Пост в Рамадан: женские вопросы. Как держать уразу, что и в каком количестве есть во время сухура и ифтара: советы врача Можно ли держать уразу если кормишь ребенка

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Можно ли держать уразу во время месячных? Однозначный ответ – Нет! Тогда, как поступить женщине по воле Аллаха. Ураза – мусульманский пост, совершаемый в любой день, кроме праздников. В этом особых трудностей не предусматривается. Женщина может поститься перед или после месячных. Основная трудность в большом посте – на 9 месяц Рамадан по исламскому календарю. Поститься необходимо 29 дней. Месячных, в таком случае, женщине с нормальным менструальным циклом не избежать. Почему существует запрет? В чем заключается ураза во время Рамадана?

Мусульмане руководствуются предписаниями Крана, в котором отмечено:

  • Всем верующим в Аллаха, его посланника следует поститься определенное количество дней. Соблюдать пост считаные дни нужно в обязательном порядке.
  • Если по причине болезни, нахождения в пути не может соблюсти пост, продолжить его необходимо в другое время, чтобы достигнуть необходимого количества дней.
  • Считается, что в месяц Рамадан людям была послана Аллахом книга – Коран. Верное руководство образа жизни. Поэтому весь месяц – Великий пост, состоящий из 29 –30 лунных дней. Очень важно соблюдать пост именно в этот месяц года.
  • Аллах и его посланник следят за тем, чтобы верующие четко придерживались правил поста. Кто их нарушит – будет искупать грех.
  • На протяжении всего времени поста необходимо совершать добрые дела, раскаиваться в прежних грехах, восхвалять Аллаха, соблюдать предписание Корана.
  • Запрет касается принятия пищи, веселья, секса в светлое время суток. За 2 часа до восхода солнца, за столько же времени до заката верующим нельзя принимать пищу, питье. В другой части дня можно кушать. Причем ограничения в рационе нет.
  • Во время поста можно вступать в близость с женами. Поскольку Аллах увидел в этом основную слабость человечества, заранее простил проступки. Хотя воздержание от половых связей в месяц Рамадан приветствуется.

В других источниках по поводу половой близости во время поста существует иная информация. Возможно, касается пар, не состоящих в браке. Запретными действиями во время поста считаются:

Специфика поста заключается не в ограничении разновидности пищи, а во времени осуществления трапезы. Кушать приходится рано утром и поздно вечером. Целый день голодания.

Соблюдение поста

Ураза во время Рамадана предписана для формирования самодисциплины у мусульман. Помимо воздержания от житейских радостей, удовлетворения человеческих потребностей, верующие в Аллаха должны всячески показывать свою преданность во время поста. Уделять больше внимания духовному. При невозможности соблюдать пост, необходимо продолжить ураз в подходящее время, в недостающее количество дней.

Нарушением поста считается ураза во время менструации «хайд», при послеродовом кровотечении «нифас». Женщина должна прервать пост на время кровотечения, продолжить поститься после исчезновения кровянистых выделений. При этом восполнять пропущенное количество молитв в период поста не требуется. А недостающее количество дней ураза необходимо нагнать. Следует отметить, поститься женщина может по желанию. Если же не прекратит уразу на время месячных – это считается тяжким грехом. Беременные и кормящие не постятся. Поскольку последствия несвоевременно принятой пищи расценивается, как нанесение вреда другому человеку – ребенку.

Если начались месячные, женщине необходимо прервать пост немедленно, выпив хотя бы воды. Правила касается абсолютно всех особей женского пола, независимо от семейного положения, возраста, статуса. Во время менструации она считается нечистой. Читать молитвы священного Корана в таком состоянии нельзя. Это оскверняет религию, делает греховной девушку.

Как не нарушать пост

В целом, ничего страшного нет в том, что женщина перестанет поститься на 5 дней, а затем восполнит недостающие дни постом после окончания месячных. Сам Аллах предусмотрел такую ситуацию. Зачем лишний раз бить тревогу. В чем смысл поста? Отойти от мирских дел – заняться своим внутренним миром. В такие дни женщина может размышлять о своей жизни, прошлых событиях, прогнозировать будущее. При общении с Аллахом, его посланником при помощи ежедневных молитв женщина приобретает уверенность в правильности своего пути, чувствует поддержку высших сил.

Осуществлять такие действия никогда не поздно. Прерывание на несколько дней поста не является серьезной потерей. Можно продолжать оставаться в таком состоянии, не придерживаясь поста. А затем продолжить по всем правилам. Если женщина решила поститься, нарушать правила не следует. В обязательном порядке необходимо довести дело до конца. Лучше не начинать вовсе, чем нарушать предписания Корана.

Можно ли хитрить

Для осуществления полноценного поста женщине необходимо 30 дней. Основной преградой является менструация. В настоящее время имеются средства, которые могут отодвинуть наступление критических дней. Представительницы слабого пола часто задаются вопросом – можно ли отодвигать дни менструации, чтобы полноценно поститься. По большому счету, можно, но не желательно.

Во-первых, это грозит последствиями в плане женского здоровья. Нарушенный менструальный цикл не совсем приятное явление. Во-вторых, не рекомендует этого делать Священное Писание, посланник Всевышнего. Нарушать предписание не стоит.

Есть еще одно «Но!» Корректировать менструальный цикл можно с помощью гормональных препаратов, они принимаются определенное время. Поститься придется целый месяц. Если предусматривается наступление критических дней в начале месяца, таблетки ситуацию не спасут. Менструация придет, максимум на 2 недели позже, все равно, попадет в число дней Великого поста. Если в конце месяца либо середине – нарушать придется в другом плане. Принимать таблетки не разрешается. Так что лучше соблюдать все предписания поста, рекомендации посланника Всевышнего, поститься после завершения критических дней.

Почему не следует поститься при месячных

Пост предусматривает голодание с раннего утра до позднего вечера. Причем целый месяц. Такое испытание подходит с физиологической точки зрения далеко не всем. В особенности, женщинам во время менструации рекомендуется пополнять энергию правильным питанием. С выделениями крови теряется большое количество железа, других полезных компонентов. Пополнять запасы необходимо пищей. Поскольку дефицит чреват серьезными проблемами со здоровьем. Поститься в такой период опасно для здоровья.

Во время поста организм ослабевает. Возможно появление головокружения, потеря сознания. Во время критических дней ситуация обостряется. Даже при полноценном питании может появляться такое состояние. Поэтому поститься во время месячных крайне нежелательно, опасно для здоровья. Со стороны религии мусульман – расценивается, как причинение вреда с тяжкими последствиями. Только не другому человеку, а самой себе. Поститься необходимо не во вред собственному самочувствию.

Держит ли женщина пост во время хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений)?

Нет, если женщина будет держать пост во время таких состояний, на ней будет грех.

Должна ли женщина восполнять дни поста, пропущенные по причине хайда и нифаса (месячных и послеродовых кровотечений)?

Да, в хадисе, переданном от Аиши, да будет доволен ей Аллах, сообщается, что Пророк, мир ему и благословение, говорил, что женщинам не нужно восполнять молитвы, пропущенные во время месячных, но нужно восполнять дни поста, пропущенные по этой причине (И’ляус-Сунан, т. 1, с. 372)

Засчитывается ли день поста, если у женщины за несколько минут до вечернего азана начались менструации?

Если цикл начался только после заката солнца, то пост считается действительным.

Засчитывается ли день поста, если у женщины начался цикл сразу после разговения до ночной молитвы?

Если цикл начался только после заката солнца, то пост считается действителен.

Что делать, если во время уразы начался менструальный цикл?

Необходимо прервать пост. В хадисе, переданном Абу Саидом аль-Худри, да будет доволен им Аллах, говорится: «Разве она не оставляет молитву и пост, когда у нее начинается менструация?» (Аль-Бухари, № 1951, Муслим № 889). После менструального периода необходимо будет возместить пропущенные дни поста.

Желательно ли женщине, у которой месячные, воздерживаться от употребления пищи во время поста в Рамадан?

В этом состоянии женщина не должна воздерживаться от пищи и воды, но ей нужно проявлять уважение к постящимся в месяц Рамадан.

Должна ли держать пост женщина, если она очистилась от менструаций сразу после утренней молитвы?

Будет ли засчитан этот день поста? Женщина может держать пост, но этот день поста не будет засчитан.

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструации перед самым утренним намазом?

Если женщина очистилась от менструации до утреннего намаза и убедилась, даже за какое-то мгновение, что она чиста в месяце Рамадан, то она обязана держать пост, и ее пост будет действителен.

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструаций до утреннего намаза, а искупалась, совершив молитву?

Должна ли женщина восполнять день поста, если она очистилась от менструации и искупалась только после утреннего намаза, совершив молитву, и продолжила держать пост?

В этом нет ничего плохого, если женщина искупалась только после утреннего намаза.

Должна ли женщина поститься в тот день, когда до утреннего азана у нее неожиданно прекратилась менструация, но на сухур она не встала?

Если проснувшись, она ничего не делала, что может нарушить пост, то при желании можно сделать намерение по мазхабу имама Абу Ханифы. В этом случае намерение можно сделать даже за час до наступления времени обеденного намаза. Если она сделает подобное намерение и будет соблюдать пост до конца дня, то ее пост будет действителен и его не придется возмещать.

Что должна делать в пост беременная или кормящая женщина?

Если беременная или кормящая женщина предполагает, что пост может нанести вред ей и ребенку, то она может воздержаться от соблюдения поста и восполнить его позже. Беременным и кормящим женщинам следует посоветоваться с врачом (желательно, мусульманином), не повредит ли им и их ребенку пост. Нужно иметь в виду, что если женщина будет держать пост в таком состоянии и впоследствии окажется, что от поста ухудшилось ее здоровье или здоровье ребенка, на ней будет грех.

Если из-за беременности женщину вырвало, нарушается ли пост?

Если рвота случилась непроизвольно, то пост не нарушается.

Должна ли беременная женщина прервать пост и намаз, если она увидела кровь за день или два до родов, еще не испытывая мучений?

Если женщина пока не испытывает страданий (трудности), такая кровь считается грязной, но не относящейся к родовому очищению. В этом случае женщина обязана совершать намаз и может держать пост.

Можно принимать специальные гормональные препараты, которые задерживают наступление месячного цикла, чтобы держать пост весь Рамадан подряд, без перерыва?

Это допустимо, но считается нежелательным. Прием таких лекарств может иметь побочные эффекты и привести к проблемам с совершением намаза (или совершением хаджа и умры) в будущем. Тем более, эти лекарства не безвредны с медицинской точки зрения. Аллах предначертал дочерям Адама смирение: держите пост тогда, когда вам ничего не препятствует, если же вас что-то затрудняет, то разговляйтесь тем, чем доволен и велел Аллах, хвала Ему.

Должна ли держать пост роженица, если она очистилась до истечения 40 дней?

Да, если женщина чиста в месяце Рамадан, то она должна держать пост, и ее пост будет действителен. Нет ничего, что препятствует ей держать пост, совершать молитвы и иметь близость с мужем вне поста.

Можно ли кормить грудью ребенка во время поста?

Да, это разрешается, кормление грудью не влияет на действительность поста. Однако важно, чтобы соблюдение поста не повредило состоянию женщины или ребенка.

Должна ли роженица держать пост, если послеродовая кровь длится больше шестидесяти дней?

В этом случае женщина обязана удерживать себя от поклонения еще на обычный срок цикла, а затем необходимо искупаться и стать на молитву. Если кровь остается, надо обратиться к врачу, так как это может быть связано с болезнью.

Будет ли пост действителен, если у женщины появились незначительные капли крови не в дни цикла?

Даже если затем эти капли-испарины продолжаются в течение всего месяца Рамадан, пост считается действительным. Как сказал Али бин Аби Талиб, да будет им доволен Аллах: «Капли, похожие на кровотечение из носа, не являются менструациями». Выделения белого, желтого, мутного цвета или капля (испарина) не являются менструацией.

Будет ли полноценным пост дня, если женщина увидела кровь, но не уверена, что это менструации?

Пост действителен, пока не станет известно, что это начало цикла. Если эти выделения были началом менструаций, этот день надо будет восполнить.

Допустимо ли женщине держать пост в тот день, когда произошел выкидыш?

В том случае, если зародыш не образовался, кровь не является послеродовым очищением (нифасом) и женщина может совершать намаз и держать пост, и ее пост будет действителен. По мнению ученых, плод обрахуется через 81 день. Выкидыш до 80 дней считается грязной кровью, из-за которой женщина не должна оставлять намаз и пост.

Может ли держать пост в Рамадан женщина, у которой постоянные выделения?

Женщина, у которой постоянные кровотечения по причине болезни, прерывает намаз и пост на то время, в которое раньше у нее был цикл. Отсчитав дни цикла, женщина обязана искупаться, стать на молитву и держать пост. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, велел женщинам, которые страдают беспрерывными выделениями, обновлять омовение после каждого намаза.

Если в день Рамадана у беременной женщины пошла кровь, как это влияет на ее пост?

Если женщина уверена, что это не менструации, то ее пост не нарушается. Посланник Аллаха, мир ему и благословение, сказал: «Не совершает намаз и не держит пост женщина, у которой менструация».

Как поступать в ситуации, когда во время цикла менструации кровь остановилась и не появлялась в течение целого дня?

Если это очищение (кровь) связана с циклом, то это не считается окончательным очищением, и поэтому женщине запрещено все, что запрещено женщинам в период менструаций.

Должна ли начинать поститься женщина, если в конце цикла у нее не появились белые выделения?

Если женщина обычно определяет конец месячных по белым выделениям, ей надо воздерживаться от поста на все время цикла. Если таких выделений в последние дни менструации у женщины обычно не бывает и больше нет крови, ей надо держать пост.

Может ли женщина посещать гинеколога или применять лекарственные средства, которые вводятся через интимные органы (свечи и тому подобное)?

Поскольку половые органы не связаны с пищеварительной системой, введение лекарств или инструмента, смоченного лекарством, в интимные органы не нарушает пост. Поэтому посещение врача или введение лекарств в интимные органы пост не нарушает.

Если у женщины начались месячные во время поста, может ли она поесть? Или наоборот, что она должна делать, если у нее месячные прекратились в течение дня поста? Будет ли ее пост действительным в таком случае?

Если менструация началась во время поста, можно поесть, но нужно стараться делать это так, чтобы этого не видели постящиеся люди. Этот день поста ей нужно будет восполнить после Рамадана (даже если месячные начались за несколько минут до ифтара). Если у женщины, напротив, кончились, месячные во время светового дня (когда обязателен пост), ей следует держать пост до конца дня из уважения к Рамадану, хотя этот день нужно будет все равно восполнить после.

Как быть во время поста кормящей матери?

Женщине беременной или кормящей дозволено не поститься, если она опасается за себя или за ребёнка. Наш Пророк, мир ему и благословение, сказал: «Аллах облегчил обязанность поста и часть молитвы для путника и Он облегчил обязанность поста для беременных и кормящих женщин» (ат-Тирмизи,3/85)

ВОЗ рассматривает полноценное питание как залог успешной беременности. Недостаток поступления питательных веществ с пищей называют одной из причин осложнений в развитии плода. Практически у каждой верующей беременной женщины возникает вопрос о необходимости соблюдения ограничений в питании, устанавливаемых религией. Для мусульманок такой вопрос рассматривается с наступлением священного месяца Рамадан.

Зачем держать Уразу в месяц Рамадан

По количеству приверженцев (около 2 млрд) ислам является второй религией в мире. В России, по разным данным, насчитывается 10–20 млн мусульман. Статистика показывает, что сорок процентов из них соблюдают свод правил ислама (Шариат).

Одним из пяти столпов этой религии является ежегодное соблюдение поста (Ураза) в месяц Рамадан. Рамадан является девятым по счёту месяцем лунного календаря у мусульман. Месяц считается священным, так как именно в эти сроки были открыты стихи Корана пророку Мухаммеду, и длится 29–30 дней. В это время действия мусульманина ограничиваются в отношении еды, питья, половых отношений. Пост обязаны соблюдать как мужчины, так и женщины.

Согласно Корану, цель Уразы - воспитание богобоязненности в человеке. Соблюдением поста мусульмане в первую очередь решают следующие задачи:

  • демонстрируют силу своей веры;
  • учатся покаянию и терпению;
  • освобождаются от оскверняющих мыслей и дел.

Мы также предписываем вам пост для воспитания ваших душ, улучшения вашего поведения, предпочитая вас немому животному, которое подчиняется только своим страстям и инстинктам. Предписан вам пост так же, как он предписан тем, кто был до вас, – может быть, вы будете богобоязненны! Пост воспитывает и укрепляет ваши души.

«Вторая сура Корана, аят 183»

Некоторые исследователи также подчёркивают, что мусульманский пост оздоравливает весь организм:

  • удаляются токсичные отходы жизнедеятельности;
  • повышается иммунитет за счёт улучшения показателей лимфоцитов;
  • усиливается обмен веществ;
  • останавливается процесс образования почечных камней;
  • уходит лишний вес.

Правда, результаты этих исследований опровергаются другими учёными, утверждающими, что пост приводит к обезвоживанию, головокружению, бессоннице, раздражительности, повышению кислотности желудка.

Известный врач-мусульманин Наиль Мухаммедов считает , что главная составляющая Уразы - духовная. Если человек думает о посте как о чём-то тяжёлом, то и последствия для тела будут негативные. Если же пост воспринимается с радостью, то ограничения действуют благотворно и на здоровье.

Как правильно принимать пищу и воду

С началом Рамадана каждый день от рассвета до заката нельзя принимать пищу, воду и любые напитки. Особенность мусульманского поста заключается именно в ограничении времени принятия пищи, а не её состава. Хотя для облегчения прохождения Уразы рекомендуются лёгкие для усваивания блюда. Традиционными в Рамадан считаются два приёма пищи:

  • вечерний после заката (ифтара);
  • утренний до рассвета (сухур).

Каких-либо послаблений правил поста для женщин не предусматривается. Все перечисленные ограничения распространяются и на беременных. По Шариату пост нарушается, если человек проглотит даже что-то несъедобное, остатки пищи в зубах, капли воды. Во время приготовления еды разрешается пробовать блюда на вкус, но не проглатывать, а выплёвывать.

Во время Рамадана принимать пищу и пить воду разрешается только от заката до восхода солнца

Как и когда читать молитву

Для каждого мусульманина главным в обычной жизни является молитва (намаз). Во время Рамадана беременные должны соблюдать стандартный суточный цикл из пяти молитв:

  • утренняя (фаджр);
  • полуденная (зухр);
  • предвечерняя (аср);
  • вечерняя (магриб);
  • ночная (иша).

После иши наступает время молитвы таравих, которая является обязательной во время Рамадана. Считается, что повторение её с усердием помогает прощению грехов. Перед предрассветным приёмом пищи нужно прочитать короткую молитву-намерение о соблюдении поста. Сегодня существуют специальные таблицы, по которым определяется точное время намаза для любого города на каждый день.

Молитву можно читать как в мечети вместе другими мусульманами, так и дома в уединении. Учитывая состояние беременной, Шариатом допускаются некоторые послабления в процедуре выполнения намаза. Будущая мама может обращаться к Аллаху сидя, полулёжа, лёжа на боку или на спине. Разрешается обозначать поясные наклоны движениями головы или выполнять их мысленно. При этом лицо должно быть направлено в сторону, в которой находится мусульманская святыня Кааба в Мекке.

Что запрещается делать

В дневное время Рамадана также запрещаются:

  • половые отношения;
  • употребление лекарств внутрь;
  • введение медикаментов в уши и нос;
  • использование клизмы;
  • уколы с питательными веществами;
  • вызывание рвоты.

Можно ли держать Уразу беременным

В самом Коране ничего не сообщается о том, можно или нельзя беременным соблюдать пост. Разрешается не держать Уразу только больным и путникам. Беременность не считается болезнью. С духовной точки зрения, Ураза является благом и для будущих мам. Согласно Шариату, женщина должна поститься, если она здорова, обладает достаточным количеством сил и беременность проходит без отклонений.

Большинство акушеров-гинекологов довольно осторожно относится к соблюдению каких бы то ни было постов при беременности. Так, министерство здравоохранения Великобритании рекомендует будущим мамам возместить дни поста позже. Акушер-гинеколог Е.В. Геворкова считает, что вопрос религиозных постов лежит в первую очередь в духовной плоскости. Поэтому врачи должны уважительно относиться к любому решению женщины, но предоставить ей всю информацию о возможных последствиях.

Учёные из Колумбийского университета на основе исследований предположили , что соблюдение Уразы при гестации может иметь для будущих детей долгоиграющие негативные последствия. У таких детей наблюдается пониженная способность к обучению и к адаптации в социуме.

В каких случаях беременная женщина может не соблюдать пост

В трудах сподвижников пророка Мухаммеда сообщается, что Аллах снял с будущих мам обязанность соблюдать Уразу, если пост угрожает беременности. По современным законам ислама, беременной также разрешается не держать Уразу, если она опасается по каким-либо причинам за своё здоровье и здоровье ребёнка.

Пророк (мир ему и благословения Всевышнего) также сказал: «Поистине, Аллах снял с путников обязанность соблюдения поста и совершения половины молитвы, а с беременных и кормящих грудью - обязанность соблюдения поста» (Ат-Тирмизи; Абу Дауд; Ибн Маджа).

Марат Хайретдинов

«Актуальные вопросы, связанные с месяцем Рамадан»

Возмещаются ли пропущенные дни

Если Уразу пришлось прервать, то остальные дни необходимо возместить позже, но в период до следующего Рамадана. Возмещать дни можно частями.

Советы в Рамадан для беременных: принципы, которых стоит придерживаться

Чтобы пост принёс максимальную пользу и не нанёс вреда беременной и плоду, нужно заранее подготовиться к Рамадану. Прежде всего следует постараться очистить душу молитвами. Желательно заранее изучить священные тексты о необходимости и важности Рамадана. Также нужно проконсультироваться с доктором, продумать рациональный режим дня и меню. Особенность режима питания в том, что поступление всех питательных веществ, необходимых организму беременной, осуществляется ночью.

Сухур

Обязательным приёмом пищи для беременных должен быть сухур. В первой половине дня еда усваивается лучше. Именно в утреннюю трапезу рекомендуется включать блюда, состоящие из углеводов, белков и жиров. Есть следует медленно в спокойной обстановке, поэтому просыпаться нужно за 1.5–2 часа до рассвета. Это время также используется для пополнения запасов воды в организме.

Питьё воды

По статистике, большинство мусульман проживает в жарком климате. Поэтому обезвоживание является серьёзной угрозой здоровью беременной и плода. Во избежание этого, в ночное время будущая мама должна выпивать примерно два литра простой воды. Причём пить её нужно часто, но маленькими объёмами, начиная с вечернего приёма пищи.

Правильный рацион

Несмотря на то что нет ограничений по продуктам в ночное время в Рамадан, рацион беременной должен быть одновременно питательным и простым. Также следует избегать переедания. В меню должны включаться витаминизированные минеральные продукты:

  • сухофрукты;
  • орехи;
  • семена;
  • фрукты и овощи в свежем виде.

Традиционными фруктами в Рамадан для мусульман считаются финики. Они являются прекрасным источником глюкозы, углеводов, клетчатки, магния и калия. Их рекомендуют употреблять первыми для выхода из дневного поста перед вечерней молитвой.

Финики и орехи являются традиционной пищей в Рамадан

Ежедневно на столе должны присутствовать овощные салаты, которые следует заправлять растительным нерафинированным маслом:

  • оливковым;
  • подсолнечным;
  • льняным;
  • тыквенным;
  • кунжутным.

Среди круп предпочтение нужно отдавать тем, которые подвергаются наименьшей обработке. Наиболее полезными считаются: гречка и тёмный рис. Хлеб должен быть из муки грубого помола. Хорошим источником белков и железа является мясо. Во время поста следует выбирать нежирные его сорта. Для профилактики дефицита йода и полиненасыщенных жирных кислот омега-3 специалисты Всемирной организации здравоохранения советуют несколько раз в неделю есть морскую рыбу.

Кроме воды, можно пить морсы, компоты, кисели, зелёный чай.

Для укрепления иммунитета и повышения общего тонуса организма беременной рекомендуется в небольших количествах потреблять продукты, которые относятся к натуральным иммуномодуляторам, и об их полезных свойствах сообщается в священных мусульманских текстах.

Имбирь упоминается в Коране как средство, добавляемое в напиток, которым угощают в саду для праведников. Имбирь в кулинарии считается пряностью. Употребление корней растения в пищу нормализует пищеварение, помогает при тошноте, улучшает настроение. Молотый имбирь добавляют в блюда. Из него можно готовить тонизирующий чай.

В суре «Пчела» указывается, что жидкости, выходящие из тела пчелы являются лекарственными средствами. Использование прополиса будущими мамами во время Рамадана считается благом, так как повышает защитные свойства организма и помогает держать пост без негативных последствий для беременности. Для достижения результатов достаточно выпивать в день один-два стакана зелёного чая с добавлением чайной ложки экстракта прополиса.

Ещё одним продуктом пчеловодства, о котором говорится в хадисах как о лекарстве от всех болезней, является мёд. Мёд укрепляет иммунитет, нервную систему, купирует воспалительные процессы.

Имбирный чай с мёдом и лимоном повышает иммунитет и придаёт сил беременным во время мусульманского поста

Большой популярностью среди мусульман пользуются семена чёрного тмина, которым можно, по словам пророка Мухаммеда, вылечить любой недуг, кроме смерти. К сожалению, большинство врачей не рекомендует употреблять семена при беременности, так как считается, что они вызывают сокращения матки. Правда, акушер-гинеколог Е.П. Березовская говорит, что в малых количествах в составе пищи масло чёрного тмина может быть безопасным.

Употребление каких продуктов стоит ограничить

Беременной врачи-диетологи советуют ограничить потребление продуктов из белой муки, сладостей с больши́м количеством сахара. Из молочных продуктов предпочтение следует отдавать йогурту и кефиру.

Исключить из рациона следует:

  • полуфабрикаты;
  • продукты быстрого приготовления и длительного хранения;
  • майонез;
  • кетчуп;
  • продукты с красителями, консервантами;
  • блюда, содержащие большое количество соли.

Стоит также ограничить потребление кофе. Во-первых, согласно исследованиям, в больших количествах кофеин повышает риск самопроизвольного прерывания беременности, усиливает раздражительность, нарушает сон, провоцирует изжогу, способствует развитию железодефицитной анемии. Во-вторых, кофе выводит жидкость из организма, что снижает способность человека переносить Уразу.

В какой посуде готовить пищу

Все блюда должны готовиться в убранном помещении и чистой посуде. Исследованиями учёных доказано, что наиболее безопасной для приготовления и хранения пищи является керамическая, стеклянная, фарфоровая посуда. Вредной считается посуда из алюминия. Популярные сковородки с тефлоновым покрытием при сильном нагревании выделяют вредную перфтороктановую кислоту. В некоторых случаях опасными могут оказаться и кастрюли из нержавейки. Зато неповреждённая посуда из чугуна считается экологически безопасной.

Как распределить повседневные дела в течение суток

Для того чтобы беременная могла с лёгкостью и радостью держать Уразу, ей нужно соблюдать определённые правила относительно распределения времени на дела и отдых в течение дня. Самые сложные дела предпочтительней выполнять после утренней молитвы, когда организм ещё обладает запасом сил, а лёгкие заботы можно отложить на предвечернее время. По возможности беременным женщинам рекомендуется дневной сон, который придаст дополнительные силы, не даст уснуть сразу после вечерней трапезы и позволит выполнить положенный намаз. Некоторые продукты можно закупить впрок на месяц, чтоб не тратить энергию на каждодневные покупки.

Как преодолеть интоксикацию во время самоочищения организма

Врачи предполагают, что во время поста происходит очищение организма от токсинов и вредных микроорганизмов. В то же время гибель патогенной флоры может вызывать в начале Рамадана интоксикацию организма, может несколько ухудшиться самочувствие. Поэтому медики советуют после приёма пищи употреблять белую глину в качестве сорбента в количестве одной чайной ложки. Хорошо очищают кишечник и обладают слабительным действием семена льна. Обычно из них делают путём настаивания вязкий кисель, который и принимают внутрь. Чтобы избежать последствий интоксикации, также следует нормализовать стул. Допускается приём лёгких слабительных средств.

Мысли и дела

Полноценность поста уменьшается от плохих мыслей и действий. Поэтому беременным следует больше молиться о благополучном исходе родов, изучать священные тексты, давать милостыню, делать добрые дела. Время поста является лучшим для понимания своей внутренней сути. Нельзя сквернословить, ругаться, обманывать, совершать грехи.

В Рамадан беременным следует уделить больше времени изучению Корана и других священных текстов

Среди моих родственников и знакомых практически нет мусульман. В основном все считают себя христианами или атеистами. Из считающих себя христианами лишь единицы соблюдают Великий пост. Так же наша семья незнакома с женщинами, которые соблюдали бы христианские посты во время беременности, тем более что акушеры-гинекологи скептически относятся к таким ограничениям. Единственная мусульманская семья, глава которой был моим коллегой, переехала в наш регион из Дагестана. Коллега неохотно делился с нами своими традициями, в религиозных спорах никакого участия не принимал, хотя и старался выполнять все мусульманские предписания, в том числе и в Рамадан. Но я точно помню, что его жена во время вынашивания ребёнка не соблюдала Уразу. Коллега как-то сказал, что это не критично, так как законы его религии являются гуманными и направлены в первую очередь на обретение человеком радости.

Вообще, я считаю, что в этом вопросе женщине нужно быть очень осторожной. Не следует держать пост при гестации, если имеются серьёзные хронические заболевания или привычное невынашивание беременности. Также нужно учитывать сезон, на который приходится Рамадан. В зимние дни на территории России легче переносить Уразу, чем в длинные летние дни. Изучая мнение врачей-мусульман, я заметил, что большинство из них советует всё-таки воздерживаться на период беременности от поста, хотя сами будущие мамы, наоборот, горят желанием испытать свою веру.

Видео: мусульманки делятся опытом соблюдения поста в Рамадан при беременности

Дорогие сестры, по милости Аллаха приближается Рамадан, месяц Корана, поста и поклонения.

Хвала Аллаху это будет третий Рамадан, который мы проведем вместе с нашим сайтом , ИншаАллах! Мы получили много положительных отзывов о данной статье в прошлые годы и очень рады, что статья оказалась вам полезна.

ИншаАллах, в конце статьи приведем некоторые отзывы сестер о соблюдении ими поста.

В первую очередь, хочется сказать что, беременная женщина обязана держать пост, также как и любой другой человек, за исключением случаев, когда она опасается за себя или ребенка. В этой ситуации ей разрешается не поститься.
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал по поводу аята:
«А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка (за каждый день)». (Аль-Бакара, 2:184)
«Это было послабление для пожилых мужчин и женщин, которые способны держать пост, но это затруднительно для них, поэтому им разрешается не поститься и они должны накормить одного бедняка за каждый день.(источник)

Также Беременные и кормящие грудью, которые не постятся, должны восполнить пропущенные посты, недостаточно для них просто накормить бедных

(Источник)

Поэтому призываем вас сестры, подготовиться к этому месяцу и не упускать эти благословенные дни, подготовить свою душу и организм для поста. Так как просто беременность и кормление грудью не являются причиной оставления этого вида поклонения.

Мы бы хотели вам дать несколько ПОЛЕЗНЫХ рекомендаций относительно поста мусульманки во время беременности и кормления грудью. И также для наших сестер кормящих, будучи беременными.

Очищение души

Обращаем ваше внимание на некоторые важные моменты, которые помогут провести этот месяц максимально эффективно, в поклонении, не нанося вред своему организму.

Особенно хотим напомнить беременным, что это то самое благоприятное время, когда мы должны делать дуа за себя, своего ребенка, за благоприятный исход родов и т. д.

Также не мало важно подготовить свою душу к Рамадану, очищать ее посредством дуа, тауба, поминания Аллаха, чтение Корана и размышление над его аятами.

Исходя из нашего опыта, можем сказать, что беременной легче поститься, нежели кормящей, но и то, и то возможно при правильном намерении и рационально выстроенном графике приема пищи и воды, и многие сестры имеют большой опыт поста в период кормления, кормления новорожденного, кормления тандемом и т. д.

Если вы из числа беременных на последних сроках, то вам мы особенно рекомендуем поститься и даже вне дней Рамадана, то есть держать посты- сунна.

Конечно, подобрать оптимальный рацион для всех женщин сложно, так как мы живем в разных местностях, у нас разные традиции, уклад жизни. А это непременно сказывается на том, к каким продуктам мы имеем доступ.

Несмотря на это, мы хотели бы предоставить вам некоторые советы, которых вы можете придерживаться в период Рамадана для облегчения поста:

1. Подготовка теоретическая.

До Рамадана уже сейчас изучить аяты, хадисы, фатвы, статьи о Рамадане, о важности поста. Чтобы женщина ждала всем сердцем встречу с этим благословенным месяцем, и с нетерпением мечтала бы поскорее совершать этот вид поклонения. И также мы знаем, что все то, что является фардом, подготовка к этому также фард. Так же как хадж, намаз и т. д.

2. Изучение своего организма

Если вы сейчас уже читаете эту статью, хвала Аллаху есть возможность поститься сейчас в дни сунна постов, готовить свой организм и прислушиваться к нему. Наблюдать за своим организмом, прочувствовать какие сложности возникают во время поста. Также в любой момент пост сунна можно прервать, если стало совсем плохо.

3. Одним из важных моментов для благополучного поста является сухур.

Основное правило - не пропускать сухур, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Принимайте пищу перед рассветом! Поистине, в сухуре - благодать!» (аль-Бухари, Муслим, ан-Насаи, ат-Тирмизи).

И для благого сухура необходимо просыпаться, как минимум за полтора часа, а не за 15–30 минут. Это поможет восполнить достаточное количество воды и улучшить водно-солевой баланс, ведь запасы еды не столь необходимы, так как у среднестатистического человека их может хватить на месяц. Но это не говорит о том, что вы должны голодать постоянно, наоборот, Рамадан это месяц поклонения и вам понадобиться немало сил, но при этом помните, что Рамадан - это месяц отказа от еды и месяц борьбы со своим нафсом, поэтому призываем вас не излишествовать!

4. Не излишествовать в еде.

Из фетвы шейха Мунаджида: «…Верующему следует уменьшать количество потребляемой пищи, и он не должен беспокоиться о том, чтобы удовлетворить свое желание еды и других вещей, даже если это из разрешенного. Умар бин аль Хаттаб вошел к своему сыну АбдуЛлаху и, увидев его кушающим мясо, сказал: „Что это за мясо?“ Он ответил: „Мне захотелось его“.Умар сказал: „Каждый раз, когда ты хочешь что-либо, ты кушаешь? Чтобы впасть в чрезмерность, достаточно человеку кушать все, что он хочет“ Да будет Аллах доволен им. Мусульманин должен ограничивать себя тем, в чем он нуждается и не выходить за рамки этого»

Источник

5. Обеспечить достаточное потребление воды и жидкости.

Восполнить необходимое количество воды. Еще с ифтара мы должны понемногу пить воду, даже если не хочется. От магриба до фаджра беременная женщина должна выпить не менее 2 литров чистой воды, а кормящая может и больше. При этом дополнительно для кормящих, мы рекомендуем пить травяные чаи, бульоны. Если вы сможете восполнить достаточное количество воды, вам будет намного легче держать пост.

Также облегчает пост и предотвращает обезвоживание добавление в рацион арбуза, очищенных огурцов. Т.е продуктов с большим содержанием воды.

6. Подборка рациона и на ифтар, и на сухур.

Также когда мы работаем с беременными и кормящими часто повторяем: «Не кушайте за двоих, а питайтесь за двоих»,то есть важно обеспечить свой рацион питательными веществами по максимуму, а не увеличить объем пиши в несколько раз.

В вашем рационе должны быть продукты, богатые витаминами и минералами: такие как сухофрукты, орехи, различные семена (в том числе и кунжут), свежие фрукты, овощи, лесные ягоды по сезону, различные растительные не рафинированные масла (оливковое, кунжутное, тыквенное, льняное и т. д.). Если у вас есть потребность в мясном, то пусть это будет курица (желательно домашняя) или баранина. Из числа круп мы рекомендуем гречку, рис темный не шлифованный, пшено. Также желательно кушать морскую не соленую рыбу. Активно используйте в приготовлении не рафинированную морскую соль, так как она поможет восполнить необходимые минералы. Также очень рекомендуем выпивать в день стакан морковного сока с семенами черного тмина, для беременных - пол чайной ложки на стакан, для остальных - по желанию. Включите в рацион ферментированные продукты (квашеная капуста и др.).

7. Натуральные иммуномодуляторы по Сунне

Употребляйте все натуральные иммуномодуляторы по Сунне, которые вы привыкли употреблять, такие как масло и семена черного тмина, къист аль хинди, хельба, имбирь, прополис и продукты пчеловодства, цветочная (пальмовая пыльца) и т. д.

Также ввести в рацион такие пищевые добавки, как сине-зеленые водоросли. Например, спирулина.

Для восполнения минералов, таких как кальций, магний. Мы очень рекомендуем беременным, кормящим и не только, употреблять белую или голубую кусковую глину. Так как кусковая лучше сохраняет свои полезные свойства, так же она является сорбентом, о чем будет сказано ниже иншаАллах.

8. Исключение непереносимостей.

Если вы знаете, какие продукты вызывают у вас пищевые непереносимости то, не употребляйте их.

Но если вы никогда ранее до Рамадана не интересовались здоровым питанием и очищением организма и налаживанием рациона, то старайтесь не употреблять большое количество разнообразных продуктов в один день. Пусть ваша еда состоит из простых и полезных продуктов. Но если вы готовитесь к Рамадану заранее, советуем к прочтению следующие две статьи. Быть может, они откроют вам причины, по которым у вас бывают проблемы с постом.

Лечение по Сунне часть 2

Индивидуальная диета

Стоит отказаться всем и навсегда от «НЕеды»: майонезы, кетчупы, продукты с содержанием E-красителей и кислот, чипсы, газировки, магазинные соки (делайте соки сами, если нет соковыжималки, то используйте терку и отжимайте через марлю), термофильные дрожжи, приправы с глутаматом натрия, чай в пакетиках и т. д. Конечно, каждое новшество «кулинарной» моды невозможно перечислить, но все, что имеет сложный состав из неизвестных компонентов, долгий срок хранения, яркую ненатуральную упаковку, скорее всего, враг вашему здоровью.

Отказаться или сократить до минимума потребление неживой еды (то есть рафинированной): белая рафинированная мука(заменить рисовой мукой, кукурузной или цельно зерновой), белый сахар (заменить сиропом агавы и стевией, можно мед), нездоровые сладости (печенье, тортики, сгущенка и т. д.) можно заменить на натуральные и полезные сладости сделанные своими руками, рафинированное масло (заменить на не рафинированное оливковое, подсолнечное, льняное, но не для жарки. Для жарки(а лучше исключить жареную еду)-либо топленое масло, либо животные жиры, либо тушеную на воде еду, в конце немного полить не рафинированным растительным маслом, для вкуса, а так же полезные свойства масла при этом не теряются).

9. Хозяйственный график.

Подготовьте дом к Рамадану заранее. Сделать основную генеральную уборку до Рамадана, чтобы в пост не тратить на это силы. Украсить дом и привести его в атмосферу приближенную к празднику.

Готовьте пищу в экологически чистой посуде (из стали, чугуна, глины, стекла, керамики), так как алюминиевая, тефлоновая посуда производят медленное отравление вашего организма.

Помимо этого, хотелось бы дать еще несколько советов:

Смените свой хозяйственный график, а именно перенесите все дела, которые требуют от вас напряженной физической активности, с дневного времени, на время после ифтара или незадолго до него, иначе вы будете чувствовать себя сильно уставшей, от чего поститься станет еще трудней.

Чтобы не тратить время в Рамадан на походы в магазин, заранее составить список всего необходимого из хозяйственных принадлежностей и приобрести это заранее чтобы все необходимое было уже дома. Также основные продукты из рациона, не требующие свежей закупки, такие как крупы, лук, морковь.

Если у вас большая семья или вы знаете, что у вас много будет гостей на ифтары (хотя лучше ограничить долгие посиделки),но так как кормить постящихся аджр, можно купить одноразовую бумажную красивую посуду, чтобы сократить мытье тарелок и не напрягаться лишний раз и тратить силы.

10. Приготовление впрок еды

Некоторые женщины готовят впрок, например, готовят долму (голубцы) двойную норму, первую порцию семья ужинает сегодня, а оставшуюся замораживают и так делают периодически, чтоб образовался небольшой запас, на случай, если у вас не будет возможности готовить. приготовить большое количество рисовых блинчиков какую то часть покушать, а часть зафаршировать и заморозить и разморозить в случае необходимости быстро приготовить еду. Очень хорошо замораживаются блюда из фарша. Любые котлеты тефтели, зразы и.т.д. Как в готовом, так и в замороженном. И ближе к ифтару, если вы ослабли в этот день, разморозить подогреть и подать к столу. Приготовив легкий и быстрый гарнир, гречка, рис, картофель (лучше заменить на батат) и легкий салат.

На протяжении времени оставшегося до священного месяца, чтобы не думать о том, что готовить, уже сейчас записывать то, что вы подаете на стол и в Рамадан готовить уже по графику. Например, очень красиво смотрится фаршированная рисом и овощами и курагой или картофелем курица, запеченная в духовке. Блюдо не требует особых навыков и усилий, но вкусно полезно и не долго.

Также в нашей группе рецептов БГБК будем выставлять полезные рецепты на сухур и ифтар.

Для кормящих мам.

Если у вас нет проблем с лактацией, то и пост не станет причиной пропажи молока (чаще всего такой причиной является неправильный уход за ребенком, то есть редкое прикладывание, не по требованию, использование соски, допаивание водой, отсутствие совместного сна и много других причин).

Если молока мало, не лучше ли накопить его к кормлению, чтоб ребенок съел больше?

Как питание матери влияет на количество и качество молока

Надо заметить, что у некоторых сестер объём молока в пост может даже увеличиться по причине барака, а так же более рационального отношения к приему пищи и воды.

Немного измените свой график, таким образом, чтобы кормить малыша в темное время суток как можно больше, особенно после еды и питья. Обязательно для вас также не пропускать сухур и выбирать ту пищу, которая повышает прилив молока(каждая мама знает, какая именно эта пища, но из нашего опыта можем сказать, что чаще это стакан горячего бульона, 2 стакана хельбы, орехи, финики, ложка черного тмина с горячим травяным напитком: анис, душица, чабрец, ромашка и т. д.). Так же все блюда и напитки, повышающие гемоглобин, благотворно сказываются на оттоке молока, особенно морковный сок. Полный список продуктов вы можете посмотреть в статье: «Опасно ли понижение гемоглобина в период беременности?»

После сухура рекомендуем долгое кормление ребенка. Можно кормить лежа, параллельно прочитывая утренние азкары. Но важно помнить, что, залогом хорошей лактации является частое прикладывание к груди (то есть по первому «писку»), то есть молоко вырабатывается в процессе сосания, а не от еды, питья и никаких других причин.

Готовимся к кормлению!

Важно: Основа грудного вскармливания - правильное прикладывание

Если вас что то настораживает в поведении малыша, или вас кто-то чем-то напугал, и вы сомневаетесь достаточно ли молока получает ваш малыш, то просто проследите за суточными «пописами» ребенка. Цвет и запах не должны быть ярко выраженными. До шести месяцев количество пописов должно быть не менее 12 раз в сутки.

Однако, мамы, которые придерживаются принципов естественного родительства (высаживают своих деток, если и используют подгузники, то тканевые, и очень редко одноразовые), то им гораздо легче определить количество и качество мочеиспускания своего малыша. Знают норму для своего малыша.

Беременность. Как известно, беременность не болезнь и воздержание от еды, и разгрузка организма очень важна в этот период.

Если вы или ваши близкие сомневаются, можно ли беременной поститься, то хочется спросить: «В обычное время года вы кушаете 24 часа в сутки без перерыва на другие дела и сон?» Нет! Допустим, если в беременность вы едите 3–4 раза в день, то, что вам мешает съедать тот же объем продуктов, но в другое время и восполнять жидкость с магриба до фаджра? И при этом главное питаться понемногу и эффективно (см. выше про рацион) и тогда ваше питание обеспечит вас и вашего ребенка полезными микроэлементами, просто по другому графику. Если у вас токсикоз, то вам тем более показано держать пост и, возможно, это станет причиной появления аппетита и улучшения вашего самочувствия.

Многие женщины, имеющие токсикоз итак не едят целый день и даже не пьют воду, но, тем не менее, не держат пост, что крайне нелогично.

Токсикоз: Начало и подготовка к беременности

Беременно-кормящим совместить все предыдущие советы с единственной разницей, что вам не стоит употреблять масло тмина особенно в горячем виде и хельбу (на сроке до 34 недель беременности) потому что у некоторых это может вызвать более сильное сокращение матки, что может вызвать дискомфорт. Замените их на другие горячие напитки, например, чабрец, шиповник, чай из отвары из кураги.

Также хотелось обратить еще раз ваше внимание, что все опасения по поводу того, что если вы не поедите очередную порцию пустых углеводов(макароны с майонезом или хлеб с колбасой полной химии, и не запьете все это газировкой или сладким чаем из пакетиках химическими красителями), то вы будете голодать, а ребенок будет страдать, молоко пропадет и прочие ужасы, то это абсолютно надуманно.

Наша задача состоит лишь в том, чтобы с ифтара до сухура мы успели восстановить водно-солевой баланс, а также необходимые микроэлементы, а не набить свой желудок до насыщения. Так как, поев совершенно небольшое количество качественных продуктов и выпив достаточное количество воды, вы, возможно, будете ощущать незначительный голод и легкость в своем животе, но при этом, ваш организм не будет отравлен или перенасыщен, Рамадан - это не время насыщения и удовольствия, это время работы над своим нафсом.

Чума нашего времени - кандидоз

Вся патогенная флора, отмирая, выделяет токсины, и такое плохо самочувствие является признаком интоксикации организма, то есть верный сигнал, что надо помочь организму очиститься. Для этого до сухура и во время ифтара старайтесь выпить небольшое количество, например ¼ или ½ стакана крепкого отвара чабреца для того чтобы погасить патогенную флору.

Старайтесь во время еды употребить несколько ложек ферментированных продуктов таких как квашеная капуста (если это не вызывает у вас вздутия) и после еды выпить сорбент, а именно 1 чайная ложка белой глины как на ифтар, так и на сухур. Если вы употребляете кусковую глину, то лучше ее употреблять в чистом виде, разжевывая во рту и запивая водой. Те, кто может пить слизистые напитки, делать кисель из семян льна.

Подготовка к родам: питание, упражнения и не только…

А также не забывайте про милость Аллаха, дарованную нам- делайте хиджаму сразу после магриба, и не ставьте сразу много банок, лучше 2–3 банки за 1 сеанс, но регулярно. Во время самого поста до ифтара не желательно делать хиджаму, чтобы не чувствовать слабости, но если уже стало плохо, то сделать хиджаму лежа, поставить 1 банку на аль-кяхель, дабы насытить кровь кислородом и очистить тело от застоявшейся крови.

Промежуток между сеансами хиджамы и количество банок за сеанс

Атлас точек

Атлас точек для беременных в статье: Токсикоз. Начало и подготовка к беременности

Если признаки интоксикации сохраняются, то повторить хиджаму через несколько дней и пить ощелачивающие напитки, самый простой из способов - это содовая вода (¼ ч. ложки соды пищевой на 0.5 стакана теплой воды выпить до еды).

Запоры так же являются причиной интоксикации. И, чтобы этого избежать, обязательно следите за стулом, обычно сестры, соблюдающие рекомендации по питанию и употреблению достаточного количества воды, как правило, не сталкиваются с этой проблемой. Если вы все-таки столкнулись, то используйте мягкое слабительное, такие как сенна, касторка, в крайне тяжелых случаях - клизма (для Не беременных), семена льна, сок квашенной капусты, отвар чернослива(для беременных).

Гимнастика, покручивания тазом, также являются профилактикой запоров, дабы не было застоев в органах малого таза.

Возможно, вам изначально покажутся странными и трудновыполнимыми наши рекомендации, включающие в себя отказ от многих привычных продуктов для современного человека. Ведь месяц Рамадан может стать причиной вашего перехода на здоровое питание и приближения к образу жизни по Сунне, главное делать правильное намерение, что мы стремимся к оздоровлению, для того, чтобы полноценно поклоняться, чтобы родить и воспитать праведное потомство, и быть полноценными мусульманами до конца своих дней.

«Сильный верующий лучше перед Аллахом и более любим Им, чем слабый верующий, хотя в каждом [из них] есть благо….«(Сахих Муслим)

Пусть Аллах сделает этот месяц Рамадан благословенным для нас всех, дарует нам Свою милость, убережет от зла шайтанов из числа джиннов и людей, нас и наших детей, дарует нам полезное знание и сделает нас из числа тех, кому будет прощено в этот месяц!!!

____________________________________________________

Мировые новости

18.06.2015

Согласно ханафитскому фикху, время нията начинается с наступлением ночи (т. е. после наступления времени вечернего намаза) и заканчивается с наступлением времени «дахватуль-кубра». Следовательно, если человек забыл о намерении или не исполнил действия, указывающие на непоколебимую решимость держать пост, а потом до времени «дахватуль-кубра» вспомнил о том, что он не ел и не пил лишь потому, что постится в Рамадан, это вспоминание будет считаться правильным намерением, и, соответственно, пост этого человека будет действительным.

Однако, если человек не вспомнил о посте до наступления «дахватуль-кубра», обязательный пост этого человека не является действительным и не переходит в разряд «нафль» (дополнительный пост), хотя это не освобождает его от обязанности воздерживаться в Рамадан от еды и питья до наступления времени ифтара (разговления). Затем ему следует восполнить этот день в другое время после окончания Рамадана, но обязанности совершить каффару (искупление) на нём не лежит» («Аль-Муфассаль филь фикхи ханафи», с. 271).

Отрезок времени от азана на утренний намаз до восхода солнца следует разделить на 2, а затем отнять получившуюся цифру от времени наступления обеденного намаза.

Например: азан на утренний намаз даётся в 4 часа утра, а солнце восходит в 6 часов утра, таким образом, отрезок между азаном на утреннюю молитву и восходом составляет два часа, делим на 2, получаем 1 час. Обеденный намаз начинается в 12.30. Отнимаем от 12.30 один час, получаем 11.30. В результате установлено, что время «дахватуль-кубра» наступает в 11.30.

Действия, которые не нарушают пост

Выделяют более 24-х действий, которые не нарушают пост.

Пост не нарушается, если человек по забывчивости попил, поел или вступил в половую связь. Пост не нарушается даже в том случае, если он, забыв, что постится, совместил эти действия (например, совершил половой акт, а потом выпил воды). Доводом для данного положения служит хадис со следующим смыслом: «Если постящийся поел или попил по забывчивости, то это пропитание, которое дал ему Всевышний Аллах, и на нём нет обязанности возместить пост» (приводят имам Ахмад ибн Ханбал, имам Бухари, имам Абу Дауд и имам Тирмизи). Хотя в этом хадисе не упоминается половой акт по забывчивости, ханафитские учёные (да будет милостив к ним Аллах) в данном случае относят его по кыясу (по аналогии) к еде и питью. Если мужчина вспомнил, что постится, во время полового акта, он обязан немедленно прекратить его и отстраниться от жены. Если мужчина немедленно, как только вспомнил, что постится, прекратил половой акт и отошёл от жены, его пост не нарушается. Если мужчина во время полового акта по забывчивости вспомнил, что постится, но продолжил его, то его пост нарушается, и он должен будет не только восполнить день поста, но и понести наказание за свой поступок в виде каффары (искупительного поста в течение 60-ти дней непрерывно).

Если во время поста человек увидел, как кто-то по забывчивости принимает пищу, то решение, следует ли напомнить ему, что он постится, зависит от того, кто этот человек:

1. Если у того, кто забыл, что постится, достаточно сил, чтобы воздерживаться от еды и питья до конца дня поста (например, если это молодой сильный мужчина), обязательно нужно напомнить ему, что сейчас время поста. Молчание в данном случае является макрухом тахрими, т. е. напомнить нужно обязательно, иначе тот, кто не стал напоминать, впадает в грех. Если человеку напомнили, что он постится, а он всё равно продолжает принимать пищу или пить, его пост нарушается, и он обязан возместить этот день, но без каффары (данное мнение относят к имаму Абу Юсуфу).

2. Если человек, который начал принимать пищу по забывчивости, внешне слаб и со стороны видно, что ему будет тяжело воздерживаться от еды и питья до конца дня, лучше не напоминать ему о том, что сейчас время поста, при этом не имеет значения, молод этот человек или стар. В данном случае забывчивость постящегося следует воспринимать как проявление милости Всевышнего Аллаха к этому человеку.

Если у мужчины в результате размышления или взгляда на половой орган женщины вышла семенная жидкость, его пост не нарушается. Хотя данное действие является харамом, его запретность не означает, что оно автоматически нарушает пост.

Если человек встал под холодный душ и почувствовал холод внутри, пост действителен.

Использование косметики для глаз (будь то сурьма или тени для век), втирание масла в усы, а также нанесение на тело и втирание в кожу крема, мази или масла не влияют на действительность поста. При этом, согласно самому верному мнению, пост не нарушается даже в том случае, если человек после нанесения сурьмы почувствовал её вкус во рту или увидел, что его слюна окрашена в цвет сурьмы. Не имеет значения, исходит от сурьмы запах благовония или нет.

Введение пальца в половой орган не нарушает пост при условии, что палец был сухим (т. е. не был смочен водой или, например, лекарством) и был введён неглубоко в наружную часть полового органа (если палец был ввёден глубоко во внутреннюю часть полового органа, это нарушает пост). Данное правило относится к обследованию женщины у гинеколога. Во время обследования пост не нарушается, если осмотру подверглась только наружная часть полового органа, и в половой орган не было введено ничего влажного.

Хиджама (кровопускание) не нарушает пост. На этот счёт существует хадис, в котором говорится, что во время поста Посланник Аллаха (мир ему и благословение) совершал хиджама (данный хадис приводят имамы: Ахмад, Шафии, Бухари, Абу Дауд, Ибн Маджа, Насаи и др.). Существует также хадис со смыслом: «Нарушается пост того, кому делают кровопускание, и того, кто делает кровопускание», но, согласно толкованию учёных, смысл данного хадиса в том, что кровопускание уменьшает награду за пост, при этом действительность поста не нарушается. Тем не менее, совершать кровопускание дозволено, но только в том случае, если человек уверен, что эта процедура не ослабит его, и он сможет продолжить пост.

Гыйбат (злословие о другом человеке в его отсутствие) также не нарушает пост, хотя есть хадис, внешний смысл которого указывает на обратное действие.

Изменение намерения не влияет на действительность поста. Если человек во время поста решил прервать пост, но не сделал этого, его пост остаётся действительным.

Следует различать вдыхание ароматов и вдыхание дыма или пара. Во время поста для человека абсолютно дозволено вдыхать ароматы цветов, благовоний и т. п. Но, если человек намеренно вдохнул дым или пар через рот или нос и он попал в горло, пост нарушается. При этом не имеет значения, какой именно дым это был - дым благовоний, дым от сигарет и так далее. Если дым попал человеку в нос или рот случайно, помимо его воли, его пост действителен. Например, если человек попал в комнату, где курят, закрыл ладонью рот и нос, но дым всё равно проник внутрь, пост не нарушается.

Пост не нарушается, если человеку в горло попала пыль, даже если это была пыль от муки.

Если человеку в рот залетела муха и он случайно проглотил её, пост действителен.

Если человек принял лекарство до начала дня поста, но уже во время поста почувствовал его привкус во рту, это не влияет на действительность поста.

Состояние «джанаба» (большого осквернения) никак не влияет на действительность поста. Если человек проснулся в состоянии осквернения, его пост действителен, даже если он пробыл в таком состоянии несколько дней подряд (хотя оставаться в таком состоянии для него запретно, потому что он не сможет молиться, так как для совершения ежедневного намаза обязательно нужно очиститься от большого осквернения). В целом пребывание в состоянии ритуальной чистоты не является условием действительности поста.

Согласно мнению имама Абу Ханифы и имама Мухаммада, в случае если мужчина ввёл воду в свой половой орган, пост не нарушается. Однако имам Абу Юсуф высказал мнение, что, если вода достигла мочевого пузыря, пост нарушается.

Попадание воды в ухо во время купания в реке или во время совершения полного омовения не нарушает пост. В ханафитском мазхабе существует разногласие относительно того, нарушается ли пост, если человек сам закапал воду или лекарство себе в ухо (если при этом жидкость проникла в среднее ухо, находящееся за барабанной перепонкой). Согласно самому верному мнению в мазхабе, пост нарушается. Если человек чистит уши, например с помощью палочки, и несколько раз вводит внутрь уха палочку, на которой уже есть грязь, это не нарушает пост.

По ханафитскому мазхабу, проглатывание слизистых выделений из носа не нарушает пост при условии, что они не вышли за пределы ротовой полости (или носа) настолько, чтобы отделиться от неё. Если человек уже высморкался или выплюнул эти выделения, но затем проглотил их, пост нарушается. То же касается проглатывания слюны. Но если слюна вытекла изо рта человека и повисла в виде нитки или капли, не отделившись ото рта, её проглатывание не нарушает пост. Если у человека во время разговора губы смочились слюной, и он затем облизал их, это не влияет на действительность поста. По шафиитскому мазхабу, в случае если человек проглотил скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, пост нарушается, поэтому учёные ханафитского мазхаба рекомендуют не проглатывать скопившуюся слюну или скопившиеся слизистые выделения из носа, чтобы преодолеть разногласие между мазхабами.

В книге «Аль-Худжа» сказано: «Шейха Абу Ибрахима спросили, нарушается ли пост человека, проглотившего слизь (имеется в виду слизь/желчь, которая попала в рот изнутри). Шейх ответил: «Если речь о малом количестве слизи, то пост не нарушается, согласно иджма ханафитов. А если слизь заполнила рот и вышла наружу, то пост нарушается, согласно мнению Абу Юсуфа, и не нарушается, согласно мнению Абу Ханифы».

Рвота, согласно самому верному мнению в мазхабе, высказанному имамом Мухаммадом, не нарушает пост, если человек не вызывал её намеренно. На эту тему существует хадис Посланника Аллаха (мир ему и благословение) со следующим смыслом: «Пост человека, которого одолела рвота, не нарушается, и нет на нём обязанности его восполнения, а если человек намеренно вызвал рвоту, пост его нарушается» (хадис приводят имам Малик, ад-Дарими, Абу Дауд, Тирмизи). Если человека вырвало помимо его воли (даже если рвота заполнила весь рот) и он непроизвольно проглотил рвоту, согласно мнению имама Мухаммада, его пост не нарушается. Одна из причин этого в том, что рвота представляет собой субстанцию, которой невозможно питаться. Относительно того, влияет ли намеренно вызванная рвота на действительность поста, существует разногласие между имамом Мухаммадом и имамом Абу Юсуфом. По мнению имама Абу Юсуфа, в случае если рвота была вызвана намеренно, пост не нарушается, если рвота не заполнила полностью рот (т. е. её можно было удержать во рту). При этом пост не нарушается даже в том случае, если человек намеренно проглотил такое количество рвоты. Однако самым верным мнением в мазхабе по данному вопросу является мнение имама Мухаммада, согласно которому пост человека, намеренно вызвавшего рвоту, нарушается в любом случае - проглотил он рвотные массы или нет.

Если у человека после сухура (утреннего приёма пищи) застрял в зубах маленький кусочек пищи (меньше горошины) и он проглотил этот кусочек во время поста, пост не нарушается. Под малым количеством пищи следует понимать такое количество, которое человек легко проглатывает вместе со слюной, не прибегая к помощи языка и не прилагая никаких усилий, чтобы проглотить его.

В книге «Аль-Кяфи» сказано, что, если у человека на губе (т. е. за пределами ротовой полости) остался кусочек пищи, не превышающий по размеру кунжутное семечко, и попал ему в рот и растворился там, при этом он не почувствовал никакого вкуса во рту, это не влияет на действительность поста.

Нужно ли продолжать поститься, если твой пост стал недействительным или ты не постился с начала дня по уважительной причине?
Если человек совершил действия, нарушающие пост, он должен провести остаток дня в посте, даже если восполнение поста за этот день уже стало для него обязательным. То же касается человека, у которого была уважительная причина не соблюдать пост, но затем эта причина исчезла до окончания дня поста. На нём лежит обязанность поститься остаток дня, выражая тем самым своё уважение к месяцу Рамадан.

Существует несколько категорий таких людей:

1. Женщина, у которой закончился хайд (месячные) или нифас (послеродовое очищение) после рассвета в день поста. Она должна провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день после Рамадана.

2. Путник, который не соблюдал пост в пути, но до окончания дня поста прибыл на место, где собирается остаться на 15 дней и более, либо вернулся домой, тоже должен провести остаток дня в посте, а также восстановить этот день поста после Рамадана.

3. Больной, который выздоровел до окончания дня, должен остаток дня поститься, а также восполнить день поста. Но если больной человек отказался от права не соблюдать пост и, выразив намерение в положенное время, постился и выздоровел до конца дня, его пост засчитывается как пост в Рамадан. И восполнять этот день не нужно. То же касается путника, который соблюдал пост в пути и до конца дня поста перестал быть путником.

4. Человек, который стал совершеннолетним в день поста, должен с момента наступления совершеннолетия соблюдать пост оставшуюся часть дня.

5. Если неверующий принял Ислам в месяце Рамадан, он должен остаток дня провести в посте вместе с остальными мусульманами. При этом на неверующем, который принял Ислам, и на ребёнке, который стал совершеннолетним, не лежит обязанность восполнения этого дня поста.

6. Сумасшедший, который обрёл рассудок в день поста после времени «дахватуль-кубра», должен остаток дня поститься, хотя на нём лежит обязанность также восполнить этот день. Если он обрёл рассудок до «дахватуль-кубра» и успел выразить намерение на пост, его пост действителен и не требует восполнения.

К макруху (порицаемому) во время поста относятся семь вещей:

1. Пробовать пищу на вкус (даже во время поста нафль). Если женщина готовит пищу и нет никого, кто мог бы попробовать её (например, на соль), кроме неё самой (это может сделать, например, женщина, которая не постится из-за того, что находится в состоянии хайда), пробовать пищу дозволено без макруха. Женщине дозволено разжевать пищу, чтобы потом отдать её ребёнку. Если у женщины очень привередливый в отношении еды муж с тяжёлым характером, для неё не является макрухом пробовать пищу, чтобы проверить, достаточно ли соли. Если муж не обладает скверным характером и привередливостью в отношении пищи, пробовать на вкус то, что готовишь, не следует.

2. Жевать жевательную резинку при условии, что в процессе жевания от неё ничего не отделяется (будь то сахар или мелкие частицы), в противном случае жевать её является харамом. Данное правило относится как к мужчинам, так и к женщинам. Вне поста жевать жевательную резинку - мустахаб для женщины и макрух для мужчины, если мужчина делает это на людях (в уединении макрух спадает). Жевать жевательную резинку вне поста с целью избавиться от неприятного запаха изо рта дозволено.

3. Целовать жену/мужа, если есть вероятность, что человек в результате не сдержит себя и совершит половой акт или что выделится семя. То же относится к «мубашаратуль-фахиша» (соприкосновение половых органов мужчины и женщины без совокупления).

4. Покусывать губу жены (при этом подразумевается, что её слюна не попадает в рот мужу, иначе это действие нарушает пост).

5. Копить во рту слюну, а затем проглатывать большое количество слюны за раз.

6. Выполнение тяжёлой работы, если у человека есть уверенность, что эта работа ослабит его и он будет вынужден прервать пост.

7. Совершение кровопускания, если велика вероятность, что оно ослабит человека и он будет вынужден совершить ифтар.

К макруху не относятся следующие семь действий:

1. Поцелуи и «мубашаратуль-фахиша», если у человека нет опасения, что это может привести к совершению полового акта. На это положение указывает довод в виде хадиса, в котором Айша, говорит, что Посланник Аллаха e совершал подобные действия во время поста (хадис приводят имам Бухари и имам Муслим).

2. Нанесение жира или масла на усы.

3. Нанесение сурьмы на ресницы.

4. Хиджама (кровопускание) при условии, что человек уверен, что хиджама не ослабит его настолько, что он будет вынужден совершить ифтар.

5. Использование сивака. В том числе и использование сивака в конце дня. В шафиитском мазхабе использование сивака во время поста после наступления обеденного намаза является макрухом. Согласно ханафитскому мазхабу использование сивака является сунной в любом случае. Доводом этому служит хадис, в котором Посланник Аллаха e сказал: «Одно из лучших качеств постящегося - это использование сивака» (хадис приводят Ибн Маджа, аль-Байхаки, ад-Даракутни), а также хадис, в котором сказано, что Посланник Аллаха e использовал сивак во время поста как в начале дня, так и в конце дня (хадис приводит имам Ахмад). Использование сивака не является макрухом, даже если этот сивак свежий, зелёный или смочен водой.

6. Полоскание рта и носа, даже если это делать не во время совершения малого омовения.

7. Принятие душа или обёртывание в мокрую простыню. На дозволенность этого указывает хадис, где сказано, что Посланник Аллаха e во время поста полил воду себе на голову во время жары, чтобы уменьшить чувство жажды. Также на эту тему есть хадис о том, что Ибн Умар во время поста заворачивался в мокрую простыню. Эти действия не являются макрухом, потому что помогают человеку выдержать пост.

Желательные (мустахаб) действия во время поста

Сухур и ифтар. Посланник Аллаха e сказал: «Совершайте сухур, воистину в сухуре заключён для вас баракат» (хадис приводят имам Ахмад, имам Бухари и имам Муслим).

Если человек совершает сухур, его награда за пост увеличивается. Однако не следует слишком много съедать во время сухура, так как это противоречит смыслу поста (пост предполагает определённую тяжесть для человека).

Также на эту тему существует следующий хадис: «Три вещи из нравственности Посланника e: вскоре после захода солнца принимать ифтар, незадолго до рассвета принимать сухур и класть правую руку на левую во время совершения молитвы» (приводят имам Мухаммад, имам Абдур-Разак и имам аль-Байхаки).

Если небо затянуто тучами, желательно немного оттянуть ифтар, чтобы не ошибиться. В целом желательно принять ифтар до того, как на небе станут отчётливо видны звёзды.

В качестве сухура достаточно выпить глоток воды. На этот счёт Посланник Аллаха e сказал: «В сухуре содержится баракат, даже если человек выпил только глоток воды. Поистине, Всевышний Аллах и Его ангелы благословляют тех, кто совершает сухур».

Ситуации, в которых дозволено прервать пост

В некоторых случаях для человека дозволено, а иногда даже обязательно, прервать пост. Выделяют несколько причин, по которым человек может не поститься: болезнь; путешествие; принуждение; беременность; кормление грудью; голод; жажда; старость.

Если человек чувствует, что умрёт от болезни, если продолжит поститься, ему обязательно следует прервать пост. Также дозволено прервать пост, если человек боится, что болезнь в противном случае затянется.

Если человек точно знает, что его болезнь протекает по определённому циклу, например в начале каждого месяца у него начинается сильная лихорадка, ему дозволено прервать пост в начале месяца, не дожидаясь, пока болезнь проявит себя (то же относится к женщине, которая, основываясь на своём опыте и знании об особенностях своего менструального цикла, почти на 100 % уверена, что у неё в начале месяца начнётся хайд). Если болезнь человека не проявится в обычное для неё время (например, окажется, что он выздоровел), согласно самому верному мнению в мазхабе, на нём, помимо восполнения поста, не будет лежать обязанность совершить каффару за то, что он нарушил пост (то же относится к женщине, у которой не начался хайд в обычное для этого время).

Если беременная женщина боится, что может заболеть или потерять рассудок, если будет воздерживаться от еды и питья, ей дозволено прервать пост. Если женщина чувствует, что воздержание от еды и питья может привести к её смерти или смерти ребёнка, которого она носит, прервать пост для неё не только дозволено, но и обязательно. То же относится к женщине, которая кормит грудью. Если у ребёнка, которого вскармливает грудью женщина, развился понос, этой женщине дозволено прервать пост, чтобы принять лекарство, которое поможет предотвратить недуг ребёнка. В хадисе сказано: «Поистине, Всевышний Аллах создал послабление для путника, который может оставить пост и сократить молитву, а также послабление для беременной и кормящей женщины, которой дозволено не держать пост» (приводят имам Мухаммад, имам Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи).

Как определить истинность опасений за своё здоровье

При определении, насколько оправданным является страх болезни или смерти, необходимо обратить внимание на два фактора:

1. Опыт . Имеется в виду ситуация, когда человек ранее уже наблюдал, что в результате воздержания от еды и питья его здоровье значительно ухудшилось, болезнь усугубилась /затянулась или возникла опасность, что он умрёт.

2. Диагноз врача . Подразумевается, что об опасности для здоровья или жизни человеку сообщил врач. В книге «Аль-Бурхан» говорится, что врач, который проводит медицинский осмотр, должен быть мусульманином, а также должен быть врачом-профессионалом и обладать качеством «адаля». Однако имам аль-Камаль высказал мнение, что наличие качества «адаля» в данном случае необязательно. Достаточно, чтобы врач не был явным грешником, и тогда его оценки состояния постящегося будет достаточно, чтобы сделать вывод, можно ли прерывать пост.
Если человек прервал пост, не имея описанного выше опыта или основываясь на заключении врача, который не обладает перечисленными выше качествами, то на него, помимо восполнения пропущенного поста, ложится обязанность совершить каффару.

Человеку дозволено прервать пост, если он ощутил чувство голода или жажды в такой степени, что оно может привести к смерти, к помутнению рассудка или к потере зрения, слуха и т. п. При этом ставится условием, чтобы голод или жажда не были вызваны человеком сознательно (например, если человек выполнял тяжёлую работу, зная, что это приведёт к невыносимой жажде). Если человек прервал пост после того, как вызвал у себя сильную жажду изнуряющей работой, он должен восполнить пост и совершить каффару.

Путник имеет право не соблюдать пост в пути только в том случае, если отправился в путешествие до наступления фаджра. На этот счёт Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Тот, кто болен, и тот, кто в пути, имеют право не соблюдать пост. Они должны восстановить дни поста, которые пропустили, в другом месяце» (сура «Аль-Бакара», аят 184).

Если путник может поститься в пути и это не навредит ему, лучше не прерывать пост, так как в Коране Всевышний Аллах сказал: «Но если вы будете поститься - это лучше для вас». Однако, если он путешествует в группе, в которой все прервали пост, ему тоже лучше прервать пост, последовав тем самым за джамаатом. То же касается случая, если попутчики человека собирают деньги, чтобы купить пищу для ифтара и прервать пост, - человеку лучше вложить свою долю в собранные для ифтара деньги и присоединиться к джамаату.

В ситуации, когда у человека есть уважительная причина не поститься в Рамадан (например, он болен или находится в пути), и он чувствует, что умрёт до конца Рамадана и не успеет восполнить пост, возникает вопрос - обязан ли он написать завещание и назначить того, кто выплатит фидью (накормит бедняков) за пропущенные им дни поста. В данном случае обязанности составить завещание с указанием о выплате фидьи на человеке не лежит. Если этот человек умрёт, не написав завещание, греха за это на нём не будет. Однако, если у человека, который не постился по уважительной причине, была возможность восполнить пост (то есть он стал оседлым или выздоровел и застал время после окончания Рамадана, когда мог восполнять пост), и он чувствует, что скоро умрёт, не успев восстановить пропущенные дни поста, он обязан написать завещание и назначить человека, который выплатит за него фидью. Фидья высчитывается по количеству дней, в которые человек мог восполнять пост. Если у него было три дня для восполнения поста до того, как он умер, нужно платить фидью три дня и т. д.

Если человек дал обет, что будет поститься целый месяц, если выздоровеет, затем выздоровел, но, пробыв здоровым один день, снова заболел и почувствовал, что умрёт, он должен написать завещание о выплате фидьи в течение всего месяца, который он обещал поститься. Если он постился в тот единственный день, когда был здоров, этот день следует вычесть из общего числа, если не постился - фидья выплачивается за весь месяц. Данное мнение высказали имамы Абу Ханифа и Абу Юсуф (да будет милостив к ним Всевышний Аллах). Согласно мнению имама Мухаммада, выплачивать фидью нужно только за один день - день, в который человек выздоровел, мог держать пост, но не держал его. Фетва в ханафитском мазхабе строится на мнении имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа.

Если у человека накопились долги по посту, например, десять дней, желательно восполнить эти дни поста сразу же, как только появится возможность, не откладывая на потом, а также поститься все 10 дней подряд. Однако это не является условием действительности восполнения поста - дозволено восполнять пост постепенно в течение какого-то периода времени.

Если человек не успел восполнить пропущенные дни поста и уже начался новый месяц Рамадан, он должен отложить свои долги и начать совершать обязательный пост, а оставшиеся дни за прошлый год восполнить уже после окончания Рамадана этого года. Если человек во время Рамадана выразил намерение на пост када (восполнение поста), его пост будет засчитан как обязательный пост в Рамадан при условии, что этот человек здоров и не является путником. Если путник во время Рамадана выразит намерение на восполнения поста за прошлый Рамадан, его пост будет засчитан в соответствии с намерением. А относительно поста больного в данном случае среди шейхов существует разногласие. Платить фидью за то, что отложил восполнение обязательного поста на потом, человек не обязан.

Выплата фидьи

Человеку, который находится в состоянии глубокой старости и не имеет сил держать пост, дозволено не поститься, но необходимо выплачивать фидью за каждый день поста. В качестве фидьи необходимо либо каждый день дважды кормить одного бедняка (при этом оба раза его необходимо накормить настолько, чтобы он полностью насытился), либо отдавать бедняку каждый день половину са (примерно 4 кг) пшеницы. Кроме того, дозволено вместо продуктов отдать бедняку стоимость этой пшеницы в денежном эквиваленте. У человека есть выбор: выплатить фидью в начале месяца Рамадан либо в конце. Дозволено отдавать фидью одному и тому же бедняку.

Если состояние старого человека улучшилось, и он стал способным держать пост, на него ложится обязанность восполнить дни поста, которые он пропустил, при этом выплаченная фидья аннулируется.

Если человек дал обет поститься постоянно (например, каждый день), а затем понял, что у него нет для этого сил, ему дозволено прервать пост, но при этом необходимо выплачивать за каждый пропущенный день поста фидью.

Если человек по какой-то причине не может выполнить возложенные на него обязанности, он должен просить прощения у Всевышнего Аллаха за то, что не может держать пост.

Фидья не предусматривается за пост, который явился заменой другого обязательного действия в искупление какого-либо греха. Например, если человек должен совершить каффару, первое, что он обязан сделать, - отпустить раба. Если такой возможности нет, он должен держать два месяца подряд пост. В данном случае основой каффары является освобождение раба, а не пост, поэтому человек, который не может соблюдать данный вид поста по каким-то причинам, выплачивать фидью не должен. В случае если у человека нет возможности накормить бедняков (или вид каффары, который он должен совершить, в принципе не предполагает такой альтернативы, как кормление бедняков), он также должен просить прощения у Всевышнего Аллаха.

Материал подготовил преподаватель медресе имени имама Абу Ханифы

Рассказать друзьям