, способное успокоить, взбодрить, придать уверенности в себе, вдохновить и тому подобное в зависимости и выбранного цвета. В рекламе используют побудительные, стимулирующие совершить покупку свойства цвета и света.

Цвет оказывает воздействие не только на сознательном, но и на бессознательном уровне . Так, желтый цвет бессознательно ассоциируют с солнечным светом, зеленый – с травой, а голубой символизирует небо. Любой цвет вызывает тот или иной стереотипный ассоциативный ряд.

Красивые, яркие, гармоничные изображения привлекают внимание, вызывают позитивные ассоциации и эмоции. Тусклые, темные и нечеткие изображения не рождают ни интерес, ни желание рассматривать их долго.

Цвет формирует не только эмоциональное отношение к предмету, но и позволяет сделать выводы о его размере, массе, удаленности, температуре.

Так, предмет красного цвета воспринимается как более теплый, близкий и большой, чем тот же предмет синего цвета. Цвета принято разделять на «теплые» и «холодные» по этому принципу.

Эти и другие особенности цвета и света, а также их влияние на психоэмоциональное состояние человека учитывается при создании визуальных образов в рекламе.

Знание психологии цвета позволяет найти способ показать рекламируемый товар с лучшей стороны, а также «приукрасить» его, сделав привлекательнее и ярче.

Вид рекламы, в которой информация воспринимается преимущественно зрительно – визуальная реклама . Это баннеры, плакаты, вывески, брошюры, листовки и многие другие носители, предназначенные для размещения подобного рода информации. На них можно увидеть позитивное и привлекательное изображение товара, «картинку», которая вызывает желание приобрести рекламируемый продукт.

Во многих супермаркетах полки с продуктами питания дополнительно освещаются для того, чтобы товар выглядел аппетитнее и свежее. В этих же целях используют более грубые средства манипуляции. Например, яблоки и другие фрукты натираются воском, чтобы они блестели и казались более красивыми.

Значение цвета в контексте рекламы

Красный цвет подталкивает к принятию решения купить товар быстро, необдуманно, импульсивно. Предмет красного цвета не только привлекает внимание, но и способен заставить человека зафиксировать взгляд, сконцентрироваться на изучении объекта.

Красный цвет самый эффективный цвет в рекламе. Это «кричащий» цвет, сигнал «Внимание!» и «Стоп!». Товар красного цвета как бы говорит: «Не проходите мимо! Скорее купите меня!».

Но чрезмерное использование красного цвета в рекламе делает ее неприятной, вызывает раздражение и даже агрессивную реакцию.

Этот цвет часто используют при изготовлении продукции, призванной разжечь желание, страсть или сексуальный интерес. Вещи красного цвета считаются «вызывающими», будто красный автомобиль или красная помада.

Синий цвет помогает сконцентрироваться и принять серьезное решение. Это цвет надежности и гарантий. Он как бы «заверяет» покупателя, что товар хороший, надежный, долговечный. Этот цвет не вызывает отрицательные эмоции и считается одним из лучших цветовых решений в рекламе. Его используют очень часто производители различной продукции, от продуктов питания до бытовой техники.

Розовый цвет – цвет детства и романтики. Его очень часто используют в рекламе товаров для детей, женщин, влюбленных. Розовый цвет нередко присутствует в рекламе косметической и кондитерской продукции. Это цвет праздника и беспечности.

Оранжевый цвет вызывает желание активно действовать и вселяет оптимизм, жизнерадостность. Его часто используют в рекламе ремонтных и строительных работ, а также услуг, связанных с развлечениями и образованием.

Зеленый цвет уместен в рекламе медицинских товаров, клиник, аптек и других медицинских учреждений. Это целительный цвет, он оказывает лечебное воздействие на организм и психику. Также зеленый цвет это цвет натуральной, природной, экологически чистой продукции. Его часто используют в эмблемах природоохранительных организаций и движений.

Фиолетовый цвет способствует развитию креативности, поэтому его часто используют в рекламе товаров для творчества, красоты, а также продукции, связанной с магией и мистикой.

Перечисленные цвета наиболее часто используются в рекламе. Другие цвета, такие как белый, черный, коричневый, бежевый, бирюзовый и другие используются как дополнительные и вспомогательные.

Наиболее эффективными в контексте рекламы являются сочетания :

  • черного и белого,
  • черного и желтого,
  • белого и синего,
  • синего и желтого,
  • зеленого и белого,
  • красного и белого.

Психологами установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создает творческую атмосферу, успокаивает и улучшает общение людей между собой.

Цвет существенно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека. Цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека, а именно:

  • вызывают психологическую реакцию;
  • подчеркивают качество, настроение, чувство; создают теплую или холодную среду; отражают времена года и т.д.;
  • имеют физиологические последствия, как положительные или отрицательные оптические раздражители;
  • прикасаются к ощущениям: удовлетворение, приятный внешний вид и т.п.;
  • «взывают» к чувствам: придают объемность среде и предметам.

Как показывают специальные исследования, 80% цвета и света «поглощаются» нервной системой и только 20% — зрением.

Когда видишь хорошие рекламные фильмы, листаешь буклеты, разглядываешь плакаты, непременно обращаешь внимание на выразительность цветовых и пространственных решений. Все продумано до мелочей. Все очень красиво, все работает на цель — привлечь внимание, заинтересовать рекламируемым товаром. Цвет и форма эмоционально воздействуют на человека.

Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или возбуждать и тревожить.

Влияние цвета на потребительский выбор можно проиллюстрировать следующим экспериментом. Домохозяйкам дали продегустировать четыре чашечки кофе, стоящие рядом с коробками коричневого, голубого, красного и желтого цвета. Кофе во всех чашках был одинаковый, но дегустаторы об этом не знали. Результаты: 75% испытуемых отметили, что кофе, стоящий рядом с коричневой коробкой, по их мнению, слишком сильный. Около 85% испытуемых сочли кофе, стоящий рядом с красной коробкой, самым ароматным и вкусным. Почти все утверждали, что кофе, стоящий рядом с голубой коробкой, мягкий, а тот, что стоял рядом с желтой коробкой — слабый.

Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет означает или символизирует:

  • красный : в Америке — любовь, в Китае — доброту, праздник, удачу, в России — высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии — жизнь;
  • желтый : в Америке — процветание, в России — солнечность и разлуку; в Сирии — траур, смерть, в Индии — великолепие,
    в Бразилии — отчаяние;
  • зеленый : в Америке — надежду, в Китае — роскошную жизнь, в Индии — мир и надежду;
  • голубой : в Америке — веру, в Индии — правдивость, в Китае - один из траурных цветов;
  • синий : в России — ночной покой;
  • фиолетовый : в Индии — печаль и утешение, в Бразилии - печаль;
  • белый : в Америке — чистоту и мир, в Китае — подлость, опасность, траур; в Европе — молодость;
  • черный : в Америке — символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае — честность.
Наиболее популярны цвета:
  • красный: в России, Ираке, Мексике, Норвегии;
  • оранжевый: в Голландии;
  • желтый: в Китае;
  • зеленый: в Австрии, Болгарии, в Мексике, Австралии, Ирландии, Египте;
  • голубой: в Индии;
  • белый: в Мексике;
  • коричневый: в Болгарии.

Огромное внимание влиянию цвета на восприятие человека и его психическое состояние уделял швейцарский психолог Макс Люшер . Он установил, что определенный цвет вызывает у человека вполне определенные эмоции . Например, желто-красные тона создают чувство взволнованности, возбуждения, активности. Синие, серые цветовые тона, напротив, действуют успокаивающе.

Черный или серый цвет обладает значением изысканности, культурности. Он как бы противостоит всей гамме вульгарных красок. Но одновременно все активнее выступает яркий цвет как знак эмансипации, каникул, свободы. Цвет становится важным элементом общего решения внешнего вида вещи и ее рекламного образа. Краски соотносят друг с другом и со средой и именно это имеют в виду, когда говорят об их «функциональности».

В ряде европейских стран все более отчетливо усиливается противостояние табачной и алкогольной рекламе, в том числе и путем ограничения цветовых решений. Известны случаи, когда законодательным порядком табачная и алкогольная реклама допускается исключительно в черно-белом цветовом оформлении.

В перечислении возможных вариантов покупательского поведения крупный шрифт красного или голубого цвета на белом фоне будет описывать желательное поведение, а мелкий черный шрифт в том же ряду — нежелательное. С точки зрения психологической эффективности наиболее удачны желтый, бирюзовый, сине-фиолетовый и рубиновый цвета.

Считается, что если цвета, наиболее часто встречаемые в магазинах России, расположить по степени воздействия на внимание покупателей, то распределение по степени эффективности привлечения внимания будет следующим (в %):

сине-фиолетовый — 100;
темно-синий — 90;
бирюзовый — 85;
интенсивно-лимонный — 60;
черный — 47;
темно-фиолетовый — 42;
желтый — 22;
голубой — 17,5;
синий — 14,5;
коричневый — 9,5;
рубиновый — 7,5;
красно-розовый — 3,5.

Считается, что у всех цветов есть дополнительные свойства, присущие им от природы либо приписываемые образом, в котором они используются. Приведем некоторые медицинские, физиологические и психологические характеристики цвета:

красный: теплый и раздражающий, стимулирует мозг, символ опасности и запрета, показывает деятельный настрой. «Уменьшает» поверхность, окрашенную в этот цвет, и создает чрезмерную напряженность. Красный выбирают люди эмоциональные, влюбчивые, сексуальные. На малых поверхностях может сочетаться с бирюзовым или серым;

оранжевый: жизнерадостный, импульсивный, учащает пульс, создает чувство благополучия, свидетельствует о реализме. Его теплота, часто в сочетании с синим как дополнительным цветом, делает его приемлемым на небольших поверхностях, особенно для такой «холодной» по своей природе продукции, как инструменты, машинное оборудование и т.п.;

желтый: стимулирует мозг, привлекает внимание и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Желтый, оранжевый цвета выбирают жизнерадостные, импульсивные люди. Яркость этого цвета вызывает нарушение психического равновесия, поэтому его не рекомендуется использовать на больших поверхностях и лучше применять в сочетании с зеленым;

теплый желтый (цвет яичного желтка): дружеский, теплый, приятный;

светло-желтый (лимонный): холодный, «кислый», отталкивающий, вызывает чувство незначительности, бесцветности;

золотистый: олицетворяет стремление к власти и демонстрации своего превосходства;

зеленый: успокаивает, снимает боль, усталость, уравновешивает, олицетворяет свежесть и естественность. Зеленый выбирают люди способные и уравновешенные. Сам по себе вызывает ощущение «обделенности» и создает вялую атмосферу, поэтому должен
использоваться в сочетании с белым или синим;

голубой: антисептичен, эффективен при невралгических болях;

синий: создает внутреннюю силу и гармонию. Синий выбирают люди меланхоличные и разочарованные. Свежесть этого цвета в сочетании с его успокоительным влиянием помещает его в ряд желательных цветов, поскольку он разряжает стресс;

фиолетовый: действует на сердце, легкие, кровеносные сосуды, увеличивает выносливость ткани, «примиряет» чувства между собой. Будучи дополнен зеленым или бирюзовым цветом, расслабляет и одновременно «провоцирует». Фиолетовый выбирают люди, в жизни которых наблюдается период неустойчивости;

белый: символизирует чистоту. Для него характерно «самоустранение» его собственной силы, поэтому его лучше использовать в сочетании с синим, красным или зеленым;

бежевый: олицетворяет «седину»;

бирюзовый: холодность этого цвета делает необходимым его использование в сочетании с красным. Таким образом он становится нейтральным и приемлемым во многих случаях;

багровый: с ним связывают полноту и насыщенность;

коричневый: вызывает ощущение стабильности и реалистическое настроение. Коричневый выбирают люди, находящиеся в периоде стабильности, но не желающие ничего менять (консервативные). «Тяжелый» по своей природе, он может быть использован в сочетании с родственными ему оттенками или темно-голубым цветом;

черный: символизирует изящество;

светло-голубой: создает холодное и отталкивающее впечатление;

розовый: ощущение слабости, пустоты, а часто и слащавости;

светло-зеленый: придает холодность окружающей среде.

Специфика высококачественных товаров и предметов роскоши лучше подчеркивается сочетанием черного с красным или золотистым. Свежесть — холодными цветами: желтым, синим или зеленым. Не случаен выбор, например, цвета зелени для молочной продукции, голубого — для продуктов моря, коричневого — для керамики, «смелых» цветов (оранжевого, например) — для промышленных товаров, ярко-синего или голубых оттенков красного — для ювелирных изделий.

По степени ухудшения восприятия цветовые сочетания располагаются в следующем порядке: синий на белом; черный на желтом; зеленый на белом; черный на белом; желтый на черном; белый на черном; зеленый на красном; синий на белом; красный на желтом; белый на синем; красный на белом; синий на желтом; оранжевый на черном; желтый на синем; зеленый на белом; оранжевый на белом; белый на зеленом; красный на зеленом; коричневый на белом; белый на коричневом; коричневый на желтом; желтый на коричневом; красный на белом; белый на красном; желтый на красном.

Специальными исследованиями установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного — на 40%.

Существенным фактором для создания нужной атмосферы при восприятии рекламируемого товара является температура цвета, которая также оказывает психологическое воздействие на покупателя. Так, если теплый белый цвет (до 500 люксов) создает спокойную и, скорее, вялую окружающую среду, более холодный и нейтральный белый цвет подчеркивает активный настрой и более приемлем для мест непосредственной продажи.

Более точной передаче цветовых оттенков при использовании осветительных приборов способствует применение специальных цветофильтров.

Обычно рекомендуется применять в рекламных целях не более двух различных цветов, которые, однако, можно разнообразить за счет родственных им оттенков, поскольку такое родство создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения.

Невозможно дать приемлемого во всех случаях рецепта применения цветовой окраски. Это связано с тем, что вызываемое цветовыми сочетаниями психологическое воздействие дифференцированно для различных людей, в поведении которых существенную роль играют культура и традиции.

Человек, обладая совершеннейшей системой цветовосприятия, разработал различные способы использования цветов для личных и профессиональных нужд, а также в целях развлечения.

© В.И. Шуванов

Важнейшее значение для эффективной рекламы имеет свет и цвет. Психологи считают, что свет бросает вызов человеку, призывает его к действию. Оттенки освещения вызывают у него различные настроения. Сочетание различных осветительных элементов должно обеспечить такую игру света и тени, чтобы способствовать показу товара в более выгодном свете, и наоборот, ослабить восприятие наименее эффективных его атрибутов.

Психологические исследования показали, что витрина магазина с освещением в 800 люксов вызвала интерес у 5 из 100 прохожих, при освещенности в 1200 люксов «задержались» 20 человек, а освещенность в 2000 люксов привлекли внимание уже 25 прохожих. Установлено: чем слабее источник света, тем гуще вызываемая им тень, результатом чего является утомление посетителя в его стараниях рассмотреть светлые и затемненные стороны рекламируемого товара.

Занимаясь подготовкой плаката, буклета или другой печатной рекламы, очень важно хорошо продумать дизайн: правильно расположить текст, найти эффектную картинку и выбрать ту цветовую гамму, на фоне которой реклама товара будет восприниматься наилучшим образом.

Согласно результатам, полученным в ходе многочисленных психологических экспериментов, учеными был сделан вывод, что цвет определенным образом влияет на восприятие человеком веса тела, температуры помещения и оценку удаленности объекта.

Так, красный, желтый, оранжевый цвета визуально приближают предмет, увеличивая его объем и как бы «подогревая» его. Голубой, синий, фиолетовый, черный - визуально отдаляют объект, уменьшают и «охлаждают» его. Поэтому, выбирая тот или иной цвет для рекламы товара, следует оценить его с точки зрения этих параметров.

Восприятие цвета зависит от эмоционального состояния человека. Именно этим объясняется то, что человек, в зависимости от своего эмоционального состояния, расположен к одним цветам, равнодушен к другим и не приемлет третьи. Эти закономерности открыл Макс Люшер в середине XX века. Создавая свой цветовой тест, Люшер исходил из того, что восприятие цвета у человека сформировалось в результате образа жизни и взаимодействия с окружающей средой на протяжении длительного периода исторического развития.

Сначала жизнь человека определялась главным образом двумя факторами, не подлежащими произвольному изменению: ночью и днем, светом и тьмой. Ночь означала условия, когда активная деятельность могла прекращаться. День требовал активных действий - поиска пищи, элементарного обустройства. Отсюда темно-синий цвет ассоциировался с ночным покоем, а желтый - с солнечным днем и его заботами. Красный цвет напоминал о крови, пламени и связанных с ними ситуациях, требующих высокой мобилизации, активности.

Отношение к цвету определялось характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость, а любое проявление жизнедеятельности, в свою очередь, всегда сопровождалось тем или иным эмоциональным состоянием. Поэтому и отношение к цвету всегда было и остается эмоциональным.

Кроме того, Люшером был сделан еще один важный для рекламной индустрии вывод - цвет не только вызывает соответствующую реакцию человека в зависимости от его эмоционального состояния, но и определенным образом формирует его эмоции.

Семантика цвета

Красный - настраивает на решительность, способен вызвать у человека сильное желание совершить тот или иной поступок и, применительно к теме нашего разговора, сделать энергичное усилие и купить, к примеру, рекламируемый товар. Данный цвет, как никакой другой, способен быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете рекламы. Семантика этого цвета - «внимание, не проходите мимо, действуйте ради действия: дерзко, необдуманно, поддайтесь первым чувствам» . Красный цвет также обладает и определенным сексуальным зарядом. Это особенно необходимо учесть тем, кто рекламирует продукцию, адресованную мужчинам, для которых красный цвет всегда был знаковым.

Однако не стоит излишне переоценивать этот цвет: он хорош в меру. Так, небольшая деталь объявления или каталога, выделенная красным, будет уместна и сразу привлечет к себе внимание, в то время как чрезмерное его использование способно вызвать у потребителя агрессивность и даже раздражение предметом рекламы.

Оранжевый - помогает вызвать прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус. Древние считали его цветом здоровья и творчества. Данный цвет лучше всего использовать в рекламе медикаментов, детских товаров, а также услуг в области здравоохранения и образования. Оранжевый цвет прибавляет активности, но при этом дает ощущение внутреннего равновесия и душевной гармонии.

Желтый - настраивает на коммуникабельность. Это цвет открытости и общительности. А еще он помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, обрести внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение. Кроме того, желтый способен «наделить» предмет интеллектом, поэтому, например, рекламу товаров типа «хайтек» лучше всего сделать в желтом цвете. Этот цвет будет удачен в рекламе детских товаров, услуг туристических фирм, а также рекламных и PR-агентств.

Зеленый - все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное, расслабляющее действие. И будет уместен и эффективен в рекламе медикаментов, водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, ветеринарных лечебниц, центров здоровья и охраны окружающей среды.

Розовый - прекрасный помощник в сфере личных отношений: он усиливает чувства, делает нас более внимательными, ласковыми и чуткими. Диапазон использования этого цвета может быть самым широким: от рекламы парфюмерной продукции, товаров для женщин и детей до услуг брачных агентств и семейных центров.

Голубой - тоже настраивает на область чувств, но более возвышенных, скорее платонических, нежели приземленных. Это цвет дружеской привязанности, родства душ. Голубой - цвет мира и всеобщей гармонии. Он дает возможность почувствовать незримую связь со Вселенной и способен придать предмету целостный вид, а вопросу или делу - глобальность и благоприятный исход.

Синий - помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не разбрасываться. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет к себе внимание и, в отличие от красной, никогда не вызовет отрицательных эмоций.

Фиолетовый - цвет внутренней сосредоточенности. Этот цвет способствует внутреннему углублению: он поможет абстрагироваться от всего ненужного в данный момент и сконцентрироваться на главной проблеме. Еще одна интересная деталь - фиолетовый хорошо стимулирует работу мозга и способствует решению творческих задач. Не случайно фиолетовый так любим людьми творческими. Поэтому, если вы рекламируете товар, с помощью которого хотите подчеркнуть креативность товара или ориентированы на предоставление услуг творческой элите, деталь в фиолетовом будет просто необходима!

Черный - цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться, замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. В то же время данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира. Именно поэтому данный цвет в печатной рекламе лучше не использовать. Эта рекомендация, разумеется, не распространяется на шрифт и таблицы. Как раз в отношении их-то, за редким исключением, лучше не экспериментировать.

Белый - цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем его многообразии. А еще этот цвет хорош тем, что не несет никаких неприятных ощущений. Стоит лишь заметить, что моноиспользование данного цвета в печатной рекламе способно создать нейтральный эффект, когда потребителю рекламы просто сообщается информация о товаре, без установления каких-либо акцентов и приоритетов.

Интересно, что отношение к цвету в каждой стране свое, и существует даже своя национально-культурная специфика, которую необходимо учитывать, занимаясь разработкой рекламной кампании в той или иной стране.

В Америке красный цвет ассоциируется с любовью, желтый - с процветанием, зеленый - с надеждой, голубой - с верностью, белый олицетворяет чистоту, спокойствие, мир, а черный - символ сложности и чрезвычайной ситуации. В Австрии наиболее популярным является зеленый цвет, в Болгарии - темно-зеленый и коричневый, в Пакистане - изумрудно-зеленый, а в Голландии - оранжевый и голубой.

В целом, чем ближе к Востоку, тем большее значение придается символике цвета. Так, в Китае красный цвет означает доброту и отвагу, черный - честность, а белый, в отличие от общепринятого европейцами символа чистоты и святости, ассоциируется с подлостью и лживостью. Поэтому, занимаясь разработкой рекламной кампании, скажем, в Китае, нужно правильно выбрать цветовую гамму, иначе $сть шанс быть неправильно понятым.

Что касается России, то излюбленным цветом у нас всегда был красный, который испокон веку ассоциировался с богатством и любовью. До сих пор ключевыми цветами, украсившими российский флаг, остаются красный, белый и синий (символ чистоты и духовного совершенствования) .

Интересна символика цвета в Японии, хотя здесь все несколько сложнее из-за того, что многое зависит и от формы цветового изображения. Очень любопытны данные относительно влияния цветовых и графических решений на эмоции человека. Принято считать, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидностью, а изогнутые - с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо только при определенных условиях. Например, чем чаще вертикальные и горизонтальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для их изображения, тем более неприятные ощущения они производят.

Незамысловатые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других. Наиболее сложно воспринимаются фантастические, изощренные формы, лишенные явных ассоциаций. Они привлекают внимание, но способны вызвать непредсказуемое отношение.

Установлено, что символика отражения формы соответствует реальным ощущениям. Например зигзагообразная линия «^» передает впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии. Так все народы графически изображают молнию. Несбалансированные формы вызывают ощущения дискомфорта, незавершенные формы человек стремится мысленно дорисовать, достроить.

Сильное эмоциональное воздействие определенных форм и цветовых сочетаний было замечено и освоено еще в глубокой древности. Цвет и форма целенаправленно использовались в психотерапевтических целях. Восприятие цвета и эмоциональное к нему отношение зависит главным образом от эмоционального состояния человека. Оказалось, что определенным эмоциональным состояниям человека соответствуют его устойчивые отношения к цвету, цветосочетаниям: одному цвету отдается предпочтение, другой не вызывает особых эмоций, третий вовсе отвергается.

Цвет Символ зрительно-чувственного восприятия
Расстояние Размер Температура Душевное настроение Гигиеническое воздействие
Зеленый далекий уменьшает нейтральный, очень холодный очень спокойный свежий
Красный близкий увеличивает теплый раздражающий, тревожный -
Оранжевый очень близкий увеличивает очень теплый увлекательный, возбуждающий -
Желтый близкий - очень теплый увлекательный, возбуждающий -
Коричневый очень близкий - нейтральный - грязный
Фиолетовый очень близкий - холодный агрессивно тревожный, обескураживающий -
Рассказать друзьям