Что толкает людей на измену. Что толкает человека на подвиг? А теперь перейдем к особенностям отношений мужчины с партнершей

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

По оценкам американских экспертов, около 90 процентов военнослужащих испытывают в бою страх в явной форме, часто сугубо физиологической: тошнота, рвота и т.д. А в исследованиях российских, американских, немецких и французских специалистов показано, что, по сути, воюют максимум 25 процентов солдат: ведут прицельный огонь, сознательно перемещаются на поле боя и т.п. Остальные активны лишь находясь на виду у командира. Если его нет, они прячутся в безопасное место, имитируют выход из строя техники, психическую или физическую травму, «сопровождают» в тыл раненых сослуживцев.

Американские ученые Дэвид Рэнд и Цив Эпштейн взялись, прямо скажем, за «скользкую» тему. Они решили выяснить, что толкает людей на подвиги. Ученые опросили лауреатов, которые были удостоены медалей Фонда героев имени Карнеги. Вывод удивил психологов: смелые и решительные поступки лауреатов вызваны вовсе не чувством долга или бескорыстным желанием спасти чью-то жизнь. Героические поступки люди совершали бессознательно. Они сначала действовали и лишь потом думали и осознавали, что же они сделали. Утрируя, можно вспомнить героя фильма «Живет такой парень», который так объяснил причину своего подвига: «По глупости».

Но американским ученым нужна научная версия. Если герои рисковали бессознательно, то, может быть, причина в гене альтруизма? О его открытии периодически сообщают разные научные группы. Впрочем, оппоненты возражают: нет одного гена альтруизма, как нет гена счастья, интеллекта, страха и т.д. За это отвечают целые генные ансамбли. Их еще предстоит открыть.

Когда муравьи погибают, спасая муравейник, это не альтруизм, не мораль, а видовое поведение, рефлекс сохранить генофонд,- говорит профессор психологического факультета МГУ Марина Егорова.- У человека это заложено на уровне инстинкта. Он прежде всего спасает своих родственников и только потом других людей. Спасает свои гены, чтобы сохранить потомство.

По словам Егоровой, в ряде исследований показано, что в человеке есть предрасположенность к героическому поведению. Причина скорей всего в том, что человек по своей природе социален. Постоянно живя в группе, мы вынуждены помогать окружающим, ожидая, что наше участие не останется без ответа. То есть помощь другим становится нашей привычкой. А в экстренной ситуации человек может действовать рефлекторно, спасает чью-либо жизнь, рискуя собственной. Это и есть бессознательный героизм. По сути, о нем говорили лауреаты премии, которых изучали американские ученые.

Впрочем, они особо подчеркивают, что ни в коей мере не претендуют на истину, что их выводы надо многократно перепроверять. Многое зависит от конкретных людей, от ситуации, в которой они проявили героизм, от того, что они четко запомнили. И тогда результаты могут оказаться противоположными. Но сама попытка разобраться в природе героизма заслуживает внимания.

Может ли героизм быть сознательным? В песне поется, «когда страна прикажет, у нас героем становится любой». Но любой ли? Учеными разных стран проведено множество исследований и назван перечень стимулов совершить подвиг. Они довольно очевидны: любовь к Родине, ненависть к врагу, чувство воинского долга, товарищество, взаимовыручка, страх презрения со стороны товарищей, стремление отличиться, получить награду. Каждый из них может, в принципе, подвигнуть человека на героический поступок. Все зависит от ситуации.

В любом итоговом сочинении, прежде всего, ценятся аргументы из литературы, которые показывают степень начитанности автора. Именно в основной части работы он проявляет свои способности: грамотность, рассудительность, эрудицию, умение красиво выражать свои мысли. Поэтому при подготовке важно заострить свое внимание на том, какие произведения понадобятся для раскрытия тем, и какие эпизоды помогут подкрепить тезис. В данной статье собраны 10 аргументов на направлению «Верность и измена», которые пригодятся в процессе написания тренировочных эссе, а может и на самом экзамене.

  1. В драме А. Н. Островского «Гроза» героиня оказывается перед непростым выбором между верностью закоренелым традициям города Калинова, где господствуют глупость и узость взглядов, и свободой чувства и любви. Измена – высшее проявление свободы для Катерины, бунт её души, в которой любовь побеждает условности и предрассудки, перестает быть греховной, становясь единственным спасением от удручающего существования в «тёмном царстве».
  2. «Всё проходит, да не всё забывается» — и истинная верность не знает временных границ. В рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи» героиня проносит любовь через годы, оставляя в своей жизни, полной повседневного быта, место для первого и самого главного чувства. Встретив покинувшего её когда-то возлюбленного, постаревшего и ставшего совсем чужим, она не может избавиться от горечи. Но простить давнюю обиду женщина не в силах, поскольку цена за верность несостоявшейся любви оказывается слишком высокой.
  3. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» пути верности и измены зачастую переплетены. Сохранить верность для Наташи Ростовой, в силу юного возраста и неопытности, оказалось сложной задачей. Её измена Андрею носит случайный характер и видится скорее как ошибка неискушенной в любовных делах девушки, слабой, подверженной чужому влиянию, нежели как предательство и легкомыслие. Ухаживая за раненным Болконским, Наташа доказывает искренность своего чувства, проявляя духовную зрелость. А вот Элен Курагина остаётся верна лишь собственным интересам. Примитивность чувств и пустота души делают её чуждой настоящей любви, оставляя место лишь многочисленным изменам.
  4. Верность любви толкает человека на подвиг, она же может быть губительной. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» безответная любовь становится смыслом жизни мелкого чиновника Желткова, остающегося верным своему высокому чувству к замужней женщине, которая никогда не сможет ответить ему взаимностью. Он не оскверняет возлюбленную требованиями ответных чувств. Мучаясь и страдая, он благословляет Веру на счастливое будущее, не позволяет пошлости и обыденности проникнуть в хрупкий мир любви. В его верности — трагическая обреченность на гибель.
  5. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» верность становится одной из центральных тем. Судьба постоянно заставляет героев принимать решения, от которых зависит их личное счастье. Евгений оказывается слабым в своём выборе, пасует перед обстоятельствами, в угоду собственному тщеславию изменяя дружбе и самому себе. Он неспособен взять на себя ответственность не только за близкого человека, но и за свои собственные поступки. Татьяна же, напротив, сохраняет верность долгу, принося в жертву свои интересы. В этом отречении высшее проявление силы характера, борьба за внутреннюю чистоту, в которой чувство долга побеждает любовь.
  6. Сила и глубина человеческой натуры познаются в любви и верности. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» герои, мучимые тяжестью преступлений, не способны найти утешения в мире внешнем. Друг в друге они видят отражение собственных грехов, и желание искупить их, обрести новые жизненные смыслы и ориентиры, становится для них общей целью. Каждый из них хочет услышать слова прощения от другого, каждый ищет спасения от мук совести. Соня Мармеладова проявляет мужество, отправляясь за Раскольниковым в Сибирь, и верностью своей преображает Родиона, воскрешённого её любовью.
  7. В романе И.А. Гончарова «Обломов» тема верности отражена во взаимоотношениях сразу нескольких персонажей. Любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова — это столкновение двух миров, прекрасных в своей романтичности и одухотворённости, но не способных сосуществовать в гармонии. Даже в любви Ольга верна своим представлениям об идеальном возлюбленном, которого пытается создать из сонного, бездеятельного Обломова. Она предпринимает попытки преображения героя, живущего в тесном, искусственно созданном им мирке. Агафья Пшеницына, наоборот, пытается оградить спящую душу Обломова от потрясений, поддерживая его комфортное существование в царстве беспечного семейного счастья и уюта. Она бесконечно преданна ему, и в слепом повиновении прихотям мужа, становится косвенной причиной его гибели. Верен Обломову и слуга Захар, для которого барин является воплощением подлинного героизма. Даже после смерти Ильи Ильича, преданный слуга ухаживает за его могилой.
  8. Верность – это, прежде всего, осознание ответственности, отречение от собственных интересов и бескорыстное обращение к другому человеку. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» учительница районной школы Лидия Михайловна оказывается перед сложным нравственным выбором: помочь голодающему ученику, используя при этом непедагогичный метод, или остаться равнодушной к горю ребёнка, который нуждается в её помощи. Вопрос о профессиональной этике здесь перестает быть главенствующим, уступая место состраданию и нежности к способному мальчику. Верность долгу человеческому становится для неё выше условных представлений о морали.
  9. Верность и измена — явления противоположные, взаимоисключающие друг друга. Но, так или иначе, это две разные стороны одного и того же выбора, нравственно сложного и не всегда однозначного.
    В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» герои выбирают между добром и злом, долгом и совестью. Они верны своему выбору до конца, даже тому, который приносит им немало душевных страданий. Маргарита оставляет мужа, фактически совершая предательство, но, в своей преданности Мастеру она готова на самый отчаянный шаг — заключить сделку с нечистой силой. Её верность любви оправдывает грехи, ведь Маргарита остаётся чиста перед собой и человеком, которого хочет спасти.
  10. В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» темы верности и измены раскрываются в отношениях сразу нескольких персонажей. Любовные узы тесно связывают героев друг с другом, создавая неоднозначность ситуаций, в которых сложно обрести счастье. Верность здесь разнолика: страстная преданность Аксиньи отлична от тихой безответной нежности Натальи. В ослепляющей тяге к Григорию, Аксинья изменяет Степану, Наталья же остаётся верной мужу до конца, прощая нелюбовь и равнодушие. Григорий Мелехов в поисках самого себя оказывается жертвой роковых событий. Он ищет правду, в пользу которой готов сделать выбор, но поиски осложняются жизненными перипетиями, с которыми герою не под силу справиться. Душевные метания Григория, его напрасная готовность быть верным до конца только правде и долгу – ещё одна трагедия личности в романе.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Что толкает человека на измену? Для ответа на этот вопрос стоит вспомнить,что это слово означает.

Как бы мы не осуждали других, но для каждого из нас есть своя причина измены. Есть моменты, когда каждому из нас не хватает поддержки, понимания и мы не видим другого выбора, как только пойти на такое «преступление».

Но что же является решающим аспектом в момент совершения выбора между верностью и изменой?

Большое количество литературных произведений хранят ответ на этот актуальный и по сей день вопрос, но наиболее глубоко эта проблема рассматривается в художественном произведении А. Н. Островского «Гроза».


Свекровь «сживает» девушку со свету, всячески ущемляя её права на свободу мысли и слова. Сама Катерина не уступает Кабановой, и, хоть не открыто, но протестует против её понятий о нравственности. Она не хочет мириться с «самодурной силой, которая правит этим домом. Она хочет бежать, уйти из этого мира, который так не схож с её детскими воспоминаниями о настоящем доме и семье. «Отчего люди не летают»? Здесь можно увидеть жизненный идеал Катерины. Она хочет жить, как птица, парить в небесах,

жить свободно. На самом деле любовь – это единственное, в чём женщина купеческой среды, замкнутая в кругу семейных обязанностей могла проявить свободолюбие, чего девушка не могла проявить к Тихону. И Катерина находит своё спасение в «объятиях» Бориса, единственного человека, который её понимает. Но и он не в силах ей помочь: у него недостает решимости бороться за любовь Катерины и он советует ей покориться судьбе. В каком- то смысле его тоже можно назвать предателем, который не стал бороться за свое счастье. Катерина терзается, её совесть не даёт ей покоя, ведь она совершила один из самых страшных грехов перед господом – измена мужу. Но она остается преданна своим идеалом и не за что не признает свою ошибку и не сдается Кабанихе. Героине свойственны религиозные предрассудки, которые заставляют воспринимать светлое человеческое чувство любви, как смертный грех, за который она поплатилась жизнью. Катерину можно обвинить в её поступке, назвав ее неверной женой, но мертвый уклад жизни дома Кабановых, обстановка, тирания, под которой задыхалась Катерина заставляют её совершить измену для того, чтобы хоть чуть-чуть быть счастливой. И такая жизнь длилась не долго, и вскоре пришла расплата. Девушка до конца была верна себе и, может быть, поэтому, её душа наконец освободилась.

Привести человека к такому проступку, на самом деле, может все, что угодно. И часто мы ошибочно считаем, что виновником измены является сам предатель. По моему мнению, в таких ситуациях виноваты оба. Так или иначе, но люди изменяют от безысходности, от нестерпимого желания что-то изменить в своей жизни, найти новое другое.


И мы все зависим от чужого мнения, которое так и норовит «укольнуть» побольнее, сломать тебя, подстроить под свой уклад жизни, непохожий на твой, что и делала Кабаниха. На самом деле она ни себе жизни не давала, ни другим. Те же, кто не переживает из-за совершенного предательства, обычно вовсе не имеют никаких принципов или моральных ориентиров.

В средние века во Флоренции на юных дам нашло поветрие: стало модно кончать жизнь самоубийством. Чуть ли не каждая третья знатная флорентийка порывалась то отравиться, то зарезаться. Причина - овладевшие обществом романтические умонастроения: дескать, лежит она в гробу бледная и прекрасная вся в цветах, а вокруг рыдают родственники и дюжина поклонников. Чтобы прекратить череду самоубийств, городское правление приказало всех экзальтированных дам после смерти голыми таскать за ноги по улицам города.
Эпидемия массовых самоубийств моментально прекратилась.
Безусловно, в наше время такие карательные меры приняты не будут. Однако мысль о том, как я буду выглядеть после смерти и как будут плакать над моим мертвым телом родные, приходит практически каждому потенциальному самоубийце...

Я пыталась покончить с собой три раза, - рассказывает Валерия Н., - первый раз лет в четырнадцать, потом два раза в пятнадцать. Думаю, что на самом деле мне не хотелось умирать, срабатывал звериный инстинкт самосохранения.
- То есть?
- Ну, вены вроде бы резала, но не глубоко. Так чтобы в принципе можно было остановить кровь.
- Как же вы это определяли? Ведь можно и ошибиться?
- Конечно. Но каждый раз, когда я это делала, дома были родители... естественно, они прибегали, перевязывали мне раны... У нас была довольно неблагополучная обстановка в семье, и я просто пыталась привлечь к себе внимание. Как я теперь понимаю.
- Сейчас вас суицидальные мысли не посещают?
- Нет. Мне уже за двадцать, у меня нормальный муж... Бывают, конечно, трудности, но их все можно пережить. И я очень рада, что живу.
***
- Большинство попыток самоубийства проваливаются, - рассказывает бывший работник правоохранительных органов Григорий К. - Мы часто выезжали к людям, которые не скрывали от родных своего желания покончить с собой, демонстративно глотали таблетки, вставали на подоконник, угрожая выкинуться из окна, с веревкой по дому расхаживали...
Эти люди - шантажисты. Обычно когда в дело вмешивается милиция, они вдруг понимают, что жизнь не такая уж плохая штука. Большая часть таких людей находится «под кайфом» - алкогольным или наркотическим. Если неуравновешенный человек «перебрал», это страшно для близких...
- На какие категории можно разделить самоубийц?
- Люди с расстройствами психики, люди в состоянии депрессии, аффекта и шантажисты. У людей с расстроенной психикой могут быть галлюцинации - это и толкает их на последний шаг...
- Как много среди самоубийц подростков?
- Больше половины потенциальных и состоявшихся самоубийц - моложе тридцати лет. И среди них немаленький процент подростков. Молодые люди часто шантажируют своих девушек, пытаясь повеситься или выброситься в окно. Они могут повторять свои попытки, но обычно такой человек так никогда и не решится довести дело до конца. Это просто не входит в его планы...
- Что вы делаете с такими людьми?
- Как правило, это не заканчивается какими-то серьезными мерами. Вызывают-то сначала «скорую». А потом либо врачи сообщают нам о таком вызове, либо близкие шантажиста. Врачи шантажистов обычно не забирают - чтобы отвезти человека в психиатрическую больницу, нужны основания, а эти люди здоровы. Мы обычно тоже ничего не делаем, потому как близкие отказываются писать заявление.
***
Врачи «скорой» за время своей работы на самоубийц насмотрелись вдоволь - как правило, за смену бывает не один такой вызов. Однако и доктора соглашаются, что в большинстве случаев попытки липовые - и на самом деле самоубийца таковым не является.
Самое критическое время - вечер и первая половина ночи, когда человек пришел с работы, успел выпить, задумался о смысле жизни и полез в петлю. Всплеск суицидов происходит в выходные дни и праздники, что тоже связано с большим употреблением алкоголя.
Самые популярные способы уйти из жизни - повешение, самоотравление и вскрытие вен.
Мужчин среди «суицидников» больше чем женщин, и их попытки свести счеты с жизнью намного чаще бывают удачными.
Врачи рассказывают о страшных случаях, когда они успевают откачать человека, однако он на всю жизнь остается инвалидом - например, при отравлении уксусом или неудачном повешении.
Рассказывают и о более страшных случаях, когда спасать уже поздно. И особенно ужасно, когда самоубийца - подросток или молодой человек - не алкоголик и не псих.
- Не будем говорить о конкретных случаях, но это на самом деле жуткий кошмар для родителей. Они не понимают, почему это произошло, что они сделали не так, почему ребенок, ничего не говоря, вдруг ушел из жизни...

Так все-таки почему?

Поговорив с психологом на тему подростковых самоубийств, я была в шоке. Оказалось, что потенциальных самоубийц среди нас намного больше, чем кажется. К счастью, не все они делают роковой шаг.
Комментирует ситуацию психолог, гештальт-терапевт Нина РУБШТЕЙН:
- В группу риска попадают подростки от 12 до 18 лет. Подростковые самоубийства обычно связаны с обстановкой в семье и отношениями с ровесниками.
Дети этого возраста переживают нелегкий период - самым важным для них становится их личностная оценка, индивидуальность. Проще говоря, подросток старается быть признаваемым в своей среде и это для него очень важно. Однако довольно часто возникают проблемы, что в свою очередь может спровоцировать самоубийство.
Например, нет признания со стороны противоположного пола или напротив - мальчиков не признают окружающие их мальчики. А подростки бывают весьма жестоки...
- Вы еще говорили об обстановке в семье.
- Да. Еще одна проблема, с которой может столкнуться подросток, - это непонимание в семье и непризнание его взрослыми. Кстати, такая ситуация, в общем-то, характерна и естественна для такого возраста. Хотя и переживается подростками довольно болезненно.
- То есть ребенку нужна поддержка взрослых?
- Обязательно. Необходима среда, в которой бы его понимали, и тогда подростку легче будет пережить этот период.
Однако в семье, как правило, свои сложности. Например, у подростка есть братья и сестры - в этом случае родителям сложно оказать внимание каждому ребенку в отдельности. И большее внимание приходится на младших детей, поскольку они его не просят, а требуют. Большую роль в этой ситуации играют отношения между родителями. Если они сложные, значит - взрослым не до ребенка.
Материальное положение семьи - тоже оказывает влияние на взаимоотношения. Если доход низкий, родители все силы отдают работе, следовательно внимания ребенку опять мало.
- И как же быть? Ведь в такой ситуации - чуть ли не каждая семья...
- Выход есть. Родителям нужно просто делиться с ребенком своими проблемами - не сваливать их на него, а проговаривать. И ни в коем случае не отмахиваться от ребенка: мол, без тебя забот хватает, тем более что ты маленький и все равно не поймешь...
Если в семье царит атмосфера доверия, подросток чувствует себя уверенно, даже если ему не хватает внимания. Если же семья не делится проблемами с подростком, изолирует его или все делают вид, что никаких проблем нет - ребенок чувствует ложь и порой от этого ему только хуже.
- Почему?
- Если ребенка обманывать или всеми силами беречь от реалий жизни, у него сформируется иллюзорное восприятие. И потом он выйдет в жизнь с этими иллюзиями и столкнется с тем, что все ужасно трудно, и что он не готов так жить. Подобная ситуация тоже может нести за собой суицидальные последствия.
Еще один вариант неправильного поведения родителей - когда они обесценивают все проблемы ребенка, они могут его выслушать, но тут же заявят, что все это ерунда! Мол, ты еще маленький, ничего не понимаешь, а проблема только в том, что ты должен хорошо учиться. Таким образом родители не поддерживают ценности подростка и его авторитет...
И самый крайний случай - когда родители начинают унижать подростка.
- Как это может проявляться?
- В виде постоянного контроля - родители следят, с кем ребенок дружит, с кем общается, как он проводит свое время...
Вообще надо отметить, что подростковый период - это время отделения ребенка от семьи и разделения ценностей. Однако родители, как правило, не хотят признавать, что у подростка могут быть свои ценности.
Это неприятие тесно связано с тем, что родители всячески не хотят стареть и поэтому пытаются, как можно дольше строить иллюзию, что они еще молодые, а ребенок еще маленький. Такая ситуация негативно отражается на детях - им не позволяют отделиться и от этого они чувствуют сильный дискомфорт.
Он может проявляться в каких-то крайних мерах - не прийти домой ночевать, связаться с нездоровой компанией, которая заведомо не понравится родителям. Могут быть и какие-то другие нестандартные формы самовыражения... Но все это связано с тем, что ребенок пытается отстоять собственные ценности и выработать самоуважение.
В конечном счете в таких обстоятельствах ребенку начинает казаться, что весь мир против него, и что он тут лишний. До моих ценностей никому нет дела, никто меня не уважает и никто меня не поддерживает.
Потом ребенок становится взрослым, однако эти чувства остаются, проявляется собственная неполноценность. В этом случае человек начинает принимать как свои ценности других людей - живет не для себя, а для кого-то. При этом утрачивая смысл собственной жизни.
И если вдруг такой человек оказывается изолированным от людей, которых он всегда поддерживал, он чувствует бессмысленность собственного существования.
Самоубийства взрослых людей зачастую связаны именно с этим. Например, они лишились человека, ради которого жили, а смысла в собственной жизни не видят, потому что их личные ценности давно подавлены. И к таким людям приходит пустота...

Но есть и другие причины...

Нормальная реакция человека на нарушение его физических или психологических границ - протест. Мне это не подходит, и поэтому я это отвергаю. Однако если в семье не признавали протест ребенка, и он не имел на него права, это чревато большими психологическими проблемами в будущем.
Протест никуда не исчезает, он живет, но поскольку не может вырваться во внешний мир, ребенок обращает его против себя. Начинается процесс саморазрушения. И появляется другая модель поведения: вы правы, что меня унижаете, правы, что со мной так обращаетесь, а я - такой плохой, что не имею права жить лучше. Да и жить вообще... Предварительные стадии саморазрушения можно заметить - подросток употребляет вещества, способные нанести вред его организму - алкоголь, наркотики и т. п. Меняется манера поведения - человек рискует своей жизнью, подвергает ее опасности...
Так что причина суицида в любом возрасте - собственная не ценность, не поддержка со стороны и внутренний протест.
- Можно ли по поведению ребенка сказать, что он склонен к суициду?
- Безусловно.
Например, ребенок сам себя ругает или критикует: я плохо это сделал, у меня по-дурацки это вышло. Заниженная самооценка, постоянная самокритика... Иногда низкая самооценка проявляется в унижении других. Другими словами: мое унижение настолько велико, что единственный способ почувствовать себя на высоте - унизить другого.
- Того, кто слабее?
- Естественно.
Еще стоит обратить внимание на то, как ребенок оценивает других детей. Если он всех (или почти всех) презирает, дистанцируется от сверстников, ему присуще высокомерие, - такая манера поведения также характерна для потенциальных самоубийц. Так проявляется последний рубеж защиты собственных ценностей.
Кроме того, в группу риска входят очень тихие дети, правильные и послушные. Они очень удобны для родителей и никак не проявляют себя, потому что это желание было подавлено в далеком детстве. Это могут бытьеще и вундеркинды и чемпионы, отличники и сильно заботливые дети, чья главная задача - не подвести родителей, оправдать их ожидания, доказать, что ребенок достоин любви и уважения родителей.
- Как вы считаете, любой человек в определенной ситуации может совершить самоубийство?
- Нет. Существует такое понятие, как «базовая безопасность» - это приобретенное качество, обычно сформировавшееся в раннем детстве. Если человек обладает этим качеством, значит - он способен справиться с жизненными трудностями, более того - испытания его закаляют. Если же базовая безопасность очень низкая, трудности подавляют человека.
- Вы сказали, что базовая безопасность формируется...
- Да. Она зависит от обстановки в семье, честности, отсутствия иллюзий. Родители не скрывают от ребенка, что в жизни есть сложности и даже трагедии, например, смерть. Ребенка не нужно этим запугивать, однако он должен знать, что все это норма жизни. Кроме того, ребенок должен иметь представление, что надо зарабатывать деньги, что это не просто. Что в жизни есть место конфликтам, нечестности, воровству... И это не проблемы, а жизненная данность. С этим можно и нужно справляться.
- А как, например, объяснить ребенку развод родителей?
- Сказать, что некоторые люди не могут жить вместе, потому что у них разные интересы и ценности. И чтобы не ругаться и не отравлять жизнь себе и другим, они принимают решение пожить отдельно.
Когда из развода не делают трагедию, не сваливают вину друг на друга, ребенок чувствует себя защищенным. Конечно, он воспринимает жизнь как трудный процесс, но у него есть уверенность, что из любой - даже самой сложной ситуации - можно найти выход.
Однако это утверждение абсолютно не подходит людям, у которых не сформирована базовая безопасность, которые жили в обмане, ими манипулировали и т. д. Например, мама говорит: смерти нет, сынок, собачка просто заснула. И ребенок очень долго живет в сказке... А когда попадает в реальную ситуацию - это начинается с детского садика и школы - он чувствует болезненные удары. Узнает, что есть матерные слова, что дети рождаются не из капусты, что кто-то может быть жестоким, что есть смерть... И для него эта правда оказывается жуткой, и он не может и не хочет ее принимать...
- Можно ли сформировать в себе базовую безопасность?
- Как раз этим и занимается психотерапия. Правда, процесс работы с психологом может длиться от года до семи лет. Человеку не только нужно открыть глаза на реальность, сделать так, чтобы он повзрослел, но и поработать с его эмоциями - ведь не все клиенты готовы сразу воспринять данную им информацию. Попутно приходится объяснять клиенту, что психолог работает с ним искренне, а деньги берет потому, что это вообще-то его работа... То есть довольно долгое время уходит на формирование доверия.
И только через некоторое время человек становится спокойнее, его поступки - более мотивированными, более искусными. И тогда он понимает, что все доступно и подвластно, главное знать - я могу с этим справиться.

Как поддержать потенциального самоубийцу
правильные советы

* Сочувствовать, но не жалеть.
* Если человек злится, позлиться вместе с ним, чтобы он не копил
эмоции внутри себя.
* Поддержка должна быть непосредственной.
* Можно поругаться на людей, которыми недоволен ваш близкий. Мол, ну и правда, что они с тобой делают?! Можно применять и более сильные выражения.
* Если человек страдает, плачет, жалуется, в ответ тоже можно подосадовать. В досаде больше энергии, чем в жалости.
* Не стоит давать советы. Тот, кто советует, берет на себя ответственность. Если человек поступит так, как вы ему сказали, это еще не значит, что это подействует, и в таком случае виноваты будете вы. Кроме того, чужие советы не дают человеку возможность действовать самому.
* Утешать человека не очень полезно. Если вы говорите: да не расстраивайся, это все ерунда - вы обесцениваете проблемы, которые для него вообще-то очень важны.
* Конструктивный способ помочь - рассмотреть с человеком несколько вариантов выхода из сложной ситуации - лучше три варианта и больше. Предложить их, но в вопросительной форме: а что если ты поступишь так? Или так? Это помогает человеку изучать разные возможности, анализировать развитие событий при каждом варианте, видеть минусы и, конечно, плюсы.

Катерина Измайлова – главная героиня повести Н.С.Лескова. Она ещё очень молода, но вышла замуж за мужчину в возрасте, которого совсем не любит. Заняться ей нечем. Книг она не читает, в Бога не верит, она не наделена особой духовностью и мается от скуки, пока не встречает дерзкого и красивого работника Сергея. Молодой человек сразу почувствовал слабину в характере хозяйки и той же ночью явился к ней в спальню. Катерина не смогла выгнать Сергея, более того, она с первого взгляда влюбилась в этого молодого и сильного мужчину. Но измена потому и измена, что за неё следует кара, однако Катерина не собирается быть игрушкой в руках судьбы. Она сначала отравила своего свёкра, который поймал её с поличным, а потом любовники вместе задушили внезапно вернувшегося мужа. И всё-таки наступит расплата, когда Катерину и Сергея поймают в момент убийства маленького наследника, приехавшего после смерти всех Измайловых. Каторга оборачивается адом для бывшей купчихи и хозяйки. Здесь, на каторге, Сергей изменяет своей бывшей любовнице с другой. Окончательно срывается Катерина, когда над нею начинают в открытую издеваться Сергей и Сонетка. В отчаянии молодая женщина пытается убить свою счастливую соперницу и гибнет вместе с ней в бурных водах холодной сибирской реки.

2. Л.Н.Толстой «Анна Каренина»

Главная героиня романа встречает молодого офицера Вронского. Кажется, случайная встреча, она никак не может повлиять на семейное счастье Анны. Она любит своего немолодого, но очень правильного супруга, у них растёт замечательный сын. Но страсть захватывает молодую женщину, и она, поправ все законы, предаётся страсти. Каренин давно заметил необычное поведение жены и не раз делал ей замечания. Однако Анна надеялась, что страсть пройдёт. Даже когда она чуть не умерла во время родов дочки от Вронского, она принимает решение вернуться к мужу. Такое состояние дел никого не устраивает. Анна страдает от чувств к Вронскому и не может жить с нелюбимым мужем, который её раздражает. Побег за границу был недолгим счастьем в её жизни. По возвращении из Европы Вронский начинает тяготиться Анной, которая стала подозрительной, ревнивой. Он ведёт прежнюю светскую жизнь, а Каренина не может выйти из дома, чтобы не почувствовать презрительные взгляды окружающих. Итогом этой измены становится самоубийство доведённой до отчаяния женщины.

3. М.А.Шолохов «Тихий Дон»

Григорий Мелехов полюбил соседку Аксинью Астахову. Молодая женщина, хотя и была замужем, счастья в её жизни не было. Красота Аксиньи стала её роком. Отец изнасиловал собственную дочь в шестнадцатилетнем возрасте. Это событие стало причиной вечной ревности Степана, его постоянных побоев. В результате у Аксиньи были выкидыши, она не могла родить ребёнка, а когда родился сынок, он не дожил до года. Григорий начал ухаживать за ней «с бугаиной настойчивостью», но молодая женщина сопротивлялась, как могла. Пыталась отбиваться, проявлять строгость. Однако сдалась. Любовь-страсть разгорелась с неистовой силой, она «гордо и высоко несла свою счастливую, но срамную голову». Можно ли считать измену мужу Степану изменой. Я считаю, что формально да, это измена. Но как прожить жизнь и не испытав любви – настоящей любви, ради которой и умереть - счастье. А время покажет, что именно Аксинью Григорий полюбил на всю жизнь.

Рассказать друзьям